В современном мире для определения состояния экономики того или иного государства всё большую роль играют не общие показатели, такие как объём экспорта или импорта, а индивидуальные характеристики, отображающие реальное качество жизни. К числу последних относится прожиточный минимум и тесно связанное с ним понятие потребительской корзины.
Термин «потребительская корзина» был введён для расчёта прожиточного минимума, а также с целью сравнения интегральных цен на продовольствие в различных регионах. В разных странах этот показатель, его определение и его составляющие сильно различаются. Например, в Германии потребительская корзина включает в себя 475 продуктов и услуг-представителей, в Великобритании – 350, в США – 300, во Франции – 250, в России – всего 156.
Согласно закону гор. Москвы о прожиточном минимуме в гор. Москве от 15.05.2002 № 23, потребительская корзина – это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Состав потребительской корзины в России не претерпевал каких-либо серьёзных изменений с 1992 года, когда по договорённости между Госкомстатом РФ и МВФ было определено само это понятие. В частности, несмотря на динамичные изменения в жизни населения и бурное развитие технологий, давно ставшие насущными мобильная связь и интернет всё ещё не входят в перечень необходимых услуг.
Однако при стабильных составляющих потребительской корзины произошли изменения в порядке её вычисления. Согласно постановлению, подписанному премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым, с 2013 года минимальный набор продуктов питания будет рассчитываться в натуральных показателях. Ранее таким образом вычислялась стоимость непродовольственных товаров. Например, сколько предметов одежды человек должен использовать за год. Новый порядок расчёта, как поясняется в постановлении, «позволяет учесть реальные изменения стоимости непродовольственных товаров и услуг в потребительской корзине». При этом стоимость непродовольственных товаров, которые входят в потребительскую корзину, определяется как половина от стоимости продуктов питания. Ещё четверть от общей стоимости корзины приходится на потребляемые услуги.
До этого потребительская корзина выглядела таким образом: 41,4% – продукты питания, 42,2% – услуги, 16,4% – непродовольственные товары. В новой потребительской корзине товары и услуги распределяются иначе: 50% – продукты питания, 25% – услуги, 25% – непродовольственные товары.
Согласно утвержденному документу, в годовой продуктовый набор для трудоспособного населения с 2013 года входит 126,5 килограмма хлебопродуктов, более 100 килограммов картошки, 60 килограммов фруктов и 114,6 килограмма овощей, а также 58,6 килограмма мяса и 18,5 килограмма рыбы, 290 литров молокопродуктов и 21 десяток яиц. В пересчёте на 1 день получается примерно такая картина: среднестатистический россиянин может позволить себе хлебопродуктов – 0,347 кг; картошки – 0,274 кг; фруктов – 0164кг; овощей – 0,314кг; мяса – 0,16кг; рыбы – 0,05кг; молокопродуктов – 0,767 литра; яиц – 0,57шт.
Однако нельзя не отметить, что определённые шаги в сторону потребителя сделаны. «Увеличены объёмы потребления отдельных наиболее ценных в питательном отношении продуктов питания (мяса и мясопродуктов, рыбы, молока и молокопродуктов, яиц, овощей и фруктов). Одновременно снижены объёмы потребления хлебных продуктов, картофеля, масла растительного, маргарина и других жиров», – говорится в постановлении.
Несмотря на то, что потребительская корзина – термин условный, всё же было бы интересно проверить, насколько реальны расчёты правительства. Порталом «Я – потребитель» в апреле было проведено следующее исследование: в пяти крупнейших московских сетях продуктовых магазинов различной ценовой категории были куплены товары, входящие в потребительскую корзину, каждого – по килограмму (1 кг муки, картофеля, капусты, яблок, сахара, говядины, рыбы и чая плюс литр молока и растительного масла, а также десяток яиц). Товары выбирались таким образом: в сети эконом-класса («Пятёрочка») покупались самые дешёвые продукты; в сетях, рассчитанных на средний класс («Перекрёсток» и «Седьмой континент») – продукты средней и высокой ценовой категории; в гипермаркете Ашан – продукты, которые на слуху, которые легко найти; в сети класса премиум («Азбука вкуса») – высокой ценовой категории. Общая стоимость потребительской корзины (продукты + товары + услуги), согласно новому закону, составляет удвоенную стоимость продуктовой потребительской корзины. При самых минимальных затратах, при покупке товаров в сети эконом-класса, получилось 4512 рублей. И тогда вся потребительская корзина должна была бы составить 10956 рублей, что противоречит предложенной министерством труда и социальной защиты норме (для трудоспособного населения – всего 7108 рублей). В остальных сетях превышение идёт примерно в полтора, два и три раза соответственно.
Из вышеперечисленного можно сделать несколько выводов. В первую очередь, стоит иметь в виду, что потребительская корзина – это не рекомендательный документ о том, что и в каких количествах должно потреблять население. Это документ, с помощью которого рассчитывается индекс инфляции, определяются тенденции роста потребительских цен. Он не предоставляет реальной картины, а лишь позволяет сравнивать данные за, скажем, предыдущий и нынешний год. Также благодаря этому показателю рассчитываются дотации разным регионам (в зависимости от проживающих за чертой бедности). А учитывая столь невысокие нормы, можно предположить, что государство стремится минимизировать данную статью расходов.
С другой стороны, для чего вводить настолько смехотворный и не соответствующий действительности показатель? Почему бы не пытаться предоставлять более правдивые цифры? Ведь использовать при расчётах не имеющие ничего общего с реальной жизнью данные не представляется целесообразным. Тогда можно предположить, что предложенные нормы потребления хоть отчасти, но правдивы. И если рассуждать так, то потребительская корзина и понятие прожиточного минимума в России – показатели, свидетельствующие не о растущем качестве жизни, а лишь о том, что основной части населения фактически приходится выживать.
И это предположение трудно увязать с геополитическими амбициями российского руководства.
Зураб Мусинян, член Нью-Йоркской Академии наук
Новости компаний. Другие новости 28.05.13
СКАЗАНИЕ О КОРОСТЕНСКОМ ЩЕБЗАВОДЕ-2: О ХИТРОМ НАУМЦЕ И-ЧИНОВНИКЕ БОБРЕ. / Продукция ГК «Тоталл» проходит испытания в рамках программы разработки боевой экипировки военнослужащих нового поколения «Ратник». / Компания «ТендерПро» пришла в Китай. Читать дальше
© 2013, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».