Рождественская пИчалька или кому достанется елочка Авторская колонка Веры Владимировой
Что бы там не говорили, но мы – дети «совка» и постсоветского, увы, тоже совка (огламуренного или вконец полинявшего – не суть важно), понять атмосферу и настроение «буржуйского» Рождества не можем.
Ощутить, оказавшись «там», – можем. Заплакать от досады, что для нас время добрых пожеланий и всеобщей любезности не наступает даже на эти 2- 3 дня – легко. А понять – не дано: чужие мы на этом «празднике жизни». Потому что наш Новый год слишком долго был праздником приятным, но суетливым. Таковым, впрочем, – по большей части продовольственным (по Бродскому – «в продовольственных слякоть и давка») – и остается. А православное Рождество после наступившего Нового года – это, ребята, даже для моей атеистической головы – бином Ньютона. Что уж говорить о согражданах, что в Храм пошли, но Библию так и «ниасилили – многабукафф». Я не преувеличиваю и не передергиваю. Даже вполне себе адекватные россияне, вдруг уверовав – их дело, никого не касается, – судя по беседам с ним, главный-то «путеводитель» по христианскому миру не прочитали (разве что русскую Библию- light от заморских миссионеров – с минимальным набором псалмов): некогда, текст плохо адаптирован к современному восприятию языка и т. д., и. т. п. – «батюшка, мол, на службе и в беседе все объяснит»…
Не знаю, точно ли мы улавливаем рождественские флюиды англичан (поплакав над сладкими, полными сентиментальных соплей произведениями Диккенса) или немцев, сойдя с ума от фантазий «их» Гофмана, но «наше» Рождество – желаемое, возрожденное, имитируемое – уж как у кого получается, это, вне всякого сомнения – 23 стихотворения Бродского про Рождество и Новый год (обычно объединяемые в один Рождественский цикл, хотя на самом деле, они состоят их двух – разделенных временем и философией автора частей). И разбросанные по двум векам русской поэзии (считаем все-таки от Александра Сергеевича) искорки-молнии Рождества от Блока, Бунина, Цветаевой, Фета, Тютчева, Саши Черного, Есенина, Пастернака и нескольких весьма достойных современников.
«Наше» литературное (как и реальное) Рождество от «ихнего» просто радикально отличается. Скажем, как анисовая водка от глинтвейна. Потому что мы вот такие. У них – чудеса, волшебство, острое желание каждого самому стать кудесником для нуждающихся в «обыкновенном чуде». Все оживлены и благодушны: сиротки обрели семью, бедняки – кров и угощение, богатые раскаиваются и раскошеливаются. Счастливые лица устремлены вверх – в ожидании звезды.
«Новый Регион – Челябинск» в контакте, Одноклассниках и Facebook*
А у нас (я даже не имею ввиду отсутствие, например, в Челябинске симпатичных рождественских базарчиков и наличие кризисной темноты в преддверии «светлых» праздников, не имею ввиду помпезную даже в имперский упадок, но при этом жутко безвкусную столичную «азиатчину», а говорю о многовековом «отечественном» настроении):
…И было знаменье и чудо: В невозмутимой тишине Среди толпы возник Иуда В холодной маске, на коне. Владыки, полные заботы, Послали весть во все концы, И на губах Искариота Улыбку видели гонцы.–
Это Блок в 1902-м. А это Тютчев на полвека ранее: Над этой темною толпой
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты когда, Свобода,
Блеснет ли луч твой золотой?..
Блеснет твой луч и оживит,
И сон разгонит и туманы...
Но старые, гнилые раны,
Рубцы насилий и обид,
Растленье душ и пустота
Что гложет ум и в сердце ноет, –
Кто их излечит, кто прикроет?..
Ты, риза чистая Христа...
Могу еще добавить пессимизм Набокова:
И видел я: стемнели неба своды, и облака прервали свой полет, и времени остановился ход...
холод Бродского:
Помянем нынче вином и хлебом Жизнь, прожитую под открытым Небом, чтоб в Нем и потом избежать ареста земли – поскольку там больше места.
тоску Есенина:
Покатился колоб за ворота Рожью. Замутили слезы душу голубую Божью
+ просьбу Цветаевой к Рождественской даме:
… Увези меня с собою в облака
– диагноз налицо: «наше» Рождество (как, впрочем, и все остальное) интеллектуально и социально отягчено. И никуда от этого не деться. Живем плохо и, как давненько сформулировал Достоевский, – «подло», но – захватывающе интересно и – обязательно – «страдательно».
И я не знаю, хочу ли я лично, чтобы было сытно, чисто, безопасно, но скучно, как на страницах главбуха… Наверное, хочу, чтобы соотечественники почувствовали себя в тепле и комфорте, под защитой и внутри, а не вне цивилизации. Но хочу с оговорочками. Чтобы воровская серость не перешла в серость обывательскую. Когда Лермонтов с Пелевиным, Росси с Шостаковичем, да тот же Быков со Звягинцевым станут «незнакомцами» на нашем евразийском автономном «крейсере» уснувших душ сытых желудков.
Размышляя о том, какое из литературных произведений я бы выбрала для иллюстрации «русские в Рождество», все-таки остановилась на творчестве Достоевского. Тут же возмутились мои товарищи по «этому» Рождеству: мол, да, хоть мы и пьем рождественское шампанское «об эту пору» молча и не чокаясь, но Федор Михайлович – это перебор. Может, все-таки Гоголь?! «Ночь перед Рождеством» – и плевать, что украинские товарищи «забрали» этот шедевр в свою рождественскую копилку, будет такой литкосмополит…
Нет, ребята. Гоголевская «Ночь…» – это литература европейская, даром, что колорит полтавский. Но об этом как-нибудь в другой раз.
А «об эту пору» – только Достоевский, милое ( не без проницательного ехидства) стихотворение к Сочельнику. И кто, освежив в памяти историю про мучения крошечного ангела на земле россиянской, не согласится со мной (утирая предательские ручьи сентиментальных слез), что вот ровно так мы всегда и поступаем: говорим о добром и вечном, думая лишь о себе, за исключением редких (как тот еврейский Младенец) избранных:
Крошку-ангела в сочельник
Бог на землю посылал:
«Как пойдешь ты через ельник,
– Он с улыбкою сказал, –
Елку срубишь, и малютке
Самой доброй на земле,
Самой ласковой и чуткой
Дай, как память обо Мне».
И смутился ангел-крошка:
«Но кому же мне отдать?
Как узнать, на ком из деток
Будет Божья благодать?»
«Сам увидишь», – Бог ответил.
И небесный гость пошел.
Месяц встал уж, путь был светел
И в огромный город вел.
Всюду праздничные речи,
Всюду счастье деток ждет…
Вскинув елочку на плечи,
Ангел с радостью идет…
Загляните в окна сами, –
Там большое торжество!
Елки светятся огнями,
Как бывает в Рождество.
И из дома в дом поспешно
Ангел стал переходить,
Чтоб узнать, кому он должен
Елку Божью подарить.
И прекрасных и послушных
Много видел он детей. –
Все при виде божьей елки,
Все забыв, тянулись к ней.
Кто кричит: «Я елки стою!»
Кто корит за то его:
«Не сравнишься ты со мною,
Я добрее твоего!»
«Нет, я елочки достойна
И достойнее других!»
Ангел слушает спокойно,
Озирая с грустью их.
Все кичатся друг пред другом,
Каждый хвалит сам себя,
На соперника с испугом
Или с завистью глядя.
И на улицу, понурясь,
Ангел вышел… «Боже мой!
Научи, кому бы мог я
Дар отдать бесценный Твой!»
И на улице встречает
Ангел крошку, – он стоит,
Елку Божью озирает, –
И восторгом взор горит.
Елка! Елочка! – захлопал
Он в ладоши. – Жаль, что я
Этой елки не достоин
И она не для меня…
Но снеси ее сестренке,
Что лежит у нас больна.
Сделай ей такую радость, –
Стоит елочки она!
Пусть не плачется напрасно!»
Мальчик ангелу шепнул.
И с улыбкой ангел ясный
Елку крошке протянул.
И тогда каким-то чудом
С неба звезды сорвались
И, сверкая изумрудом,
В ветви елочки впились.
Елка искрится и блещет, –
Ей небесный символ дан;
И восторженно трепещет
Изумленный мальчуган…
И, любовь узнав такую,
Ангел, тронутый до слез,
Богу весточку благую,
Как бесценный дар, принес.
Челябинск, Вера Владимирова
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
© 2015, РИА «Новый День»