В Челябинской области создается молодежная палата, призванная стать школой молодых политиков. Действовать этот новый орган будет при Законодательном собрании. Предположительная численность Молодежной палаты – 81 человек. В ее состав будут делегироваться представители молодежных палат городов и районов, молодежных и детских общественных организаций, внесенных в государственный реестр, а также политических партий, которые представлены в Законодательном собрании («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Родина»). Представители других партий могут также подать заявление о вступление в Молодежную палату, но решение об их рекомендации должен принять комитет ЗСО по молодежной политике. Уже условия формирования молодежного органа наталкивают на мысль, что вряд ли палата, действительно, станет официальной трибуной, где молодежь сможет высказывать свое мнение, а вот то, что подразделение будет подконтрольным – это очевидно. Кому и зачем нужна Молодежная палата, «Новый Регион» попросил прокомментировать кандидата политических наук Семена Абрамова.
«В советские годы принято было считать, что молодежь должна быть охвачена заботой государства всепроникающе. Мальчики с комсомольским значком на лацкане и широкой улыбкой на лице стремились строить БАМ и мечтали о службе в армии, девочки, в фартуках и косынках сызмальства понимали, что помимо своего будущего они строят и будущее социализма, а оттого всматривались в парней строгим взглядом. У всех были почему-то могучие шеи и постный вид. В таком виде представлялось подрастающее поколение ответственным людям с партбилетом в кармане на шершавом языке плаката. Кто только не занимался воспитанием и просвещением, включая органы госбезопасности, которые самолично организовывали даже рок-концерты. Тех же, кто не хотел походить на статую рабочего и колхозницы, именовали неформалами и часто, после этих самых рок-концертов, с ними проводили задушевные беседы о ситуации в стране и мире, а в особых случаях попросту вкручивали мозги.
В эти «благословенные» годы в стране был выпестован слой комсомольских функционеров, готовых возглавить любое направление, какое укажут старшие товарищи. Квалификация, способности и моральные качества были не в счет, главное – преданность партии. Помните: «Партия сказала: «Надо», комсомол ответил: «Есть!» Это про них. Они, так сказать, потребляли алгоритмы бюрократического управления в чистом виде. Профессия руководить. И карьерная вертикаль у них была отдельная – партийно-хозяйственная. И жизнь у них была тоже особая – со спецпайками, выездами на конференцию со спецобслуживанием и получением дефицита по спецочереди.
Впрочем, в момент перестройки эти люди тоже не потерялись: кто прихватил скважину, кто заводик, а кто пытал счастья в чековых инвестиционных фондах. Многие сколотили даже неплохое состояние. А некоторые параллельно еще и выстроили карьеру на государственной службе. За примерами далеко ходить не нужно, взгляните на трех первых вице-губернаторов Челябинской области. Успех очевиден. Одному, правда, сегодня светит срок, но это уже другая история.
Однако в шатаниях и разброде 90-х развалилась и породившая их система. Молодежь оказалась не охвачена заботливым вниманием государства и пустилась во все тяжкие: наркомания, СПИД, «Клинское» и т.д. Образовался вакуум. Молодежь есть, а молодежной политики нет. С точки зрения бюрократического воспроизводства ситуация явно аномальная: объект для потенциального руководства должен порождать ответственного руководителя. А как же иначе? Сколько пропадает важных постов и нереализованных в программах направлений!
Но есть в этом, конечно, и ностальгический аспект, особенно актуальный для Южного Урала в эпоху «светлого прошлого». Модель, породившая такое количество «патентованных» руководителей не может быть выброшена на свалку истории. Для людей, выросших из комсомольских штанишек в государственных мужей, дело чести воссоздать систему по своему образу и подобию. Однако встает закономерный вопрос, на какой платформе? «Светлое прошлое» со всем специфическим колоритом не так-то просто вмонтировать в неоднозначное настоящее. Одно дело – собираться раз в году на посиделки с лысеющими и седеющими «вечно молодыми» коллегами, другое дело – предложить нечто привлекательное современным молодым людям, которым и понять-то непросто двусмысленный пафос тех лет. А предложить, судя по всему, нечего. Идеологию? Квасной патриотизм? Семинары и конференции по надуманным темам? Дружбу со властьимущими? Все это не положишь в основание полноценной молодежной политики. Молодые люди «с активной жизненной позицией» давно уже реализуют себя, кто в политической сфере, кто в КВН, а кто в профессии, без высочайшего присмотра. Вот и получается, что профессиональные молодежные активисты сами по себе, а молодежь сама по себе. Остается разве что путь автономного существования назначенного сверху органа по части подрастающего поколения.
Для такой самодвижущейся конструкции в региональном парламенте всегда место найдется, чтобы не упрекали в отсутствии внимания к проблемам подрастающих южноуральцев. А говорить можно о чем угодно. «Молодежная палата займется подготовкой молодых политиков, сможет призывать молодежь области заниматься политикой, а также позволит выявить новых людей, способных представлять интересы Южного Урала». Красиво и не о чем. В области, где от публичной политики остались «рожки да ножки», а публичная дискуссия искоренена как класс, говорить об этом просто смешно. «Первым шагом в защите интересов южноуральской молодежи станет принятие в марте закона Челябинской области «О молодежи» – говорят организаторы палаты. Да, но какова будет польза такого закона на выходе, что он будет регламентировать? Какие новые права и обязанности молодежи, помимо тех, что записаны в Конституции РФ? Сдается, что единственным смыслом этого акта станет придание формального статуса этой самой молодежной палате. И вот, конечно, очень важный пункт, обозначенный бывшим студенческим вожаком Вадимом Воробьем: в палате не будет чиновников! «Согласно принятому постановлению чиновники будут играть роль советчиков и экспертов». Позвольте, но ведь и сама палата не законодательный орган, а рекомендательный, то есть его члены, если говорить прямо, тоже советчики и эксперты!
Впрочем, кое-какие прагматичные стимулы, поучаствовать молодому человеку во всей этой петрушке, усмотреть можно. В области существует, к примеру, такая замечательная жилищная программа «Молодая семья», и в ее рамках можно получить вполне приличную безвозвратную ссуду на квартиру. Программа, ясное дело, предназначена не для всех молодых семей, а только для тех, кто вовремя зарисуется пред ясным оком соответствующего начальства. Во всяком случае, ни о конкурсах, ни каких-либо других объективных критериях публично ни разу не заявлялось. Так вот, есть некоторое предположение, что с легким откатом в «светлое прошлое» количество подобных «блатных» программ и подпрограмм будет стремительно возрастать. Почему бы ни подхарчиться за счет правильно обозначенной жизненной позиции? В конце концов, это же старая традиция, а все новое, как известно, и есть хорошо забытое старое».
Челябинск. Другие новости 17.03.06
Южноуральцы помогли наркоконтролю изъять более 60 килограммов наркотиков. / Южноуральские башкиры рвутся во власть. / В Челябинске водителей будут приучать уступать дорогу детям. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2006, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».