Сергей Давыдов: Люди должны знать правду
Челябинск, Август 28 (Новый Регион, Алла Бутова) – Реформа жилищно-коммунального хозяйства наряду с приоритетными национальными проектами в России сегодня является темой №1. На 2007 год федеральное правительство намерено выделить регионам солидные средства на приведение в порядок сферы ЖКХ, регулярно выходят законы и постановления, регулирующие отношения между государством, поставщиками услуг и потребителями, реформа обсуждается в органах власти всех уровней, а население все равно не довольно: цены растут, качество снижается, виноватых нет. Пояснить происходящее «Новый Регион» попросил первого вице-мэра Челябинска Сергея Давыдова:
«Н.Р.»: Сергей Викторович, в последнее время на федеральном уровне принимается немало решений, касающихся жилищно-коммунальной сферы. Новые законы способны реально изменить ситуацию в этом секторе?
Сергей Давыдов: Реально что-то можно изменить, только развивая рыночные отношения. Это очень значимо и, в то же время, очень опасно. Так как внедрение подобных отношений на первом этапе неизбежно приведет к росту тарифов. Наверное, поэтому у нас царит такая неразбериха в законодательстве. Сначала приняли новый Жилищный Кодекс, который декларирует эти рыночные отношения, а потом стали выходить постановления правительства России, их ограничивающие. Ни к чему хорошему это не приведет. Например, в 2007 году рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги не должен превышать 15% -18%. А годовая инфляция в любом случае превысит 10%, а если проанализировать конкретно каждую сферу, то в ЖКХ эти цифры буду еще больше: газ, электричество, трубы для сетей дорожают гораздо быстрее. Соответственно, при самом хорошем раскладе это повышение на 15% позволит всего лишь выровнять инфляционные процессы.
«Н.Р.»: Может ли муниципалитет повлиять на эту ситуацию?
Сергей Давыдов: Нет, это прерогатива федеральных органов власти. Мы же можем только определять нормативы потребления. Что мы и сделали: с началом нового отопительного сезона вводим новые нормативы потребления тепла. Дело в том, что, в соответствии со старыми документами, показатели потребления были завышены процентов на 20 от необходимого. Мы же привели их в соответствие с реальным потреблением. Эти предложения вносятся в городскую Думу, а дальше депутаты будут решать, принимать их или нет. Если Дума наши предложения примет, то в результате населению придется меньше платить за тепло.
«Н.Р.»: Интересно, как отреагируют на это энергетики?
Сергей Давыдов: Ну, у нас с ними вообще сложные отношения. Сейчас на всех совещаниях областного уровня энергетики кричат, что муниципалитеты им не платят за отпущенную энергию. А дело в том, что энергетики вынуждают управляющие компании заключать договоры на поставку тепла населению. Согласно договорам, УК должна оплачивать 100% услуг энергетиков. А сборы с населения составляют от 80% до 95%. Где управляющим компаниям взять оставшиеся 5% – 15%? Чтобы рассчитаться с энергетиками, УК надо направлять на расчеты с тепловиками деньги, предназначенные на содержание жилого фонда. Соответственно, не будет средств на текущий ремонт и содержание домов, не будут вовремя трубы менять, мусор убирать и так далее.
«Н.Р.»: А причем здесь муниципалитет?
Сергей Давыдов: Вообще не причем. Из бюджета не может погашаться задолженность населения. Раньше, когда весь жилищный фонд был муниципальным, все управляющие компании подчинялись мэрии, энергетики приходили в администрацию города и стучали кулаком по столу: «Вы нам должны – платите!» И сейчас они по инерции продолжают требовать с нас. Мы им объясняем, что, согласно законодательству, муниципалитеты уже не при чем. Управляющие организации – частные, разбирайтесь с ними, а мы не имеем права тратить на эти цели бюджетные деньги. Или другой пример: спор ОАО «Челябэнергосбыт» с муниципальным управлением общежитиями. Энергетики трубят по всем каналам: «Мы сейчас общежития отключим!». Больше года мы им предлагаем заключить трехсторонне соглашение с почтой, чтобы все деньги, которые жильцы бывших общежитий платят за электричество, прямо на почте отправляли в сбытовую организацию. Они против. Мы предлагаем другой вариант: заключите прямой договор с каждым из жильцов и разбирайтесь, кто кому сколько должен. Тем более что сегодня закон позволяет ограничивать подачу электричества должникам. Они опять отказываются. Им удобнее требовать с нас: управление муниципальное, значит Администрация должна заплатить. Не должна Администрация. Время изменилось. Сейчас другие отношения.
«Н.Р.»: Как можно урегулировать этот конфликт?
Сергей Давыдов: Вопросы должны решаться в суде. Если энергетики не согласны с тем, что управляющая организация отказывается с ними заключать договор, пусть обращаются в арбитражный суд. Не согласны с позицией управления общежитиями – в суд. Но у этой проблемы есть и другая сторона. Если мы разорим управляющие организации, кто будет обслуживать жилфонд? Энергетики в кулуарах говорят: «Мы сейчас обанкротим управляющие компании и этот бизнес по управлению жилфондом заберем под себя». Очень хорошо! У нас есть монополия на тепло, на электроэнергию, сейчас еще установим монополию на управление жилфондом. И о рынке в сфере ЖКХ можно забыть. Будем прозябать как 20 лет назад.
«Н.Р.»: И это возможно?
Сергей Давыдов: У них есть такое желание, но вряд ли им удастся это осуществить. Энергетикам тоже надо привыкать жить в рынке, соблюдать правила игры. Если человек занимается бизнесом, то риски ложатся на его компанию. Ведь почему нет инвестиций в ЖКХ? Ни один состоявшийся бизнесмен не будет вкладывать деньги туда, где стоимость товара не соответствует стоимости услуг и, следовательно, невозможна прибыль.
«Н.Р.»: Как исправить ситуацию?
Сергей Давыдов: Не надо ограничивать тарифы! Я понимаю, это политический вопрос, тем более перед выборами. Для завоевания доверия населения есть смысл ограничить рост тарифов. Но надо понимать: если услуга стоит 1 тысячу рублей, а заплатили только 100, то и получите только 10-ую часть. Почему у нас жилой фонд находится в таком плачевном состоянии? Потому что его текущим содержанием годами никто не занимался. Федеральные власти при разработке проекта по доступному жилью официально признали, что причиной неудовлетворительного состояния жилфонда является финансирование по остаточному принципу. Чем дольше мы не будем обращать на это внимание и нормально содержать жилье, тем более серьезные капитальные вложения потребуются на приведение его в удовлетворительное состояние. И себя обманываем, и население. Жилищное законодательство переложило всю ответственность за содержание домов на собственника, но при этом не дало механизма компенсации затрат собственника.
«Н.Р.»: Есть же субсидии на оплату услуг ЖКХ?
Сергей Давыдов: Есть, но пока система эта еще несовершенна. Вообще, субсидирование конкретного человека, который нуждается, это правильнее, чем предоставление льгот. Льготы, не обеспеченные деньгами, долгие годы разрушали систему ЖКХ. Теперь от этого отказались. Сегодня субсидия предоставляется при превышении расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг более чем на 22% от совокупного дохода семьи, в ней проживающей. Я считаю, что 22% дохода семьи на оплату ЖКУ это очень много. Субсидирование должно предоставляться при превышении 10-15% совокупного дохода семьи. При такой системе неограниченный рост тарифов на услуги ЖКХ будет только расширять базу людей, получающих субсидии, и не будет являться дополнительной финансовой нагрузкой на малоимущие слои населения.
Кроме того, нужна государственная поддержка капитального ремонта жилого фонда. Капитальный ремонт это крайне затратное мероприятие, и часто собственники не в состоянии его самостоятельно оплатить. Мы выходили с предложением профинансировать капитальный ремонт жилого фонда в ЗСО Челябинской области. Там нас поддержали, но вопрос с финансированием пока еще не решен. Сейчас готовим документы для обращений в Государственную Думу, в Правительство РФ. Будем отстаивать свою точку зрения.
Да, говорить сегодня об увеличении оплаты за услуги ЖКХ не популярно, и те люди, которые эту тему поднимают, населению не нравятся. Но! Есть пути решения и без увеличения социального напряжения. Нужно честно говорить, что сегодня происходит в жилищной сфере. Люди должны понимать: рынок в ЖКХ необходим, в противном случае мы все пострадаем. А задача государства заключается в том, чтобы помочь населению в этой ситуации.
© 2006, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».