российское информационное агентство 18+

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Воскресенье, 3 ноября 2024, 00:24 мск

Новости, Кратко, Популярное, Анонсы, ЧелГУ

Архив
Небожитель из Санарки К вопросу о природе камланий вокруг очередного «юбилея» давно умершего южноуральского экс-губернатора.

Давным-давно – без малого лет 20 назад – в челябинском поселке Мелькмобината открывали детский сад. Все как положено: шары, подарки, куча прессы, маленькие воспитанники, не совсем понимающие, что происходит, и большие – во всех отношениях – дяди. Тогдашний пресс-секретарь тогдашнего губернатора Павел Большаков представил очередного оратора: «К вам, дорогие ребята, пришел главный сказочник Челябинской области – наш губернатор Петр Сумин…» По некоторым данным, Большакову потом крепко досталось – надо думать, что говоришь. Но, по сути, он ведь был прав: Петр Сумин, действительно, был – если не главным, то одним из таковых точно – сказочником Южного Урала: только история с двумя днями рождения чего стоит – мол, на свет появился почти в один день с Пушкиным, а президент его поздравляет 21 июня – потому что так в паспорте.

О легендах и мифах губернатора Сумина в авторской колонке Екатерины Истрицкой:

« Ах, как пышно и безвкусно отпраздновали виртуальный юбилей Петра Сумина! Областной центр превратили в деревню. Слава богу, всего на один день и на одном телеканале да в паре заведений. Одно из них – областной краеведческий музей – «творение» главного помощника экс- губернатора- Бочкарева (мелкого коммерсанта, тщившего себя крупным историком) трещит по своим строительным швам и символизирует этим всю эпоху «всенародно избранного» – сплошной трэш и фейк, как изъясняется современная молодежь.

И, общем-то, я бы промолчала, если бы так оглушительно не пиарили фильмы и книжки о «добром и великом» губернаторе – поделки местных «профессионалов». В этих липких воспоминаниях скверно артикулированных соратников, друзей и родных (первое место по косноязычию среди них безоговорочно и не в первый раз занял спикер (вдумайтесь в аллегорию!) местного парламента Мякуш – что хотел сказать этот деятель про «дорогого Петра Ивановича», мне кажется, не понял до конца и он сам) нет и капли исторической правды. Формула «о мертвых либо хорошо, либо никак» в данном случае не работает. Покойного хотят сделать историческим, так сказать, авторитетом, «цезарем» южноуральского масштаба. А биографии цезарей (вспомните того же Светония), с точки зрения культуры фиксации, – это не восторженный микс из эпитафий и дифирамбов «толпы у трона», а довольно занимательная интерпретация от исследователя «со стороны» черно-белой подноготной правления персонажа.

На полный портрет усопшего не претендую. Лишена азарта Светония, писавшего даже о глубоко претивших автору императорах Древнего Рима (а мне покойник был довольно несимпатичен). Так, штрихи к нарисованному соратниками даже не портрету, а «нимбу» «первого всенародно избранного».

Первый и единственный

Вот с этой «оговорочки», которую так упорно втирают в мозги суминские идеологи, ныне обслуживающие очередного «второго всенародно избранного», пожалуй, и начну.

Смешно, но аберрация Косилова оказалась неприлично живуча. Зарубите себе на носу, пропагандисты: не всенародно. В 1996-м за Сумина (из явившихся на выборы южноуральцев) проголосовала бОльшая половина – почти 54%, меньшая же половина проголосовала против. Ну, да зачем обращать внимание на тех, кому деревенский имидж выглядевшего не погодам обветшавшим, малограмотно говорившего ( чего стоит одно только его «радиво» вместо «радио») кандидата в губернаторы большого региона накануне XXI века претил… 46% земляков ( аплодирую уральскому здравомыслию) сочли абсурдом «обещалки» Сумина и К – пустые лозунги сепаратистского характера, поданные в духе брежневского застоя. Этим южноуральцам очень не хотелось очередной затяжки с преобразованиями жизни по образцу процветающих государств. Они были против реставрации в отдельно взятом регионе советской модели с элементами бананового сепаратизма, какой и стала «эпоха Сумина». Он надеялись на более цивилизованное (после череды «пирамид», кризисов и прочих жестоких «прелестей» эпохи перемен) продвижение региона во всех сферах общественной и экономической жизни. А именно: создание нормальных условий для развития всяких приятных частных предпринимательских инициатив, опять же во всех сферах…

Именно этот вариант – в общем-то, от Соловьева – дал бы нам без Сумина – почти 20 лет развития и постепенно здоровеющей конкуренции, а не стагнации с жестким административным продавливанием (практически во всех нишах) интересов узкой группы лиц – членов административной команды Сумина: Косилова, Сербинова, Дятлова, Бочкарева, Тимашова и пр. Плюс добавленные интересы со стороны – от членов «семьи» Ельцина (с которым «всенародно избранный» так активно боролся в выборный период 1996-го на страницах газетенок довольно невнятного (в плане политэкономической платформы) движения ЗВУ до членов команды Христенко, ставшего (через год после поражения его босса Соловьева на челябинских выборах) влиятельной московской шишкой, перед которой сразу же начал гнуть спину «первый всенародно избранный».

«Первый всенародно избранный», голося с начала эпохи Ельцина о необходимости выборов (как раз после того, как его «недемократическим путем» лишили номенклатурной кормушки – сначала обкомовской, потом облсоветовской), избравшись, всю эту выборную систему в регионе и похоронил. Больше он не дал избраться никому, решив остаться не просто «первым всенародно избранным», но и единственным. Почти на 20 лет! Ну, пока «мишки» не назначали на выборы второго «всенародно избранного» – нынешнего губернатора ЧО. А до этого момента, все, еще не выжившие из ума современники «эпохи Сумина», помнят, как «народный губернатор» до дрожи боялся в 2000-м, что его одолеет молодой, богатый и с драйвом формулирующий свои мысли Гартунг. На борьбу с ним сбросили брутального чекиста Гришанкова. Из страха перед Гартунгом лакеи Сумина распространяли по городам и весям порочившую оппонента информацию прямо с факсов областной администрации. То-то был потом позор, когда Гартунг выиграл против чиновников Сумина дело о защите чести и достоинства!

А едва не в первые полгода правления «народного» был ведь и еще один противненький момент, когда Сумин – лично! – раскритиковал демократические настроения в маленьком Хомутинино: «мол, что это за двухсарайный парламент!? Я вот независимым себя чувствую, когда у меня в кармане звенит…» Не правда ли, красноречивая характеристика взглядов «народного»?!

Точнее, отсутствия этих взглядов. Дело в том, что советский номенклатурщик – неудачливый металлург, «закозливший»(выражаясь профессиональным сленгом металлургов) печь, а после этого – стабильно, хоть и медленно растущий (пока череда старших товарищей не умерла) комсомолец, потом коммунист Сумин был «заточен» под один грандиозный проект – личного продвижения.

Любая весомая (в плане угрозы для его карьеры) личность могла убедить его в чем угодно: отдать УралАЗ Дерипаске, ЗМЗ – Лейвикову, Челябуголь – Струкову… Точнее, не отдать, а не вставлять палки в колеса… Как сказал про него, году этак в 1997-м, его коллега – губернатор соседней Свердловской области Эдуард Россель в приватной беседе с уральскими предпринимателями: «Сумин не только не может управлять – в своих пределах – процессами в регионе. Он вообще не понимает, какие процессы происходят у него под носом и, в целом, по стране…»

Из этой же серии диалог-стычка на одном из региональных заседаний начала 2000-х: на очередное замечание директора электродного завода Виктора Шеррюбле, довольно часто жестко критиковавшего действия суминской команды, Сумин закричал: «Да что ты там видишь, Виктор Гербертович со своей директорской кочки» (неправда ли, какой знакомый приемчик образца советской номенклатуры: публично назвать человека по имени – отчеству, но на «ты»). На что получил блестящий ответ от директора (который в свое время в глаза при коллегах сказал Чубайсу, что способы проводимой им приватизации – грабеж, и отказавшийся от должности главного южноуральского приватизатора, освободив этим, увы, место для недоброй памяти Головлева): «Главное, не мое видение с кочки, а то, что все мы, тут присутствующие, Петр Иванович, сидим в одном болоте…»

Что еще добавить в характеристику «народного»… Тот же Сербинов просто сбежал из административной клоаки Сумина, Панов вообще не согласился ни на одну из предложенных должностей, Христенко с ужасом отказался от замства при Сумине …

А про оставшихся чиновников сам Сумин и сказал как-то в сердцах на встрече то ли с погрязшими в бесконечных разборках казаками, то ли с оборонщиками: «Да знаю я: замы, помы все в работе, все в поте, а дело в жопе…»

Не увидела я среди цитат, что вспомнили его клевреты, одну из главных, периода, когда безработного Сумина, заболевшего на нервной почве всяческими васкулитными обострениями, такие же «просоветские» обиженные пытались втянуть в политическую борьбу: «не до политики, когда брюхо болит». Впрочем, довольно быстро стало ясно, что именно политика позволяет до конца дней за госсчет лечить это самое прохудившееся «брюхо».

Если бы да кабы

А теперь несколько мыслей по поводу упущенного шанса. Если вы думаете, что я голосовала в 96-м за Соловьева – увы, я не выбрала ни Сумина, ни Соловьева. И, полагаю, это один из моих региональных грехов. Финансовые пирамиды, неопрятный во всех смыслах Головлев, неплатежи, грязь и хаос в области ассоциировались именно с Соловьевым. Хотя его четкая позиция по вопросам выборов: избирается только президент и парламент, в период столь острой нехватки денег незачем тратить колоссальные деньги на региональные выборы – нужно укрепить федеральную власть, все равно финансово регион в однозначной зависимости от Кремля; и приверженность либеральной экономике: нужно переломить тенденции разрушения ветхой советской модели, нужно дать шанс проявить себя предпринимательской инициативе без идиотизма государственного вмешательства – мне импонировали. И столь критикуемая суминскими пропагандистами фраза « Не можете прокормить – не рожайте», на мой взгляд, была проявлением ответственного отношения, так сказать, «к продолжению рода»: «силы рассчитывайте, дети – ваши, в первую очередь, оцените свои возможности, живёте ведь не в XIX столетии – XXI век на носу, мозг включите !» Тем более, что я точно знала – мнение Соловьева выхвачено из контекста, огрублено. Знала, потому что своим ушами слышала оригинал.

И вот что странно: противящийся выборам региональных глав Соловьев, тем не менее, четко, в соответствии с законом, назначил дату выборов, которые и проиграл.

Ценой своей политической карьеры он заложил демократические основы на Южном Урале, благополучно захороненные его преемником.

И теперь такая мысль не дает мне покоя: если бы население чуть менее велось на посулы актерствующих циников от политики, и понимало, по большому счет, ценность либерализма и выбрало в лидеры Соловьева или апологета аналогичных идей – Христенко, то ведь сколько возможностей смогли бы реализовать в своей частной практике уже дети и внуки этих затюканных избирателей, что как всегда выбрали «сердцем» «дорогого Петра Ивановича» и его «болото»!

Соловьев – нелюбимый, ассоциируемый со всеми гадостями ельцинской поры – закон выполнял. Если бы законы стали «священной коровой» на следующие 20 лет – мы бы имели сейчас и другую экономику, и, уверена, принципиально другую политическую систему не то, что в регионе – в стране. Без навязываемого ущербными госменеджерами патернализма, который при неквалифицированном «патере» способен интегрировать общество не в мировую цивилизационную модель, а в феодализм – что, собственно, мы сейчас и имеем.

У истории нет сослагательного наклонения – все эти «если бы», конечно, лишь сожаления вслух.

Но, по большому историческому счету, Вадим Соловьев выиграл. Он жив и бодр, уважаем в бизнес и политических кругах, обожаем сонмом любимых женщин – женой, дочкой, внучкой. И, сделав до эпохи перемен, в общем-то, сильно похожую на суминскую карьеру – завод ( разве что завод был другим – ЧТЗ, и карьера заводская достойная: инженер Соловьев дорос до начальника техбюро), комсомол, партноменклатура, – он так и не изменил своим либеральным ценностям, которые выбрал на том же этапе, на котором его сверстник Петр Сумин их отверг..

Выиграл и в репутационном плане: проиграв в 96-м, ни в какие помощники к оппонентам не пошел (как сделал тот же Сумин, став советником Юревича – хоть бочком к власти притулиться), не поехал и в столицу- с этим набором предложений у него никогда не было проблем. Он ратовал за развитие частной инициативы – в этом секторе и работает. И он, и, к слову, его семейство. И хлеб с булочками от Соловьевых – младших – продукт преотличный. Хотя и сильно не дешевый. Но все хорошее в нашем мире дорого обходится. Особенно ошибки. Вот и расплачиваемся.

P.S. Да вот что еще странно: ставший (благодаря историческому моменту от Ельцина- Чубайса) предпринимателем – собственником ряда производств, Борис Дубровский отчего-то следует в фарватере предложенной, вероятно, некими технологами, идеи, что он для народа южноуральского – продолжатель дела Петра I санарского . В своей первой речи в местном парламенте он даже глумливо пошутил: « Надеюсь, в этом зале нет либералов?!» А ведь именно либерализация советской экономики позволила ему стать если не великим, то очень богатым человеком.

Легенды и мифы

А теперь о заслугах и достижениях «первого всенародно избранного».

Что там в шарманке от соратников?! Краеведческий музей, ледовая арена «Трактор», ледовый дворец «Молния» – прямо снежная королева, а не народный губернатор. Ах, да – еще конный комплекс «Рифей», кардиоцентр, мавзолей – так элиты провали новое здание администрации, возведенное Бочкаревым для Сумина. И разумеется, не допущенные в область «мародеры» – Искандер Махмудов и пр.

По порядку: Краеведческий музей, как уже все не по разу написали, возведен с дикими нарушениями, оттого сейчас нуждается в капитальнейших преобразованиях. Дорогих и оплаченных из кармана налогоплательщиков.

Чья крыша дала течь первой – «Трактора» или «Молнии» – уж не припомню. Но вопиющих нарушений, допущенных при строительстве этих сооружений, выявлено столько, что не только команда Юревича, латая дыры, офигела, но и компетентные прокурорские и прочие «товарищи».

Кардиоцентр возводили при Сумине так странно, что строительство взяли под контроль федералы.

«Рифей». До сих пор впечатляют результаты работы органов по поводу нецелевого расходования колоссальных бюджетных средств на эти «авгиевы конюшни», переданные потом в управление дочке Сумина ( а взлетно-посадочная полоса, строительством которой руководила Ирина Соловьева – в ажуре).

Мавзолей, правда, нерушим. Что тоже наводит на всякие мыслишки.

А вот «мародеры» – Алтушкин, Махмудов, Козицын и К обосновались в экономике региона, видимо, навсегда – вот прямо сразу, после второго избрания «народного». «Национальная» же «буржуазия» от Сумина – Вольхин, Сербинов, Дятлов, Панов (Валерий) – разорена, превратилась в банальных рантье, разыскивается Интерполом.

Репутационные потери команды: губернаторского друга закадычного Бочкарева от тюрьмы или тюремного лазарета спасла смерть. Его друг и друг семьи Сумина, он же – зам губернатора Тимашов недавно вышел из мест не столь отдаленных на свободу. Серебренников – другой сподвижник губернатора и опять же «Костин друг» – занял «Витино» место на нарах.

Про позорный конец и уголовный процесс над «Продкорпорацией» – детищем ученика Сумина – А. Косилова тоже все в курсе. Да и нынешний имидж Косилова – продавца бедрышек «ум отъешь» – свет от погасшей звезды Сумина отражает, согласитесь, весьма неоднозначным образом.

Другой же близкий друг покойного – Валентин Буравлев, занимающий при Мякуше некую странную позицию – руководителя ветеранской секции региональных парламентариев – тоже фигура весьма и весьма комическая: плачет, целуется, бумажки какие-то перебирает, банкеты организует…

А самая большая врака о правлении Сумина: выплатил долги по зарплате бюджетникам и пенсиям, вообще не выдерживает никакой критики: деньги дали федералы, тот самый Ельцин – нефть поднялась в цене, бюджет государства сразу и разжирел…

Итак, что у нас в сухом остатке. Ничего. Почему так голосят?! Да сам Сумин как-то в бредовом сценарии Косилова на этот вопрос и ответил – с больничной койки, слегка оправившись от «сухого» (медицинский нонсенс!) бронхита: «Всё денег просите…»

Доставшееся области наследство Сумина: Мякуш, Гаттаров и прочие

Челябинск, Екатерина Истрицкая

Челябинск. Другие новости 21.06.16

В Челябинске экстренно эвакуировали детскую поликлинику. / Центр Челябинска закрыли для автомобилистов на два дня. / 21 июня ожидаются следующие события – Челябинск. Читать дальше

Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42

© 2016, РИА «Новый День»

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках