Политологи отмечают абсолютную инертность информационного поля в Челябинской области. Несмотря на отсутствие календарно-природных факторов, сдерживающих потоки событий и информации (праздники и морозы давно прошли), складывается ощущение, что совсем ничего не происходит. Власти настолько преуспели в стремлении создать иллюзию, что «в Багдаде все спокойно», что, похоже, сильно перестарались: область не просто успокоилась, она замерла, как природа зимой – вроде бы жива, но признаков жизни почти не подает. Прокомментировать ситуацию «Новый Регион» попросил кандидата политических наук Семена Абрамова:
«Тенденции начала года поселили какое-то смутное ощущение, что Челябинская область, чем дальше, тем сильнее, превращается в некий странный феномен – корпорацию «СВЕТЛОЕ ПРОШЛОЕ». Явление это не просто социально-политическое, а какое – то даже поистине культурологическое, выпуклое, трехмерное. Это, похоже, наша новая мифология, приближаясь к объектам коей, мы все стремительней удаляемся от них, а сами объекты, будучи бестелесными формами, увеличиваются и увеличиваются в масштабах. Геометрия и история отдыхают. Чтобы разобраться в наслоении избыточных сущностей на обыденный, в общем-то, материал, нужна философская «бритва Оккама», дабы доподлинно определить вектор нашего движения.
Вспомните, о что обсуждалось в региональной прессе в первом месяце текущего года? Фестиваль для известных земляков «Светлое прошлое», формирование из известных земляков Общественной палаты и планы реализации на Южном Урале, известными, конечно, земляками, президентских национальных проектов. Смею утверждать, что все эти три явления в своей ипостаси – культурной ли, политической ли, хозяйственной – суть ретроградны и нацелены в лучшем случае на поиски «Золотого века», зафиксированного документально только в стенограммах съездов КПСС. Несостоявшийся переходный этап к светлому будущему теперь порождает грезы о светлом прошлом.
Как хорошо, что всем мы здесь…
Уникальное по своей провинциальной пошлости шоу Олега Митяева «Светлое прошлое» больше 3-х часов эксклюзивно транслировал один из местных каналов. Все было как в том анекдоте: «Не выпендривайтесь, Марьиванна, слушайте вашу любимую песню «Валенки». Плохим русским языком под звуки фанфар на сцену приглашали людей, (а чаще их представителей), которые состоялись вне Челябинска. Подбор имен был откровенно абсурден. Были и такие как Петр Авен – бабушка жила в Сосновском районе. Как Святослав Бэлза, – родился и 7 дней прожил в Челябинске. Константин Феоктистов -1, 5 года проработал в Златоустовском СКБ после окончания института. То есть, никакого отношения они не имели к пространству Южного Урала и никак свои сферы деятельности здесь не поддерживали, как, впрочем, и многие прежние лауреаты.
Златоустовец Анатолий Карпов ничем не помог развитию шахматной школы в Челябинской области, но громадная школа организована им в Америке. Знаменитые Архипова и Скобликова вспомнили о малой родине, лишь когда вышли в тираж и решили тряхнуть мошну челябинских областных властей. Ну, ясно дело, Макеев и Герасимов не могут сказать, что они думают по поводу этого абсурда и заявить громогласно самоотвод, зато как похорошел список великих лауреатов, как уютно соседствовать там с хорошими людьми.
В связи со столь мудрым подходом к подбору кандидатур возникает закономерный вопрос, а до каких пор простирается светлое прошлое? Можно ведь вывести в лауреаты и градоначальника Александра Бейвеля, и Ольга Преображенская – прима императорского балета в Челябинске танцевала, а в Троицке пел Шаляпин целый час; а еще через Челябинск проезжал премьер-министр Петр Столыпин, министр путей сообщения фон Шауфус, китайское посольство во главе с Дай Хун Цзы, великий князь Константин Константинович, германский принц Вольдемар, принц Генрих Прусский.. В Озерск чуть позже Берия наведывался, и Курчатов там работал, и Калинин тракторный завод в Челябинске «открывал». И Владимир Ильич, страшно подумать, был проездом в ссылку. Нью-Васюки, не иначе.
Стоит задуматься, зачем потребовалось создавать реестр знаменитых земляков, большинство из которых добились успехов за пределами области? Какую информацию между строк адресуют обывателю? Логика проста – в связи с оформлением областного руководства из политического органа в орган идеологический, то есть, претендующий на властные роли во всех сферах общественной жизни, этой ЗАО структуре требуются генеалогические корни, родословная. Вести ее от Воропаева (Михаил Воропаев – с 1963 по 1970 возглавлял горком партии в Челябинске, с 1970 по 1984 – первый секретарь обкома КПСС – прим. «НР»), что было бы справедливо, они не хотят. Они хотят выглядеть просвещено, поэтому не жалеют бюджетных средств на установку культурологического родства. Но сама по себе претензия порулить высокими сферами, исходя из собственных представлений на искусство и культуру, – это ли не мечта любого мало-мальски состоявшегося советского партчиновника? Спасибо Олегу Митяеву за качественное прикрытие процесса возвращения светлого прошлого, от которого сам он когда-то сбежал в Москву. Приезжайте, дяденька, в следующем году, а мы пока займемся воплощением светлого прошлого в жизнь.
Партактив
Причины, по которой Владимиру Владимировичу потребовалась Общественная палата, до сих пор как-то однозначно не изложены. Народное представительство? Но у нас по этой части Государственная Дума и региональные парламенты, которые поэтому и называются представительной властью. Совет мудрейших? Но за выяснение мнений умных людей в цивилизованном обществе отвечают средства массовой информации. Экспертиза законопроектов? Так ведь здесь нужны профессионалы, а не популярные личности.
Есть, правда, скептики, которые утверждают, что создание Общественной палаты было противопоставлено деятельности некоммерческих правозащитных организаций. Поскольку в стране воцарилось редкостное единодушное молчание, голос последних стал подозрительно слышен, а критика приобрела характер гласа народа, задвинутого на периферию политической жизни. У оппозиции появилось в лице правозащитников достойное реноме, которое прежде никем под сомнение не ставилось. Это и озаботило кремлевских небожителей, привыкших иметь дело в последнее время исключительно с санкционированной оппозицией. По смутьянам ударили по всем флангам, а вот общественной палате прописали роль достойного противовеса: у нас тоже правозащитники имеются, адвокат Кучерена, например. Однако затем, чтобы дело не попахивало формализмом, в палату стали набирать известных лекарей-пекарей, патентованного барина Михалкова и всенародную Пугачеву. Куда там Людмиле Алексеевой и всей Хельсинкской группе (Московская Хельсинская группа создана в мае 1976 года для содействия соблюдению прав человека и построению демократии в России. Была распущена в сентябре 1982 году. Воссоздана в 1989 году – прим «Н.Р.»)
На Южном Урале правозащитные организации никакой даже отдаленной угрозы областным чиновникам не представляли. Может быть, поэтому образовался идейный вакуум, чем наполнить существование этой актуальной общественной структуры. Ответ оказался конгениальным в своей простоте: СВЕТЛЫМ ПРОШЛЫМ. Стоит ли удивляться, что за формирование палаты ответственным лицом губернатором назначен разносторонний руководитель господин Скворцов? Вот замечательное дело: у палаты нет фронта работ, нет статуса, нет даже опосредованной причины для возникновения, но есть уже 19 членов. Определенные Конституцией Российской Федерации органы власти формализуются через дискредитацию выборной системы, а на этом месте возникают квазиконтролирующие органы со смутными полномочиями общественной экспертизы, назначаемые исполнительной властью. Все это напоминает площадного клоуна – чревовещателя, который ведет оживленный диалог с собственной куклой. Вот он феномен СВЕТЛОГО ПРОШЛОГО в чистом виде. Приехали.
Хозяйственный план
В экономической плоскости возвращение реалий старой экономической политики также ощутимы. Приватизация меняется на обратную процедуру огосударствления. Усиливаются тенденции роста влияния монополий. Роль нефтегазового сектора становится опасно высокой для страны. Несущие конструкции рыночной экономики демонтируются. В качестве основной экономической стратегии принимаются 4 национальных приоритетных проекта, суть которых отражает скорее идеологический подход. Село, ипотека, образование, медицина….., остается совершенно непонятным, зачем следует выпячивать эти сферы деятельности среди всех остальных? Ведь все государственные программы, так или иначе, дотошно обсчитываются при формировании бюджета страны и, тем самым, определяется баланс интересов между отраслями. Зачем и здесь требуется наслоение бессмысленных сущностей с экономическими приоритетами. А другие хозяйственные области теперь, получается, не приоритетны? Почему одни медики оказываются приоритетней других, причем без учета квалификации и реальной пользы? Каким образом одна группа нуждающихся в жилье попадает в приоритет, а другая нет? Наконец, чей приоритет круче среди обозначенных приоритетов?
Образованная фикция национальных проектов в регионах дает возможность еще большего воздействия чиновников на хозяйственную жизнь, ибо сущностная составляющая этих хозяйственных планов нацелена на бюджетное стимулирование любой деятельности. Роль бюрократической верхушки на местах возрастет многократно, настолько, что существование любой корпорации, кроме АО «СВЕТЛОЕ ПРОШЛОЕ», окажется под вопросом. Вот в чем смысл губительного воздействия приоритетов, они подрывают принципы существования современной экономики, основанных на общих правилах рынка. А эта кастовая модель – экономика не для всех. Для услужливых, молчаливых и ностальгирующих. Дежавю.
Челябинск. Другие новости 06.02.06
Челябинский Винни-Пух остался без штанов. / Еще одно оборонное предприятие Южного Урала будет акционировано. / Ужесточены штрафы за нарушение рекламного законодательства для СМИ. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2006, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».