Ведьмы всех стран, собирайтесь: впереди – ночь костров
У всех дам, воображающих себя колдуньями, праздник: ночь с 30 апреля на 1 мая, согласно германскому народному поверью, является торжеством ведьм. Впрочем, и прекрасные представительницы славянских народов не прочь отметить знаменитую Вальпургиеву ночь.
В колдовском учении Вальпургиева ночь – наиболее значительный из языческих праздников, посвященный плодородию, и один из главных шабашей, отмечаемых ведьмами. Западное колдовское сообщество предпочитают отмечать праздник на горе Броккен в Германии. Несмотря на оргиастический характер этой ночи, ее название связано с именем Святой Вальпурги, английской монахини, приехавшей в Германию в 748 году с целью основания монастыря. Дама пользовалась чрезвычайной популярностью, и ее очень скоро начали почитать как святую.
Кстати, в самой Англии ночь на 1 мая праздновали Бельтайн, а славянские народы отмечали Ночь костров. 30 апреля – в Родоницу (на 40 день после весеннего равноденствия) – поминали предков, призывая их посетить землю. Смысл самого празднества Родоницы и заключался в соединении духов-предков с еще не родившимся (не воплотившимся) потомством: так Род осознавал себя как единую нерасторжимую сущность – преемственность связывала поколения в замкнутое Волшебное Кольцо. В этот день все женщины совершали обрядовые пляски около костра с метлами в руках, как бы очищая место от злых духов и всевозможной нечисти. Так они прославляли и призывали Богиню Живу, посылавшую на Землю весну и оживлявшую природу. Праздник Живы отмечался 1 мая: в этот день было принято прыгать через огонь, очищаясь от всевозможных напастей, хворей и наваждений, скопившихся за долгую зиму.
С распространением христианства старые обряды стали приписывать ведьмам. Считалось, что самые злобные собирались на Лысой горе недалеко от Киева. Впрочем, в каждом регионе существовало свое «нехорошое место».
Например, шабаш южноуральских колдуний может проходить на горе Чека – именно здесь каждый год появляются первые змеи. Старожилы уверяют, что много странного происходит и в горах на западе и севере области. В Саткинском районе недоброй славой пользуется хребет Мо(а)скаль. Краеведы считают, что название произошло от видоизмененного башкирского слова мяскяй – «ведьма», «колдунья», т. е. «гора, где обитают ведьмы, колдуньи», или «ведьмина гора». Как свидетельствуют литературные источники, еще в ХVIII в. здесь стояли деревянные идолы «горных духов», которым поклонялись древние башкиры до принятия ислама. А в Чебаркульском районе есть деревня Маскайка. Согласно официальной версии, населенный пункт назван в честь некоего Маскаева, организовавшего здесь в ХVIII веке казачий выселок. Однако ряд источников утверждает, что поселение под тем же названием существовало задолго до пришествия казаков.
Челябинск, Ольга Арсентьева
© 2019, РИА «Новый День»