российское информационное агентство 18+

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Понедельник, 4 ноября 2024, 20:48 мск

Новости, Кратко, Популярное, Анонсы, ЧелГУ

Архив
Столыпин как столп отечественной трезвости Авторская колонка Екатерины Истрицкой

Авторская колонка Екатерины Истрицкой на сайте NDNews.ru предназначена для всех любителей праздников, тем более, что для торжества есть сразу два повода: во-первых, день рождения Столыпина, столь полюбившегося современной российской власти всех уровней, и годовщина самого масштабного в истории Челябинска Дня трезвости. Правда, Столыпина чествовать лучше все-таки 14 апреля, но, как говорится, кто празднику рад, тот накануне пьян:

«Не люблю я март с апрелем – эти « критические» дни природы в нашем городе. Видимо, велика тоска по всему «голубому и зеленому» – серость безлистья на деревьях и мрачность отсутствующей архитектуры плюс отравляющие индустриальные дымы даже при значительно бОльшем , чем в столицах количестве солнечных дней вгоняют в депрессию и тело, и мозги. Одна радость – субботник. Теперь еще, когда магнитогорцы «взошли на престол», – совсем ляпота: с каждым днем город выглядит все чище и аккуратнее, нежели при прежних режимах. Правда, надысь наблюдала, как дворники, ну, сильно пролетарского происхождения, погрузив в мусорку мешки и отпиленные сучья деревьев, тут же, под свежеостриженными тополями откупорили, по выражению про водочку Ахматовой, eau de la vie, и в мгновение ока надрались, как элегантно выражались гусары, «до белых слонов».

И я поняла, какую инициативу нужно озвучить и осуществить местным, изнемогающим в федеральной вертикали без пиарского креатива политикам и администраторам: «Пьяницам – позор, пьянству – бой», и под это дело у них, к тому же, на ура пройдет возведение в Челябинске хоть десятка бронзовых Столыпиных. Ибо к водопроводу нашему присно памятный премьер, конечно, отношение имеет не больше, чем нынешний – к распространению в России айфонов и прочих педов, а вот борцом с алкоголиками был просто непримиримым. Да что там – без его согласия и содействия задушили бы первую в империи антиалкогольную компанию в зародыше.

Заодно и в нашем челябинском календаре возникнет новый праздник – День трезвости. Ломать голову над датой не нужно – совместим полезное с историческим. Правда, малек опоздали – нужно было в прошлом году «возобновить» – ибо Праздник трезвости – с размахом – в Челябинске прошел 13 апреля 1914-го года. Это правда, был уже второй День трезвости – первый организовали в августе 1913-го, но тот вышел слегка « комом», а вот в 1914-м интеллигенция – врачи и учителя – постарались: повсюду читали лекции, иногда даже в стихах с призывами отказаться от водки и даже пива с вином в пользу чтения и чаепития. Из воспоминаний современников: «Был устроен грандиозный ход по городу с хоругвями и духовым оркестром, привлекший массу публики. По городу, разукрашенные цветами и цветными лентами с лозунгами о вреде пьянства, были рассыпаны сборщики и сборщицы с кружками по сбору средств в пользу общества. Сбор был хороший. На эти собранные средства рядом с Народным Домом была открыта обществом чайная и читальня».

Тогда решили сделать 13 апреля ежегодным городским праздником трезвости, но началась война, закончившаяся революцией и такими пертурбациями, что даже интеллигенции стало не до трезвости.

Новости «Новый Регион – Челябинск» в Facebook*, Одноклассниках и в контакте

Однако вернемся в довоенный и дореволюционный. Челябинск. В 1914-м организация праздника прошла на должном уровне опять же – не устаю вспоминать добрым словом этого деятельного доктора и менеджера – благодаря грамотному содействию Александра Францевича Бейвеля . Он к тому моменту (после отставки в апреле 1911) вновь вернулся на общественное поприще: был избран гласным городской Думы и одновременно с этим работал в санитарно-медицинской комиссии городской управы, а потому знал, сколько вреда личному здоровью пьяницы и социальному прогрессу города в целом наносит ежедневное «злоупотребление» челябинцев. Кроме того, Бейвель, как и Столыпин, пил меньше умеренного. И был, кстати, первым непьющим головой Челябинска. А с городничим – одним из своих предшественников (что нанимал его на работу в качестве городского врача во время эпидемии тифа, свирепствующей в Челябинске в самом конце 19 века) по поводу «принятия на грудь» у Бейвеля произошел примечательный разговор. Градоуправитель поинтересовался:

– Ты водку пьешь?

– Не очень,– засмущался медик.

– Так зачем же приехал?– изумился городской голова.

Водку тогда, что в Челябинске, что в империи пили аки воду – в целом по России на одного жителя (включая женщин, младенцев, язвенников и глубоких старцев) приходилось 2 с половиной литра чистого спирта в год (правда, по другим данным – 3, литра). В Златоусте цифра приближалась почти к 4 литрам, в Миассе – 3, в Челябинске пили 2 литра – это с учетом скромного потребления алкоголя мусульманским населением города (аборигены выпивали менее полулитра в спиртовом исчислении).

Правда, не могу не заметить, что в стране Октября народ пил много больше. Так в 50-е годы прошлого века жители Южного Урала ( все с теми же старичками и болезными, дамами и детишками), к примеру, ежегодно губили свой ливер 15 литрами ликеро- водочных. С вином же и пивом выходило около 20 литров.

В 1960-е уже, соответственно, «тонули» в 20 и 27литрах.

К 85-му году цифра доползла до 25- 35. И это не считая «табуретовки» и прочих изысков – денатуратов (приготовленных из того же подзабытого в империалистическую эпоху «Поморина» – единственной пристойной в СССР марки зубной пасты болгарского производства)…

Но это так, занимательная статистика.

Мы же речь вели о возрождении традиции (самый сенокос эта идея для лидеров ЗВУ) и о Столыпине – и причина нашлась памятник ему установить, жаль с поводом по-прежнему запритык.

Так вот о непьющих Петре Аркадьевиче и Александре Францевиче. А, кстати почему они не пили?! Бейвель, говорят, был гурманом – ну, понятно, француз: сивушный запах водочки – не букет арманьяка или бордо.

А вот Столыпин в своей семье был приятным исключением. Не пил. Не курил. В карты не играл. По слухам, не хотел повторить опыт своего служаки-отца – Аркадий Дмитриевич вел совсем другой, абсолютно нездоровый образ жизни, претивший по своей сути штатскому Петру Аркадьевичу.

Первым удачным опытом Столыпина на поприще ликвидации алкоголизма стало в 1889-м году строительство Народного Дома в Ковно (ныне Каунас), где он почти 10 лет был местным «Кисой Воробьяниновым» – служил уездным предводителем дворянства. Именно по инициативе Столыпина и при его непосредственном наблюдении уездным Попечительством о народной трезвости был возведен двухэтажный особняк, где первый этаж занимала «чайная трезвости», а на втором был зрительный зал, где устраивались «народные чтения», спектакли и концерты.

Второй проект – помасштабнее – был связан с деятельностью Саратовского «Общества трезвости и умеренной жизни» – одного из первых в Российской империи, созданного в 1894-м году под воздействием на местную прогрессивную общественность 13 антиалкогольных статей и «Согласия против пьянства» Льва Толстого. Писатель – граф к тому моменту жестоко страдал от печеночных колик и уже не только сам приобщился к трезвости и прочей воздержанности, но и начал свою «отрезвляющую» миссию, к которой подключились все его домочадцы, включая супругу. Кстати, по одной из версий, саратовское общество было создано именно после публикации письма к интеллигенции Софьи Андреевны.

В том же 1894-м году был и Высочайше утверждён устав попечительств о народной трезвости, которые возглавили губернаторы, городскими же комитетами руководили дворянские предводители или другие облачённые властью люди. В общем, можно сказать, что в конце XIX – начале XX вв. в России развернулось широкое трезвенное движение, создавались различные церковные и гражданские общества трезвости. К 1911 году в стране насчитывалось более 2000 обществ трезвости. В их работе участвовало на волонтерской основе более полумиллиона сознательных и непьющих подданных императора. Большинство обществ трезвости были созданы при сельских приходах, а их работой руководили местные священники.

Пётр Аркадьевич, став саратовским губернатором в 1904 году, неформально подошёл к своим обязанностям попечителя, что очевидно из журнальных записей – протоколов заседаний губернского комитета попечительства о народной трезвости. Он лично вел каждое заседание, решения коего скреплялись подписями губернатора и всех пятнадцати членов попечительства.

Между прочим, в Саратове лет десять назад возобновили деятельность этого симпатичного общества. А лет семь назад в антиалкогольную агитацию включились даже детишки – местные скауты, сочинившие по случаю вот такую песенку: «Я буду жить ради семьи,

Я патриот, я патриот своей страны.

Мы защитим от алкоголя всех людей,

и наша жизнь будет намного веселей».

Не Гребенщиков, конечно, «Не пей вина, Гертруда, пьянство на красит дам, Нажрешься в хлам – и станет противно соратникам и друзьям», но концепция налицо. Опять же преемственность с губернатором – историческим фаворитом нынешней власти.

А вот третий поход Столыпина за трезвость, был уже имперского масштаба. Инициатива, правда, исходила не от премьера, но без его поддержки ничего бы у активистов не вышло. Хронология примерно такая: 1 ноября 1907 г. в Санкт-Петербурге член III Государственной Думы от Самарской губернии, самарский городской голова, купец-трезвенник М.Д. Челышов (Челышёв) в горячей речи в Думе впервые в истории российского парламента призвал к решительным мерам борьбы с пьянством. Призыв, опубликованный в газетах, вызвал широкую поддержку в России и за рубежом и поставил трезвенное движение на качественно новую – общественную – ступень. 11 декабря 1907 г. в Государственной Думе по предложению Челышова была создана «Комиссия о мерах борьбы с пьянством» (1907-1912 гг.), ставшая одним из центров трезвенной работы в стране. Председателем её был избран епископ Гомельский Митрофан (Краснопольский), товарищем (заместителем) – Челышов, получивший впоследствии прозвище (не без иронии, ибо в Самаре, видать, под знатную ушицу пили аж по 5 литров шнапса в пересчете на каждую местную душу) «великого борца за народную трезвость». Таким образом, движение получило поддержку со стороны части членов высшего органа законодательной власти. Более того, решено было провести в столице I Всероссийский съезд по борьбе с пьянством, в числе участников преобладали ученики и последователи Льва Толстого, основавшего первое российское Общество Трезвости «Согласие против пьянства».

Но в начале 1909 г. Организационному комитету I Всероссийского съезда по борьбе с пьянством в проведении съезда отказали петербургские власти, опасавшиеся, что мероприятие будет использовано для антиправительственной агитации. Тогда Комитет обратился непосредственно к министру внутренних дел и одновременно председателю Совета министров Столыпину. Петр Аркадьевич, и сам участник акций по «уменьшению пьянства», «благотворно влияющих на народ», признававший заслуги в отрезвлении нации «фанатичного проповедника трезвости » депутата Челышова, разрешение дал. Первый всероссийский съезд по борьбе с пьянством состоялся в Петербурге 28 декабря 1909 – 6 января 1910 гг., собрав видных представителей науки, практиков, общественных деятелей и небольшую группу духовенства (в числе депутатов съезда был и французский челябинец Александр Бейвель, и настоятель челябинской Александро-Невской церкви священник Михаил Пеньковский). Так что, как ни крути, а глава правительства явился своего рода «крёстным отцом» антиалкогольного съезда! И, если следовать логике челябинских краеведов, поспособствовал становлению движения трезвенности в Челябинске.

Правда, «наше» общество трезвости было создано почти через двадцать лет после саратовского, но лучше «завязать» поздно, чем никогда. Александру Бейвелю не удалось учредить гражданского – городского общества. Челябинские «трезвенники», как и остальные существовавшие в Оренбургской губернии (куда входил и Челябинск) общества, были церковного происхождения. Инициатива исходила от того самого депутата- священника Пеньковского, предложившего 2 сентября 1912 года в честь святого Иоанна Предтечи создать Градо-Челябинское Иоанно-Предтеченское общество трезвости. Благодаря страстным проповедям о. Михаила о вреде пьянства и пользе трезвости в общество вовлекалось все больше членов. Работе стала помогать городская Дума, общество росло, и даже становилось популярным. На момент организации общество насчитывало 23 человек, а уже к январю 1914 года – 243 человека. Члены общества давали обет в течение определенного времени не употреблять спиртных напитков. Не реже 2-х раз в месяц созывались общие собрания, много говорилось и читалось о пользе трезвости. Деятельность общества выразилась в проповеди с церковного амвона о вреде пьянства, в раздаче устава Общества, иконок, листовок, брошюр против пьянства всем вступающим по отдельности, в расклейке картин против пьянства по папертям городских и ближайших поселковых храмов, лекционной работе. В уже построенном к тому времени Народном доме организовывались «народные чтения с туманными картинами» (диапозитивами) о вреде пьянства. Собрания общества проходили, как правило, в Александро-Невской церкви. И первый праздник трезвости 29 августа 1913 года в Челябинске сопровождался литургией в этом храме, после чего на ярмарочной площади у церкви состоялся крестный ход и молебен Св. Иоанну Крестителю. Впрочем, в тот день во всех храмах города прошли торжественные богослужения, читались проповеди о борьбе с алкоголизмом.

Вот написала и подумала – в какой раз, – а при чем здесь Столыпин. Ну, в Ковно и Саратове, да и в городе на Неве можно поставить монумент – премьер за чашкой чая работает над документами. А в Челябинске-то если возводить – нужно ему в компанию присовокупить и батюшку Михаила, и доктора Бейвеля, соображающих, так сказать, «чай на троих». И поставить, точнее, «посадить» за стол эту троицу трезвенников на бывшей ярмарочной площади, или рядышком с лапотником, что читает у входа в местный ЗакС толстый свод законов. А то ведь наши законотворцы, после торжественных возлияний выползают из своих присутственных дверей – одна срамота – на бровях, наклюкавшись не меньше тех самых дворников после субботника. А тут у них пример положительный будет: выйдут «с белыми слонами» из родного учреждения, а на пороге бронзовые трезвые, как стеклышко, Столыпин со товарищи смотрят с укором.

Хотя, почему Столыпин?! Может, Льва Толстого за пропаганду вотрезвления нации увековечить?! Вдвоем со Столыпиным их ставить не резон – старец премьера не жаловал: постоянно критиковал и даже называл «жалким человечишкой». Да и Петр Аркадьевич классика недолюбливал: был поклонником другого Толстого – Алексея Константиновича, ну, того: «колокольчики мои, цветики степные» или «Послушайте, ребята/Что вам расскажет дед/Земля наша богата/Порядка в ней лишь нет».

Впрочем, оставим вопрос о памятниках. А вот вопрос о празднике трезвости как общегородском мероприятии, неплохо бы вынести на местный референдум. И параллельно обязать всех местных властителей давать обет трезвости, хотя бы на время исполнения должностных обязанностей.

А то ведь после Бейвеля мэр-трезвенник у нас появился лишь спустя век и то один – «как в году весна»– Вячеслав Тарасов, прославившийся своим автографом на банкетных салфеточках – личной, так сказать, антиалкогольной агитацией: «Пейте, но в меру. Мэр».

Челябинск, Екатерина Истрицкая

Челябинск. Другие новости 13.04.15

Полеты в Крым субсидируют жителям 43 российских городов. В Уральском федеральном округе дешевые билеты появятся на 8 авиамаршрутах. / В Сургуте наградят уральцев-победителей конкурса «Славим человека труда!». / В Озерске из-за шоколадного яйца эвакуировали поликлинику. Читать дальше

* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.

Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42

© 2015, «Новый Регион – Челябинск»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках