российское информационное агентство 18+

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Пятница, 22 ноября 2024, 00:19 мск

Новости, Кратко, Популярное, Анонсы, ЧелГУ

Архив
Опять за рыбу деньги: размышления рыбака-любителя о хобби, власти и рейдерских захватах

Член Общественной наблюдательной комиссии Челябинской области Николай Щур поднял неожиданную тему – о рейдерском захвате озер. А началось все с простого, на первый взгляд, вопроса: платить или не платить за рыбалку на южноуральских водоемах:

«После долгой невнятной осени, когда рыбалки никакой, наступила на Урале, наконец, зима, а с нею новый рыболовный сезон с увлекательнейшим началом – рыбалкой по первому льду. И ничто не может омрачить это счастье рыболову – ни традиционные смерти особо спешащих на тонкий лёд, ни всплывание не менее традиционного вопроса: платить или не платить за рыбалку? И если первая неприятность (трагедия!), как ни крути, всё равно неизбежна (русский авось не искоренить, увы), то вторая неприятность – со знаком вопроса уже который год. И разбираются с нею тысячи людей, да нет – миллионы: и мы, простые смертные, и всевозможные чиновники – от рыбинспекторов до прокуроров. Стоит ли говорить об этом вновь, ведь не только сказано немерено уже, но и судебных решений и разъяснений прокуроров не один десяток? И уж точно эти мои размышления точки в спорах не поставят. Но всё же…

За эту статью я мог бы и не браться (по причинам, только что мною озвученным), но вот нюанс: ныне-то разговор о плате за рыбалку перетёк в совершенно другую плоскость. Под надоевшую всем демагогическую песенку про заботу о рыболовах-любителях («Рыбалка на всех водоёмах бесплатна, президент сказал!») в родной области (и не только!) начинается новая волна банальной рейдерско-коррупционной операции по переделу собственности. От общества всё это скрыто, начавшиеся бои идут в тиши кабинетов исполнительной власти. Вот об этом-то и хочется поговорить: рассказать людям, что там бояре нынче решают втихаря.

По сути: что нам, любителям посидеть с удочкой, от государства надо? Ровно именно то и надо: спокойно посидеть с удочкой. То есть, приехать на водоём, раскинуть снасти и поймать ту рыбу, к которой у тебя душа лежит. Мы же разные, и потребности у нас разные: одному подавай адреналин в виде полуторакилограммового судака на леску 0,1, а большинству – окунька да чебачка, какой попадёт, но хорошо бы килограмма четыре за рыбалку.

И куда же мы за этим всем поедем? Тоже не секрет – туда, где рыба клюёт. А клюёт она где? Там, где есть. Вот и подошли мы к главному: а где же она есть, эта рыба, в нашей области? На каких озёрах?

Тридцать лет назад (про шестьдесят и не говорю) выходи практически на любой водоём в области и лови своего окуня с чебаком сколько хочешь, если хоть малость в рыбалке понимаешь. А сейчас? По пальцам перечесть озёра (из трёх тысяч имеющихся!), где можно этого самого чебака с окунем поймать. И, вот ведь подлость, именно на этих озёрах вдруг с нас стали требовать деньги за рыбалку! Ну, как специально. И это вызывает раздражение, да ещё какое! И никакие доводы требующих деньги за рыбалку, в расчёт не берутся: жулики, я тут всю жизнь ловил, разворовали Россию – и так далее.

А если подумать? Без криков про христопродавцев. Если просто проанализировать, кто и за что требует денег за рыбалку? Почему вдруг? И где требует?

И тут же окажется, что приехали вы на озеро, на которое, честно говоря, и не ездили раньше (промышляли на тех, что рядом с домом), но рыба клевать на ваших традиционных местах перестала, вот вы, поспрошав товарищей, порывшись в Интернете, нашли клёвое озеро, туда и поехали. На нём и вправду клюёт, но почему-то подходят какие-то люди и начинают требовать деньги за рыбалку. Это возмущает, особенно если люди эти явно криминальной внешности и ведут себя по-бандитски (хотя есть озёра, на которых с вами обращаются очень даже вежливо). И вы, разъярённый, начинаете возмущаться, и ярость ваша на озере не заканчивается, а выплёскивается в интернет-пространство на десятках форумов. А там ком катится: разъяснения чиновников, жалобы, суды…

Попробуем ещё раз разобраться. По причине того, что скоро, очень даже вероятно, совсем не останется в области мест, где можно будет что-то поймать. Вот почему я так предполагаю, я и расскажу.

Итак, надо сразу уяснить, на каких же озёрах ещё клюёт? Ответ простой – на ОТРХ. Что это за зверь – ОТРХ?

В стране, худо ли, бедно ли, но есть законы (как исполняются – не об этом здесь разговор). Так вот, эти законы (для нашего случая это: Водный Кодекс РФ, ФЗ № 148-ФЗ от 2 июля 2013г. «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; ФЗ №166-ФЗ от 20 декабря 2004г. «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и Приказ Минрыбхоза №506 от 1 октября 1984 года «Об утверждении Положения о порядке перевода озёр и других водоёмов под выращивание товарной рыбы и рыбопосадочного материала») разделяют все водоёмы в стране на несколько видов, то есть придают тому или иному водоёму определённый статус. И в зависимости от этого статуса (водоём общего пользования или специального пользования) рыбачить на водоёме можно так или иначе или нельзя рыбачить вообще. Можно зайти и с другой стороны: в зависимости от статуса в водоёме этом будет рыба или её не будет (будет мало).

Где сейчас есть рыба в области? На ОТРХ (на озёрных товарных рыбоводных хозяйствах). Именно туда мы все и ездим отводить душу. Именно там с нас и требуют деньги за рыбалку. И мы все этим возмущаемся. А стоит ли? И если есть поводы возмущаться, то чем именно (ну, чтобы по делу и по справедливости, а не так – поорать)?

«Новый Регион – Челябинск» в контакте, Одноклассниках и Facebook*

Эксплуатация водоёмов при советской власти (да и после), в основном была хищнической, вот рыбку-то и выловили подчистую (ценную, а чебака с окунем ловили по приказу и за дотации, если кто не знает – на корм курам). Зарыбление тогда было? Было. Но не в той мере, чтобы восполнить изымаемое. Потому клевать и перестало. И уже под самый закат СССР правительством было принято, хоть и запоздалое на десятилетия, но правильное решение – создать ОТРХ: водоёмы, куда бы был запрещён вход всем, кому попало – в обмен на то, что получившим его в пользование лицом (юридическим) этот водоём будет нужным образом зарыбляться – таким нужным, что даст не только хороший выход товарной рыбы, но и рыбопосадочный материал (мальков, личинку) не только для себя самого, но и для других окрестных озёр.

Как это всё реализовалось в постсоветские времена, насколько рачительными и добросовестными оказались «хозяева» этих водоёмов, как доловили чебака и окуня на «открытых» водоёмах – вопрос отдельный, а вот факт, что рыба (всякая) сегодня осталась только в ОТРХ – это ФАКТ.

С 1984 года воды много утекло, но Приказ этот Минрыбхоза СССР, несмотря на принятие перечисленных выше законов, никто не отменил, и понятие ОТРХ и, соответственно, наличие озёр с таким статусом, – всё есть. Как и рыба в них. И эти озёра остаются лакомым кусочком для разных нечистоплотных на руку всевозможных сановных лиц. И новейшая история нашей области знает уже много примеров как чиновниками (имена громкие, практически всем известные), использовавшими свои административные ресурсы, отнимались водоёмы (отнималось право ведения на них рыбохозяйственной деятельности) у тех, кто эти водоёмы взял для перевода из водоёмов общего пользования в ОТРХ, вложил в них большие деньги, превратил в рентабельные, устойчивые экосистемы.

Передел собственности с приходом новой администрации (на любом уровне) – явление банальное. Но от этого собственникам, у которых добро отбирают, отнюдь не легче. Вот и сейчас в области начался новый этап отъёма ОТРХ у тех, кто создал их и эксплуатирует уже годы. Этот процесс был и раньше, как было сказано, сейчас он, в связи с выходом последнего закона «о рыбе», просто активизировался – появились новые зацепки для рейдерства. Уже и судебные заседания готовятся.

Казалось бы, ну и что – они там постоянно грызутся, собственность делят, нам-то что? Действительно, что? Ничего, кроме того, с чего начал: а где рыбу-то будем ловить? Ведь результат известен: когда чиновник отнимает у частника дело, которое даёт прибыль, дело это в чиновничьих руках живёт недолго: чиновник хапает имеющееся и дело умирает. Помните анекдот: «Что будет, если к власти в Сахаре придут коммунисты?» – «Сначала ничего, а потом песка не будет». Как не стало рыбы нигде в области, кроме ОТРХ, мы видим без статистики. Сейчас началась борьба чиновников вообще за ликвидацию ОТРХ.

Ситуация интересна своим абсурдом: уже есть несколько судебных решений не только по разным (но совершенно одинаковым в своём статусе и современном состоянии!) озёрам, но даже по одному и тому же ОТРХ, которое суд (один и тот же!) то оставляет в этом статусе, то фактически лишает его. Чудеса нашего правосудия (правильнее было бы последнее слово взять в кавычки) общеизвестны, но не об этом сейчас речь.

Речь о том, что если начавшийся процесс не остановить, то максимум через два года будем, как свердловчане, искать другую область, где бы можно рыбки поймать, и туда ездить, как они сейчас приезжают к нам.

А чего не приезжать? Я, например, без труда за 5 часов рыбалки на одном ОТРХ ловлю 8 – 15 килограммов окуня со средней навеской 93 грамма. Ловлей карпа, сига, рипуса, судака, которых культивирует водопользователь, я не увлекаюсь, хотя карп здесь, в основном, от пяти килограммов и выше, а судак трёхкилограммовый. Озеро это у пользователя постоянно пытаются отобрать властьимущие. Если отберут (а когда-то у этого пользователя было 13 озёр – 10 уже отобрали), то превратят в пустыню, как превратили все отобранные. Всё это, конечно, под фанфары заботы о рыбаке-любителе. Ну-ну.

Так что, прежде, чем возмущаться «поборами за рыбалку», подумайте, что вам важнее: иметь возможность поймать себе на уху да на пирожок, потратив на это вовсе даже не большие деньги (сумму можно и нужно обсуждать), либо вернуться в непрекрасное недалёко, когда всё вокруг было народное, всё вокруг было моё – иными словами, ничего не было.

Ликвидируют ОТРХ – ничего и не будет (кроме очередной виллы на Лазурном берегу очередного радетеля за народное счастье)".

Челябинск. Другие новости 12.11.15

Южноуральскую воспитательницу заподозрили в избиении детей бубном и гимнастической палкой. / В Магнитогорске разыскивают разбойника, сбежавшего перед объявлением приговора. / На Южном Урале трехлетний мальчик поджег диван со спящим отцом. Читать дальше

* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.

Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42

© 2015, РИА «Новый День»

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках