AMP18+

Челябинск

/

Экспертиза «НР»

/

Экспертиза «Нового Региона»: смогут ли южноуральцы жить в потемкинских деревнях?

Одна из приоритетных задач современной России – строительство доступного жилья. Этот вопрос неоднократно поднимался и в Челябинской области. Разработан ряд региональных программ, призванных облегчить приобретение жилья отдельным категориям населения, согласно статистике увеличиваются объемы жилищного строительства, увеличен уставной капитал Южно-Уральского агентства по ипотечному кредитованию. Но ситуация не меняется: в очереди на квартиру стоит около 130 тысяч семей, а реально в улучшении жилищных условий нуждается около 70% южноуральцев. При этом, стоимость жилья в Челябинской области растет, как на дрожжах. Прокомментировать ситуацию «Новый Регион» попросил эксперта фонда «Реалити» Андрея Воронова:

«В потемкинских деревнях очень неуютно жить, потому что они не предназначены для этой цели. Они нужны, чтобы пускать пыль в глаза начальству. Для дома, по крайней мере, необходимы четыре стены, крыша, водопровод и отопление. Для парадного фасада довольно декорации, а в наш информационный век и вовсе можно обойтись высокотехнологичным мифом вроде государственной программы по жилищному кредитованию и т. д. …

Еще в начале года власти Челябинской области отрапортовали о создании такой общенациональной программы в соответствии с президентскими поручениями в рамках госсовета, где губернатор Петр Сумин возглавляет, как мы помним, рабочую группу по жилищной проблеме. Между тем, уже спустя десять месяцев становится очевидным, что чиновники не способны удержать ситуацию под контролем даже в масштабах области. Первый заместитель губернатора Владимир Дятлов вынужден был признать, что средства, выделяемые по ипотечным программам из областного бюджета, которые должны были, как предполагалось, разогреть рынок, привели к росту цен на жилье (и на первичном, и на вторичном рынке) и дефициту вводимых площадей. Насколько можно судить по сообщениям СМИ, виноватыми, в который раз, назначены перекупщики и посредники.

Ох уж эти негодяи – спекулянты, которые методично разваливают то одну, то другую сферу областного хозяйства. Последний раз они вредительски занижали цены на зерно нового урожая. Теперь вот взялись за ипотеку. Свободные средства, выброшенные на рынок, они, того и гляди, норовят прикарманить, нисколько не смущаясь, отсутствием какого-либо общественно полезного результата на выходе.

Однако, при ближайшем рассмотрении, легко заметить, что столь досаждающие вредительские проявления суть обычные элементы рыночной экономики. Это регуляторы спроса и предложения, которые на самом деле формируют экономическую реальность. Они не могут быть виноватыми в недостаточном росте или неправильном функционировании, как не могут быть виноваты в этом, к примеру, деньги, по той простой причине, что сами и являются этим функционированием. Не обвиняем же мы, в конце концов, в невысокой зарплате цвет купюр? Должен быть кто-то другой, который рулит этими процессами не в том направлении и к кому нужно предъявлять претензии.

Размотаем клубок. Что мы имеем? Недостаточное предложение на рынке недвижимости и низкий платежеспособный спрос. Первая проблема есть отражение неудовлетворительных темпов строительства и отсутствия реальной конкуренции в стройиндустрии. Скажем, в Челябинске рынок был поделен между рядом компаний, руководители которых составляли «тарасовский пул». Проникнуть в эту сферу сторонней организации было практически невозможно. По закону сохранения энергии в условиях ценового сговора они стали производить меньше, а брать за свою продукцию дороже. Уплотнять центр стало выгоднее, чем осваивать окраины. Вывод: нужно вводить конкуренцию, впустить в область новых участников рынка.

Происхождение проблемы низкого платежеспособного спроса кроется в фактической недооценке труда наемных работников. Фонд заработной платы у большинства предприятий явно занижен в пользу доходов собственников. Между тем именно эти деньги формируют ликвидный инвестиционный потенциал без инфляционного ущерба для денежной массы. Можно и должно требовать от работодателей и законодателей скорейшего решения этой проблемы. Но от кого конкретно? От ЗСО, где прочно обосновался директорат, который естественным образом противится этим новациям? От чиновников исполнительной власти, которые за счет вторжения государства в экономическую сферу получают дополнительные рычаги воздействия на производство и изымают из себестоимости продукции свою долю прибыли? Для них ФЗП – конкурирующая статья расходов. У ручных профсоюзов, которые в полном соответствии с марксистско-ленинским учением остаются какой-то школой коммунизма и кормятся бюрократическим пайком?

Вот проблемы, которыми должна озаботиться нормальная власть. А что в Челябинской области?

А здесь мы можем наблюдать воистину универсальную стратегию буденовского кавалерийского натиска, замусоленную и десятки раз провалившуюся еще в советские времена концепцию долевого участия государства в строительстве жилья. Теперь в виде так называемой государственной ипотеки. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что за этой вывеской скрывается банальное скрытое дотирование неплатежеспособного спроса из бюджета. Это неподкрепленные деньги, которые сию же минуту приводят к всплеску инфляции и росту цен. Да, конечно, можно удерживать инфляцию под контролем силовыми методами, но проблему это не решит, поскольку обнаруживается дефицит жилья.

Хуже того, бюджетное финансирование разрушает рыночное хозяйство, замещая работоспособные сегменты сосунковым бизнесом, который без материнской подпитки государства жить не может. Здесь не до конкуренции, внедряясь в рынок, государство обеспечивает и патерналистские условия, то есть замещает предпринимательские свободы бюрократическими правилами игры. Такими методами ВВП не удвоишь, разве что нарисуешь красивые цифры. Отсюда и потемкинские фасады. Громкие заявления на фоне галопирующих цен на жилье, опережающих все мыслимые и немыслимые темпы – к лету текущего года квартиры на вторичном рынке подорожали на 20% – 25%. Все это при устойчивом валютном курсе и умеренной инфляции в размере 11% в год. Вот та цена, которую платит население за прекраснодушные дилетантские прожекты.

Как ни крути, пока что, у чиновников получается лучше всего обустраивать самих себя: захватывая под ведомства и управления все новые этажи зданий и возводя шикарные апартаменты с зимним садом и сауной. Вот он образчик государственного подхода, который, похоже, проецируется сегодня на всю Челябинскую область, когда финансовые потоки дают возможность отщипнуть от бюджетного пирога администрации губернатора, а сам бюджет становится для общества множителем халявы. Пора делиться опытом со всей страной».

© 2005, «Новый Регион – Челябинск»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Челябинск, Экспертиза, Урал, Россия,