Оборонно-промышленный комплекс остается одной из самых «больных» проблем Челябинской области. Сегодня в регионе насчитывается более 30 предприятий ОПК, большинство из них являются градообразующими. Загрузка производственных мощностей в среднем составляет 50%, а заработная плата на отдельных заводах едва превышает прожиточный минимум. Специалисты утверждают, что если в ближайшие 2 года ситуация в ОПК не изменится к лучшему, восстановить большинство предприятий уже не удастся.
Оценить перспективы этой отрасли «Новый Регион» предложил депутату Государственной Думы, президенту «ПРОМАСС» Валерию Панову.
Валерий Панов: Так исторически сложилось, что основные виды вооружения и военной техники делаются на Урале, в том числе и в Челябинской области. Но, к сожалению, сегодня из-за бездействия государственных федеральных структур мы до сих пор не имеем ответа на вопрос, сколько на ближайшие 10-15 лет нашему государству потребуется вооружения и военной техники. А отсюда вытекает и проблема сохранения мобилизационных мощностей. Сегодня, по мнению директоров-оборонщиков, как минимум каждый третий оборонный завод не нужен государству. Мы не можем дождаться структуры реформы всего этого богатства, а люди, которые на этих предприятиях работают, страдают: у них не только нет уверенности в будущем, они даже не знают, что с ними будет завтра. Предприятиям самостоятельно из кризиса не выкарабкаться. Возьмем, к примеру, Челябинский автоматно-механический завод. Там очень большая задолженность по зарплате, люди доведены до отчаяния. Прокуратура возбудила уголовное дело в отношении руководства, федеральное агентство сменило директора, но ситуация не изменилась: по-прежнему все уповают на гособоронзаказ, который может быть. Новый директор рассказывает, что к нему в кабинет приходят рабочие с грудными детьми и спрашивают, чем их кормить. Мне это напомнило ситуацию 1998 года в Миассе на ОАО «УралАЗ». Я сам прошел через подобное. И если бы тогда лично губернатор и все областное правительство, весь коллектив завода и жители Миасса не подключились, мы бы не смогли решить этот вопрос. Благодаря мощной поддержке мы провели реструктуризацию, отсекли все лишнее, в 2,5 раза сократили мобмощности, провели реструктуризацию основных фондов, оставив только то, что необходимо для производства большегрузных автомобилей. Практика показала, что наш расчет и наши действия были верными. Для оборонных предприятий нужно находить аналогичные решения.
«Н.Р.»: Речь идет о конверсии?
Валерий Панов: Да. Ведь есть же в нашем ОПК преуспевающие, динамично развивающиеся предприятия: завод «Теплоприбор», «Метран», «Электромашина». Эти компании не только развивают оборонную тематику, но осваивают гражданскую продукцию. Простой пример: в моем избирательном округе есть два машиностроительных завода – в Миассе и в Златоусте. Миасский машзавод 8 лет не имел госзаказа, но сохранял мобилизационные мощности в полной готовности. А параллельно осваивал гражданский рынок. Сегодня это предприятие занимает передовые позиции по производству кварцевого стекла для оптоволоконных изделий – в России нет аналогичной продукции. Выпускают оборудование для пищевой промышленности, нефтеперерабатывающие минизаводы. Освоили алюминиевые радиаторы, которые не уступают по качеству дорогим импортным аналогам. Сегодня завод пошел дальше и выпускает технологические линии для производства самых современных строительных материалов, которые пока в большей массе завозятся из-за рубежа. «Н.Р.»: А златоустовский завод все это может?
Валерий Панов: Конечно, может. Раньше это были две площадки одного предприятия. Но сегодня в Златоусте есть только один вид гражданской продукции – электроплиты «Мечта». Они их еще в советское время выпускали. Так что все зависит от дерзости подходов.
«Н.Р.»: В феврале вы предлагали правительству Челябинской области обратиться в Генпрокуратуру и таким образом подтолкнуть федеральные правительство обратить внимание на проблемы ОПК. Что-то удалось сделать в этом направлении?
Валерий Панов: Главное, от чего страдают оборонные предприятия – правила игры по гособорнзаказу несправедливы. Заводы вынуждены залезать в кабалу и работать на очень не выгодных условиях. Как накапливаются долги: государство заказывает продукцию с обязательством оплаты по факту, предприятие вынуждено идти в коммерческие банки, брать очень дорогие кредиты, заказчик вовремя не рассчитывается, на кредиты накручиваются штрафные проценты и т. д., и т.п. А отношения должны быть партнерскими. Мы решили изменить правила игры. Сначала Законодательное собрание Челябинской области разработало и поручило мне, как субъекту законодательной инициативы, донести до Госдумы предложения об изменениях в закон о гособоронзаказе. Однако сегодня в Госдуме инициатива с мест не приветствуется, практически все подобные предложения отклоняются. Поэтому я, как депутат, выступил с законодательной инициативой и сейчас курирую подготовку к первому чтению закона о поставках для государственных, федеральных и муниципальных нужд. В этот проект мы включили предложения южноуральских депутатов. В частности, закон предусматривает механизм расчетов в случае невыполнения заказчиком обязательств. Первое слушание будет уже в мае. Я рассчитываю, что мы успеем принять закон к 2006 году.
«Н.Р.»: Оборонная промышленность имеет большой инновационный потенциал. Об этом много говорят, но, похоже, мало кто знает, что с этим делать.
Валерий Панов: Изменившаяся экономическая ситуация ставит новые условия. Сегодня нужно говорить о коммерциализации инновационных разработок. Необходимо создавать технопарки, которые позволят соединять науку с предприятиями оборонного комплекса. Это не значит, что весь этот потенциал будет работать только на войну – разработку самых современных видов оружия или средств доставки. Это позволит активно развивать конверсионное производство – то есть как раз то, чего не хватает нашим предприятиям.
«Н.Р.»: Какие перспективы есть у Челябинской области по развитию технопарков?
Валерий Панов: Самые серьезные. Я вошел в рабочую группу по доработке федерального закона об особых экономических зонах. 12 мая у нас состоится первое заседание. К сожалению, практика законоприменения в этой области в России порочна. У нас уже были свободные экономические зоны. Эти территории превратились в черные дыры, в которых бесследно исчезают налоговые платежи. Именно поэтому в последнем послании Президента говорится и о налоговой амнистии: заплати 13% налогов, и болтающиеся в оффшорах деньги пусть работают в России. Мы же говорим об особых экономических зонах. По произношению «свободные» и «особые» очень близки, но по смыслу между ними огромная разница.
Предлагается два типа особых экономических зон. Первый – технико-внедренческий – это технопарки. Один может быть размещен на челябинской площадке. Сегодня уже идет жесткая конкуренция между предприятиями: желание принять участие в проекте изъявили «Электромашина», «Метран», еще ряд компаний. Такая же конкуренция идет между научными заведениями. Задача технопарков – превращать научные идеи в бизнес. Второй тип – промышленно-производственный. Здесь надо будет уже имеющуюся современную технологию адаптировать в мощное производство. В эти зоны можно будет завозить импортное оборудование без уплаты таможенных пошлин и НДС. В случае использования отечественного оборудования также применяется режим экспорта с возвращением определенных налогов. Естественно, будет и ряд других преференций, которые должны сработать таким образом, чтобы превратить эти зоны в мощные кластеры роста.
«Н.Р.»: Звучит многообещающе…
Валерий Панов: Да. Но вход туда будет дорогим. Сегодня в проекте закона стоит цифра минимум 10 миллионов евро инвестиций. Привлечь эти деньги должен регион. Инициатором создания особой экономической зоны должен быть субъект. И привлекать инвестиции тоже должен субъект. Несколько последних лет «ПРОМАСС» (региональное объединение работодателей) занимается инвестиционной и инновационной деятельностью. Мы генерируем бизнес-планы в прямой привязке к нашим условиям и привлекаем к этим проектам инвесторов. На сегодняшний день мы добились очень неплохих результатов. Но существенным сдерживающим фактором являются административные барьеры.
На днях я разговаривал с президентом американской корпорации Carbo Ceramics, собирающейся построить в Челябинске завод по производству пропантов. (Пропанты – это гранулированный песок, который производится из бокситов и каолинов и используется в нефтегазовой промышленности для разрыва нефтеносных пластов и повышения эффективности добычи углеводородного сырья – прим «НР»). В строительство завода компания намерена вложить около 70 миллионов долларов. Проект был разработан год назад, но фирма до сих пор не может получить топливный режим (разрешение на использование газа) от РАО «Газпром». Я, конечно, подключусь к решению проблемы, но таких примеров масса.
«Н.Р.»: Учитывая все сложности, готова ли Челябинская область выйти с инициативой по созданию особых экономических зон?
Валерий Панов: Да, готова. Мы несколько раз обсуждали эту тему с губернатором и уже уведомили Германа Грефа, что субъект заинтересован и инициирует создание в Челябинской области двух особых экономических зон: технико-внедренческую в Челябинске и промышленно-производственную в Троицком районе на границе с Казахстаном.
«Н.Р.»: Валерий Викторович, насколько сложно защищать интересы области на федеральном уровне?
Валерий Панов: Конечно, не просто. Необходимо, чтобы тебя услышали. У нас 89 субъектов федерации, и Челябинская область – не самая крупная. В Госдуме сегодня действуют мощные питерское, ростовское, красноярское лобби. Москва вообще стоит особняком – это государство в государстве. Все эти позиции завоевывались годами. Я считаю, что территориальные лобби – это правильно: один в поле не воин. Для того чтобы тебя услышали, надо говорить командным голосом в прямом и переносном смысле. Мы тоже не сидим, сложа руки. Сегодня депутаты от Челябинской области и губернатор очень серьезно заявили об амбициях Челябинской области на федеральном уровне.
Челябинск, Алла Бутова
Челябинск. Другие новости 11.05.05
Завтра в Москве будет решаться вопрос об отставке южноуральских лидеров партии «Единая Россия». / Областное правительство профинансирует программы по безопасности южноуральцев. / В праздничные дни в Челябинске стреляли боевыми и душили шнурками. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2005, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».