российское информационное агентство 18+

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Пятница, 22 ноября 2024, 08:22 мск

Новости, Кратко, Популярное, Анонсы, ЧелГУ

Архив
Русскую голову можно преклонить только на плаху: диагноз вековой давности от ирландского мыслителя 115 лет с и без Оскара Уайльда

В последний день ноября завершающего XIX век года, в затрапезном парижском отеле «Эльзас» расположенном в доме 13 по Рю де Боз Ар после ужасной агонии – последнего аккорда менингитной инфекции – скончался постоялец Себастьян Мельмот (Sebastian Melmoth). Через 3 дня мир – из скупых газетных некрологов – узнал, что потерял поэта и философа, последнего джентльмена Викторианской Англии, жреца Красоты и храбреца, рискнувшего жить по собственному вкусу – Оскара Уайльда.

За неделю до смерти, пока еще мог говорить, Уайльд – Мельмот пошутил – напророчествовал, развлекая ухаживающих за ним друзей: «Я не переживу XIX столетия. Уйду вместе с ним. Мы были созданы друг для друга, а будущему веку я не мог бы дать ничего нового. Да и, англичане не вынесут моего дальнейшего присутствия». Впрочем, пророчеством это оказалось лишь в физиологическом смысле: ОУ и вправду умер на излете 1900-го, но благодаря своему искусству – для всех умеющих читать, а также для тех, кто знает его творения в театральной или киноверсии – Оскар Уильямович «живее всех живых», опровергая, таким образом, и свой бессмертный парадокс: «Все можно пережить, кроме смерти». Хотя, безусловно, Уайльда – самого здравомыслящего и ироничного романтика- декадента, позабавил бы тот факт, что через два десятка лет после его ухода – в июне 1923-го года учёный-математик Соул на сеансе автоматического письма в присутствии коллег заявил, что получил от Оскара длинное и красивое потустороннее послание. Тот, якобы, просил передать, что не умер, а живёт и будет жить в сердцах тех, кто способен чувствовать «красоту форм и звуков, разлитую в природе». Эту формулу уайльдовского бессмертия мы и без соуловского эксперимента знали. Вот если бы этот математик раскрыл тайну магического действия словесных па Уайльда на сменяющуюся уже в пятый раз после смерти художника аудиторию…

Но тут на помощь приходят младшие коллеги ОУ. Маркес, заметивший, что всех то и чудес у Уайльда, что « искренность, точность и умное сердце с добрыми мозгами» и Борхес, считавший, что «мир трудно представить себе без уайльдовских фраз», в том числе, и потому, что его припасенное для нас «доброжелательство несокрушимо и неизменно», а «соображения Уайльда чаще всего верны».

Верны и универсальны на все случаи любой исторической эпохи в любой точке мира!

Я вот, например, в последнее время спасаюсь от нападок в мгновение ока расплодившихся патриотов Отечества, агрессивно реагирующих на любую критику окружающего россиянского воровства и неряшливости в духе одного из уайльдовских персонажей:

– Значит, вы не любите нашу страну?– обезоруживающей фразой самого ОУ: – Я в ней живу!

А его бесподобная декларация « Портрет Дориана Грея»…

Вот буквально нынче утром, пребывая в философическом расположении духа, скулинарив себе овсяночки с медом и заварив ароматный кофе, села за «просмотр» утренних новостей. Размазывая кашку по тарелочке и смакуя кофе, поднимаю глаза и вижу на экране ... ЕГО! Самого, что ни на есть настоящего Дориана Грея нашего времени!!! Мр. Дориан Г. XXI века преспокойненько сидел себе в телевизоре и немигающим взглядом смотрел на окружающих его дядек. От киношного и тем более, уайльдовского красавца, новостной Дориан Грей был, конечно, далек… Не брюнет с волнистой шевелюрой и не блондин с дивными кудрями и точеными чертами, но – ухожен, подтянут, выглядит много моложе своих лет... Вы не догадались о ком речь?.. Он не стареет уже, минимум как 15 лет, кажется прекрасным и, главное, полным сил… Про кого это я?? Тсс... тихо! А то сейчас мигом за мной, да и за вами, после прочтения этих строк кто-нибудь да придет…

И вот смотрю я на экран, а в голове цитата из романа – ее можно прямым вопросом адресовать – ну тому, сами знаете кому (при гипотетическом произнесении сакрального имени кланяюсь и даже падаю на колени – меры предосторожности не помешают): – Ответьте честно, в чём ваш секрет? – Тот, кто его узнает, недолго живет. И сомневаться не приходиться… Выводы делайте лучше про себя.

Однако, справедливости ради нужно сказать, что таких обладателей волшебных портретов по стране не меряно, и – пока жив Никас Сафронов, – видимо, немало их еще попрячут на глухих чердаках, за потайной ширмой…

А вот еще цитаты: Ничего себе не запрещайте, никто ничего не узнает. Не удивлюсь, если эта цитата висит над столом каждого среднестатистического чиновника. Они, действительно, себе ничего не запрещают, а мы, факт, не знаем, откуда берутся особняки и миллионы на их счетах. Жизнь – это мгновение! Дальше ничего нет – так что всегда живите как в огне. У нас вся страна живет, как в огне, или, точнее в агонии?! Кризисы, военные конфликты, инфляция, я уж не говорю о таких мелочах, как кредиты, займы, выплаты…

Но это все опасные разговорчики – не сменить ли тему на извечно нейтральную – поговорим о погоде…

«Новый Регион – Челябинск» в контакте, Одноклассниках и Facebook*

Как сказал ОУ: Я бы не менял в этом городе ничего, кроме погоды. Ну, это про дивный Лондон. Побывай он у нас, захотел бы сменить архитектуру, воздух… Да, и погоду эту изменчивую уже до неприличия – вчера + 5, а сегодня – 10… Снег на дождь и обратно… От давления и перепадов температуры разрывает мозг и глаза – как у всех жаб Суринама…

Однако я отвлеклась, видимо, от зависти к тем, кто заимел стареющие за них изображения. Но кто хоть раз удержался от соблазна: эх, и я бы как Дориан продал душу, чтобы не стареть, – глядя на себя в зеркало после 30, ну, ладно, 40 лет?! Вообще-то я хотела лишь проиллюстрировать актуальность написанного – произнесенного Уайльдом больше века назад.

Специально ко Дню памяти – некоторые из мыслей Уайльда. Даже не скажу «цитаты». Такой это необыкновенный автор, что любая рожденная в его оригинальном и чрезвычайно просвещенном мозгу фраза формулирует мысль как доктрину или законченное художественное целое.

Этико-эстетический концепт

Жизнь слишком важная вещь, чтобы говорить о ней серьезно.

Красота, настоящая красота, кончается там, где начинает просвечивать ум. Ум уже сам по себе некая аномалия, нарушающая гармонию лица.

Смех – неплохое начало для дружбы и самое лучшее ее завершение.

– Нынешние молодые люди воображают, что деньги – это все. – Да, а с годами они в этом убеждаются.

Большинство людей терпят банкротство потому, что слишком много инвестируют в прозу жизни. Разориться на поэзии, по крайней мере, почетно.

В этом мире лучше всего живется глупцам и уродам. Они могут спокойно сидеть и глазеть на представление. Им не дано изведать побед, зато они не знают и поражений.

Наше будущее обычно похоже на наше прошлое.

Предзнаменований не существует. Судьба не посылает нам вестников – для этого она слишком мудра или слишком безжалостна.

Единственное, что нам доподлинно известно о человеческой натуре, – это что она меняется. Изменчивость – единственное предсказуемое её свойство. Чтобы вернуть молодость, стоит только повторить все ее безумства.

Трагедия старости не в том, что стареешь, а в том, что в душе остаешься молодым.

Только два сорта людей по-настоящему интересны – те, кто знает о жизни решительно все, и те, кто не знает о ней ничего.

Весь мир – театр, но роли розданы скверно.

– Какая прекрасная сегодня луна! – Да, но если бы вы видели её до войны...

Влиять на другого человека – значит передать ему свою душу. И добродетели у него будут не свои, и грехи будут заимствованные. Он станет отголоском чужой мелодии, актером, выступающим в роли, которая не для него написана.

Высокообразованный, сведущий человек – вот современный идеал. А мозг такого высокообразованного человека подобен лавке антиквария, набитой всяким пыльным старьем, где каждая вещь оценена гораздо выше своей настоящей стоимости.

Чтобы вернуть свою молодость, я готов делать все, что угодно – только не гулять для здоровья, не вставать рано и не вести добропорядочный образ жизни.

Благодаря моде любая фантастика может сделаться на минуту обыденностью.

Модно то, что носишь ты сам. А немодно то, что носят другие.

Каждый класс общества проповедует добродетели для чужого употребления. Богатые расхваливают бережливость, а праздные красноречиво толкуют о высоком достоинстве труда.

В этой бухгалтерии полный баланс: глупость возмещается золотом, а порок – лицемерием.

Трагедия бедняков в том, что лишь самоотречение им по средствам. Красивые грехи, как и красивые вещи, – привилегия богатых.

Самый смелый из нас боится себя самого.

– Я провозглашаю истины будущего! – А я предпочитаю заблуждения настоящего.

Мы даже себя понимаем превратно, и редко понимаем других.

У него нет врагов, зато его сильно недолюбливают друзья.

Мы считаем себя великодушными, наделяя других добродетелями, из которых надеемся извлечь выгоду для себя.

Мы готовы думать хорошо о других лишь потому, что боимся за самих себя. Подоплека подобного оптимизма – обыкновеннейший страх.

Нередко нам представляется, что мы экспериментируем на других, а оказывается, что мы экспериментировали на себе. – Я верю в величие нации. – Мне милее упадок

Путь к истине вымощен парадоксами.

У человека есть предки не только в роду: они у него есть и в литературе. И многие из этих литературных предков, пожалуй, ближе ему по типу и темпераменту, а влияние их, конечно, ощущается им сильнее.

Все теории современного образования в корне порочны. К счастью, по крайней мере у нас, в Англии, образование не оставляет никаких следов.

Три письма, которые вы мне написали после нашего разрыва, так хороши и в них так много орфографических ошибок, что я до сих пор не могу удержаться от слез, когда перечитываю их.

– Никогда не отзывайся плохо о высшем обществе. Так поступают лишь те, кому доступ туда закрыт.

Всякие правила насчет того, что следует и чего не следует читать, просто нелепы. Современная культура более чем наполовину зиждется на том, чего не следует читать.

Книги, которые называют аморальными, – это книги, которые демонстрируют миру его позор.

[В этом романе] для хороших людей все заканчивалось хорошо, а для плохих – плохо. Это и называется художественным вымыслом

Весь мир делится на два класса: одни веруют в невероятное, как простая чернь, другие совершают невозможное.

В наше время ничто не производит такого благоприятного впечатления на слушателей, как хорошее, совершенно затертое общее место. Все вдруг ощущают некое родство душ.

Долг – это то, чего мы требуем от других и не делаем сами.

Законодательным путем нельзя привести людей к добродетели – и это уже хорошо.

Недовольство есть первый шаг к прогрессу – как отдельного человека, так и нации.

В современном мире ничто не производит столь благоприятного впечатления, как бесцветность. Она сближает.

Человек ценен, когда его слова совпадают с его действиями.

... все блестящие личности должны встречаться на своих орбитах, как некоторые из самых приятных планет.

Не заслуживает даже и взгляда такая карта мира, на которую не нанесена Утопия.

Так легко убедить других. Так трудно убедить себя.

Ложь – это правда других людей.

В военное время сильные обращают в рабство слабых; в мирное время богатые обращают в рабство бедных.

Секрет жизни в том, чтобы уметь наслаждаться разочарованием, когда тебя ужасно, просто ужасно обманут.

Правда редко бывает чистой и никогда не бывает простой.

Человечество принимало себя слишком всерьез – это и есть его первородный грех. Если бы пещерный человек умел смеяться, история пошла бы по другому пути.

Самое страшное не то, что жизнь разбивает сердце… но то, что она обращает сердце в камень.

Все мы барахтаемся в грязи, но иные из нас глядят на звезды.

Не знаю как вы, а многие мои знакомые самообольщаются, утешают себя и других по поводу матримониальных планов, неудач и прочих личных потрясений рецептами от Оскара Уайльда. Помогает не всегда, но всегда – отвлекает или смешит. Современники утверждали, что ОУ был чрезвычайно чувствительным – до сентиментальности, и очень любил смеяться. А смех у него был звонкий и заразительный – как серебряный колокольчик. И очень красивая улыбка. Охотно верю. И попадаю под веселое обаятельное очарование этого эстета всякий раз, как слышу- вижу – читаю его нескучную «классику».

Мужчина и женщина: о метаморфозах брака, нюансах партнерских отношений и любви.

Я предпочитаю мужчин с будущим и женщин – с прошлым.

Никогда не любите того, кто относится к вам, как к обычному человеку.

Женщины отдают мужчинам самое драгоценное в жизни. Но они неизменно требуют его обратно – и всё самой мелкой монетой.

Женщины – декоративный пол. Им не о чем говорить, но все, что они скажут, очаровательно.

Вся прелесть прошлого в том, что оно – прошлое. А женщины никогда не замечают, что занавес опустился. Им непременно подавай шестой акт!

Я не говорил, что он женится. Я сказал только, что он собирается жениться. Это далеко не одно и то же. Я, например, ясно помню, что женился, но совершенно не припоминаю, чтобы я собирался жениться. И склонен думать, что такого намерения у меня никогда не было.

Пожалуй, жестокость, откровенная жестокость женщинам милее всего: в них удивительно сильны первобытные инстинкты. Мы им дали свободу, а они все равно остались рабынями, ищущими себе господина. Они любят покоряться.

Ей не хватает неуловимого очарования слабости.

Не помню, что убило любовь. Кажется, обещание любимой пожертвовать для меня целым миром. А это всегда леденит душу: тебя охватывает страх перед вечностью.

Влюбленность начинается с того, что человек обманывает себя, а кончается тем, что он обманывает другого.

Мелкие горести и неглубокая любовь живучи. Великая любовь и великое горе гибнут от избытка своей силы.

Это женщины делают нам предложение, а не мы им делаем предложение.

Женщины в высшей степени практичный народ. Они много практичнее нас. Мужчина в возвышенные моменты частенько забывает поговорить о браке, а женщина всегда напоминает ему об этом.

Брак без любви – страшная вещь. Но есть нечто худшее, чем даже брак без любви. Это брак, в котором есть любовь, но только с одной стороны: есть верность, но только с одной стороны; есть преданность, но только с одной стороны.

Женщины ищут в браке счастья, мужчины же ставят свое на карту.

Ничего нет труднее, чем выдать замуж большой нос.

Если мужчина когда-то любил женщину, он все сделает для нее. Кроме только одного: продолжать любить ее.

Женщин нельзя обезоружить комплиментами, мужчин – очень просто.

– У меня был всего-навсего один муж. Должно быть, вы на меня смотрите как на дилетантку?

Хорошие мужья невыносимо скучны, плохие – ужасно самонадеянны.

Сразу можно узнать, есть у человека семейные обязанности или нет. Я не раз замечал такое грустное, грустное выражение в глазах женатых мужчин.

Семья распадается гораздо чаще от здравомыслия мужа, чем от чего-нибудь другого. Как может женщина быть счастливой с человеком, который упорно желает видеть в ней вполне разумное существо?

Надо всегда быть влюбленным. Вот почему никогда не следует жениться.

Мужчины женятся от усталости, женщины выходят замуж из любопытства. И те, и другие разочаровываются.

Если женщина снова выходит замуж, то это потому, что первый муж был ей противен.

Если мужчина женится снова, то это потому, что он обожал свою первую жену.

Верность! Когда-нибудь я займусь анализом этого чувства. В нем – жадность собственника. Многое мы охотно бросили бы, если бы не боязнь, что кто-нибудь другой это подберет.

Поверхностные люди как раз те, кто любил только раз в жизни. То, что они называют постоянством и верностью, я бы скорее назвал летаргией привычки или скудостью воображения.

Теперь все женатые мужчины живут как холостяки, а все холостые – как женатые.

Перевоспитать мужчину женщина может только одним манером: донять его так, чтобы он утратил всякий интерес к жизни.

Женатая жизнь для мужчины столь же губительна, как сигареты, а стоит много дороже.

– Я не была у нее с тех пор, как умер бедный ее муж. И я никогда не видела, чтобы женщина так изменилась. Она выглядит на двадцать лет моложе.

Она изображает из себя красавицу. В этом секрет ее успеха.

Женщины созданы для того, чтобы их любить, а не для того, чтобы их понимать.

Ей все еще тридцать пять с тех самых пор, как исполнилось сорок.

Вся правда – это совсем не то, что следует говорить красивой, милой, очаровательной девушке.

– Если вы отлучаетесь ненадолго, я готова ждать вас всю жизнь.

– Вам нужны новые впечатления. Женаты вы уже были дважды; не попробовать ли вам хоть раз полюбить?

Разводы совершаются на небесах.

Следует сказать, что решение ОУ не стать богословом, возможно, одна из самых больших потерь англиканской церкви. Во всяком случае, меня – атеистку – исключительно его парадоксы на «заданную тему» одно время подталкивали к чему-то вроде «поисков веры», в том числе, и в религиозном ключе.

Вера.

Величайшие на свете грехи коренятся в мозгу, и только в мозгу.

Скука – единственный грех, который нельзя простить.

Отпущение грехов дарует не исповедник, а сама исповедь.

Благие намерения – это чеки без какого бы то ни было обеспечения.

Религия – модный суррогат Веры.

Скептицизм – начало веры.

И Небо, и Преисподняя – внутри каждого из нас.

Ну, и завершая датское цитирование, не вспомнить ли нам «умозрения» философа и художника о России?! Дело в том, что ирландца Уайльда, родители коего до тех пор, пока не начали получать от английской короны всевозможные награды и почести, активно поддерживали стремления соотечественников к независимости, происходящее в России одно время чрезвычайно занимало. Его интересовали все разновидности нигилистов, особенно же впечатлило количество русских революционерок и концентрация их экспрессии. Кстати, первый опыт 25-летнего драматурга Уайльда посвящен именно политическим турбулентностям вокруг российского трона. Пьеса «Вера, или Нигилисты», написанная в 1880-м году – наивная « гремучка», оказавшаяся под запретом английской цензуры вследствие своей злободневности, изложенной веселым языком молодого автора. Она посвящена террористке Вере Засулич, образ коей ОУ подал весьма причудливо, не говоря уж об интерпретации политических предпочтений наследника русского престола. Но об этом – как-нибудь в другой раз. А сейчас стряхнем «пыль веков» с замечаний оксфордского выпускника о России времен Александра II. Вам судить, изменилось ли с тех пор отечественная ментальная предопределенность…

– У вас столько осведомителей, что вы, по-видимому, недостаточно осведомлены.

Дурак! В России нет ничего невозможного, кроме реформ.

-Реформы в России всегда трагедия, и все они кончаются фарсом.

– Что хорошего можем мы теперь сделать для России? – Известно что – пострадать.

– Лисицы имеют норы, и волки лесные – логова, а русский народ, покоритель мира, не имеет где преклонить голову. – Помилуйте, а на плаху?

Ссылка по теме:

Остап Вильд, он же Оскар Вильде, он же Оскар Уайльд или жизнь замечательного ирландца в России >>>

Челябинск, Вера Владимирова

Челябинск. Другие новости 30.11.15

В Челябинске состоялось первое заседание экспертного совета в ТЭК. / 30 ноября ожидаются следующие события – Челябинск. / Тройственный союз. Гороскоп NDNews.ru на неделю с 1 по 6 декабря 2015. Читать дальше

* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.

Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42

© 2015, РИА «Новый День»

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках