российское информационное агентство 18+

Онлайн-кассы. Что выбрать и как подключить

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Понедельник, 27 мая 2019, 05:01 мск

Прямые продажи и MLM меняют отношения бизнеса и государства

Если попытаться перечислить важнейшие приметы нашего времени, то нам придется в той или иной форме упомянуть о глобализации и транснациональных корпорациях (ТНК). Сегодня они уже обеспечивают более 50% всего производства, около 70% мировой торговли и вклад их продолжает расти. Отметим также, что с конца 20-го века повсеместно перешагнула границы розничная торговля. На мировой рынок вышли крупные сети с миллиардными оборотами, такие как американская Walмart, британская Marks & Spencer немецкая Metro Group, французская Auchan Group, голландская SPAR и датская JYSK.

Технический прогресс добавил к ним еще ряд принципиально новых интернациональных компаний, использующих технологии прямых продаж – DS и многоуровневого маркетинга – MLM. Яркими представителями этого направления стали Herbalife, Zepter, Avon, QNET, Telexfree, и Amway.

Одним из результатов таких процессов стало изменение привычной системы отношений бизнес-государство. К ней все больше подходит название «интернациональный бизнес и принимающее государство».

Транснациональный бизнес и принимающее государство

Для международного бизнеса отношения с принимающим государством – вопрос фундаментальный. Да, в его колыбели все уже давно отрегулировано по знаменитому принципу «что хорошо для Дженерал моторс, хорошо для Америки!", и не хуже дело обстоит в Западной Европе. Поэтому здесь у интернациональных компаний также не возникает проблем, поскольку созданы необходимые институты и правовая основа для свободного перемещения бизнеса и капиталов. При этом в Восточной Европе, Азии, Африке положение иное. Здесь внутреннее законодательство и сам настрой принимающих властей могут быть различными, в том числе корыстными и недружественными. Учитывая последнее, бизнес активно работает с правительственными структурами, и здесь возможны два пути.

Первый путь – самый легкий, быстрый и удобный, к тому же реально отбрасывающий конкурентов. Вы уже догадались, что речь идет о подкупе, или международной коррупции в любой ее форме. К сожалению, практика показывает, что даже для крупного бизнеса такой вариант – не исключение.

За примерами далеко ходить не нужно. Подкуп японского премьера К.Танаки американской самолетостроительной компанией Локхид стал крупнейшим скандалом 70-х и вошел в учебники по международному праву. Значительно позже (2004-2006 гг) «прославилась» также американская торговая сеть Walмart, чье подразделение в Мексике «покупало» разрешения на строительство супермаркетов*. В разное время о подобных фактах сообщалось в отношении таких известных производителей как Daimler AG, Halliburton, Siemens, KBR, Lucent Technologies, Monsanto, Avon Products, BAE Systems, Baker Hughes.

Надо отдать должное мировому сообществу, оно встало на защиту принципа свободной конкуренции и повело борьбу с международным подкупом. Началось все со знаменитого американского закона об иностранной коррупции,** позже была разработана соответствующая Конвенция ОЭСР (Organisation for Economic Co-operation and Development). Меры принимаются решительные и результаты есть, но все же коррупционные связи местных администраций с международным бизнесом по-прежнему возникают, и такие факты периодически всплывают в СМИ. В связи с этим возникает вопрос, – возможны ли технологии, принципиально исключающие коррупцию? О предположениях на этот счет поговорим чуть позже, сначала посмотрим, как работают без взяток.

Второй путь

Заключается в трудной работе в полном соответствии с международным правом и законодательством принимающей страны. Успех в этом случае зависит от известности и силы позитивного образа компании, эффективности ее стратегии и маркетинговых приемов. Большую роль играет благотворительность, поддержка национального спорта и культуры, уважение к культурному наследию и помощь в его сохранении. Необходимо сразу отметить, что в этом направлении так или иначе работают все ТНК, никто ведь не позиционирует себя, как заведомо коррупционную корпорацию.

Специализация здесь также не имеет значения. Всем хорошо известна спонсорская поддержка спорта нефтяными ТНК «Shell» и «BP», табачными Philip Morris и RJR. Красочные логотипы этих производителей запомнились россиянам по трансляциям Формулы-1. Кстати, российского участника престижнейших автогонок – команду Marussia F1 Team также поддерживает один из транснациональных лидеров прямых продаж – компания QNET. О благотворительности и спонсорской поддержке таких ТНК как Phillips, Siemens, Nike, Аdidas, Nestle можно даже не напоминать – они участники практически всех значимых событий современности.

Т.е. ситуация такова, что, в целом, международный бизнес настроен уважать и соблюдать законы, но в ряде случаев соблазн и местные особенности подталкивают инвесторов к нарушениям. Причем хронология и география свидетельствуют о том, что соблазн возникает постоянно, а бюрократия корыстна повсеместно. Впрочем, есть одна особенность, которая дает надежду на создание принципиально безкоррупционных схем.

Претендент на звание безкоррупционной технологии продаж

Обратите внимание, в нашем списке проштрафившихся компаний нет лидеров DS и MLM,*** В связи с этим можно сделать предположение, что технология прямых продаж предполагает меньшую коррупционную емкость по сравнению с организацией производства или созданием в принимающей стране сети супермаркетов.

Возможно, что отсутствие фактов международной коррупции DS-компаний связано с их меньшей уязвимостью для местной бюрократии. Действительно, осваивая новый рынок, им нет необходимости «решать вопросы» с землей для заводов или гипермаркетов, не нужны согласования по энергоресурсам, воде, многочисленные разрешения санитарных, пожарных, экологических служб. Что касается организации центрального офиса и региональных представительств, то все выполняется в рамках простых процедур покупки или аренды недвижимости. При этом в продажах задействованы граждане страны, использующие современные и общедоступные средства коммуникаций. В итоге DS-компаниям ничего не нужно просить, а чиновникам разрешать – такое положение практически сводит к нулю вероятность коррупционных действий.

В то же время DS и MLM компании, несмотря на свое независимое положение, с готовностью участвуют в общественно значимых проектах на территории принимающих стран. Так, в Украине компания Vision International People Group ежегодно вручает подарки в детских домах, в Азербайджане директ-селлер из Гонконга QNET, совместно со своим партнером, старейшим монетным двором Европы – «BH Mayer Mint» – передали в Фонд Гейдара Алиева серию памятных медалей, посвященных Первому Президенту. Медали изготовлены из золота, серебра и платины. Знаменитая швейцарская фирма Zepter поддерживает национальные сборные Казахстана, Украины и Беларуси по хоккею. Все это свидетельствует о том, что «чистых» способов проложить «широкий путь к звездам» достаточно у любой формы бизнеса. Проблема коррупции, в большей степени, – это вопрос инерции: давать и брать взятки – это привычка, которой уже сегодня может быть положен конец.

*The New York Times, April 22, 2012, on page A1 of the New York edition with the headline: Vast Mexico Bribery Case Hushed Up by Wal-Mart After Top-Level Struggle.

**Foreign Corrupt Practices Act. США 1977г.

***компания Avon Products в данном случае фигурировала в качестве «классической ТНК» с производственными мощностями в Китае. Факты взяток китайским чиновникам связаны как раз с их созданием и развитием.

Олег Лукманов

Новости компаний. Другие новости 22.11.13

Компания «ВолгаWolga» ввела новые услуги по организации теплоходных туров. / FxPro SuperTrader – инновационная платформа для инвестирования. / Рынок коммерческой недвижимости обрастает рисками. Читать дальше

© 2014, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

В рубриках