Как крымские чиновники нагрели руки на «даче Путина»
Махинации с землей давно стали основной статьей дохода крымских чиновников. Для прикрытия таких операций в ход идут самые разные приемы. Например, руководство одного из прошлых составов правительства автономии неплохо заработало на строительстве «дачи Путина». Схему этой аферы газета «Крымская правда» раскрывает в публикации, текст которой «Новый Регион» приводит ниже.
Кто, кому и за сколько продаёт землю в Крыму – вопрос болезненный. Тема эта абсолютно закрыта, и получить информацию о сделках с крымской землёй крайне сложно. Тем не менее мы попытаемся рассказать об одном эпизоде земельного беспредела 2002-2005 годов.
Мнимый «след» Путина
Был когда-то возле посёлка Парковое (в нескольких километрах от Фороса) не тронутый рукой человека прибрежный участок земли, поросший лесом. Сейчас здесь, по соседству с санаторием МВД Украины, на площади почти в двадцать гектаров идёт крупномасштабное строительство. У стройки этой любопытная предыстория, которая и стала предметом нашего журналистского расследования.
Начало ей было положено в августе 2003 года, когда Совмин Крыма под руководством Сергея Куницына двумя постановлениями передал указанный участок в аренду московской фирме «РИССКО». Формально землю разделили на два «куска» площадью 9,5 и 9,97 гектара.
Спустя три месяца, в декабре, «РИССКО» оформила договоры на аренду «райских уголков» сроком на 49 лет. Получив документы, общество приступило к «реализации инвестиционного проекта по строительству эколого-туристического центра». Как строили – расскажем. Отвлечёмся лишь ради одной детали.
ООО «РИССКО» было зарегистрировано в Москве за год до сделки и имело интересную особенность. Его генеральным директором был человек, имя которого не афишировалось на протяжении долгого времени. Нам оно стало известно – Рагимов Ильхам Мамедгасан-оглы. Этот видный деятель азербайджанской диаспоры в России, политик, доктор юридических наук (занимал пост начальника юридической службы компании «ЛУКойл-Азербайджан») и крупный бизнесмен – однокурсник президента России Владимира Путина. Помимо учёбы в одной группе на юрфаке Ленинградского государственного университета в 1970-1975 годах, их связывало увлечение спортом (тренер Владимира Владимировича по дзюдо Анатолий Рахлин утверждает, что Рагимов был ближайшим другом Путина-студента).
Теперь понятно, почему возникли слухи, что возле Паркового строится «дача Путина», а фирма «РИССКО» им чуть ли не лично курируется. Версия спорная и подтверждается лишь косвенно. Например, словами заказчика строительства: «Инвестор (ООО «РИССКО») поручил мне сделать всё идеально. Заказ был на лучший в Крыму представительский центр мирового стандарта, где можно проводить саммиты и конференции. И если бы я предложил, образно говоря, покрыть купол золотом, мне выделили бы деньги...».
По слухам, на «РИССКО» грели руки чиновники и более низкого ранга, крымские.
И землю они выделили не потому, что Ильхам Рагимов давил на них авторитетом студенческого товарища, а потому, что это сулило им личную выгоду. Сколько взяли они с «РИССКО» за землю? Вопрос к правоохранителям.
Кстати, согласно регистрационным данным «РИССКО» в тот момент занималось всем, чем угодно, но только не инвестиционной деятельностью и строительством. Например, переработкой молока, производством сыра и мороженого, ремонтом котлов центрального отопления и сборкой мебели.
«Брат ты мне или не брат?»
Для ведения дел в Крыму «РИССКО» выбрало поверенным бахчисарайское ООО «Стройконтакт». Его управляющим был Леонид Раенко – не просто строитель, а старший брат Владимира Раенко, занимавшего тогда в правительстве Крыма пост первого заместителя председателя. «Стройконтакт» назначили и заказчиком всех работ (договор-поручение от 05.12.2003 г.), и Леонид Раенко в одночасье получил практически ничем не ограниченную власть: он распоряжался всеми деньгами, вкладываемыми в строительство, выбирал проектные и строительные организации и сам же принимал у них работу. Причём брат Раенко вплоть до увольнения с поста вице-премьера всячески помогал в этом деле и не только «по линии Совмина». По словам строителей, первый заместитель главы правительства Крыма Владимир Раенко несколько раз... лично проводил с ними планёрки.
«Нам не страшен контролёр...»
Прокуратура Крыма, не проявившая интереса к этой теме в 2003 году и сдержанная сейчас, устами начальника природоохранного отдела Даниила Стадника называет лишь одно нарушение – не оплаченные вовремя лесопотери в размере трёх с половиной миллионов гривен. Возместило их «РИССКО» только после вмешательства блюстителей закона. Ещё 50 тысяч гривен Леонид Раенко потратил на работы по вырубке деревьев. Деньги, конечно, выдал поручитель – ООО «РИССКО».
Строить начали в апреле 2004 года. Сводная смета расходов составляла 50 миллионов долларов.
Интересно, что в спешке к «реализации инвестиционного проекта» приступили, не получив необходимых разрешений ялтинской государственной архитектурно-строительной комиссии. В любом другом случае от контролёров не было бы спасу. Но фамилии и должности людей из «группы прикрытия» сковывали любую инициативу проверяющих.
В итоге ООО «РИССКО» за самовольное строительство всё-таки было оштрафовано на 40 тысяч гривен, хотя по закону «О нарушении в сфере градостроительства» штраф должен был быть в четыреста раз больше, так как начисляется он в размере 50 процентов от стоимости построенного, в этом случае от 31 миллиона гривен – примерно столько к тому времени было потрачено на «строймонтаж». Другое дело, что, по словам начальника ялтинской ГАСК Валентина Мазуренко, штраф Раенко «выписывали» на основании им же предоставленной справки. В предъявленном документе было указано, что потрачено всего 80 тысяч, что проверять не стали. Таким образом «скидка» поверенному «РИССКО» на Украине составила более 15 миллионов гривен.
Называется и самое главное нарушение: работы велись параллельно с проектированием, что категорически запрещено специальным постановлением Кабмина Украины, вступившим в силу 1 января 2004 года.
За девять месяцев 2004 года на строительство был потрачен, как уже сказано, 31 миллион гривен. На объекте работали десятки подрядных организаций, около трёхсот человек. Появился городок строителей с общежитием и столовой, проложили часть дороги к морю и линию электропередачи. Возвели три этажа главного здания – впечатляющей размерами виллы. Строила её турецкая фирма «Эрбек», и сегодня работающая на ЮБК.
Ясно, что при такой спешке без нарушений (помимо основных, о которых уже сказано) обойтись было сложно. И не миновать бы генподрядчику санкций, если бы не поддержка влиятельных лиц. «Все знали, – рассказал нам один из бывших высокопоставленных сотрудников строящегося под Парковым предприятия, – что объект взяли под покровительство брат директора Владимир Раенко и премьер Сергей Куницын. Они как руководители автономии административными методами «гасили» все конфликты и претензии». Не скрывает это и сам Леонид Раенко. В беседе с нами Леонид Николаевич объяснил, что никаких проблем с контролирующими органами у него не было. А Совмин, выделивший землю, помогал «на правах арендодателя». Но имел ли орган исполнительной власти автономии право на подобную «помощь»?
На допрос – и быстро в суд!
И всё бы хорошо, да случились в 2004 выборы президента Украины, изменившие не только расстановку политических сил в стране, но и направление денежных потоков. Пострадали от них и ООО «РИССКО», и братья Раенко, для которых то время стало фатальным.
В декабре 2004 года финансирование объекта прекратилось. А в начале 2005-го проблемы появились и у братьев Раенко. Пока старший, Леонид, решал свои – на стройке, вице-премьер Владимир Раенко вообще подался в бега.
С ним очень хотели пообщаться следователи Прокуратуры АРК, поскольку Владимир Николаевич проходил (по официальной версии) свидетелем в скандальном деле руководителей комитета по охране культурного наследия. Их обвиняли в выдаче разрешений на строительство особняка на территории дачи советского писателя Тренёва в Ялте. «Домишко» возвёл двоюродный брат вице-премьера Раенко – Виктор Пархоменко. Так вот, пока следователи искали вице-премьера, чтобы лично вручить ему повестку на допрос, он, оказывается, находился в Москве. Причём, как его приближённые конкретизируют, «в гостях» у Ильгама Рагимова, в подмосковной гостинице.
Меньше повезло заказчику строительства под Парковым – Леониду Раенко. Новый учредитель провёл проверку его деятельности и выявил недостачу семи миллионов гривен из 45 израсходованных. Леонида Николаевича попросили отчитаться. Отговорки новых хозяев не устроили, но в суд они не обратились, так как не хотели начинать бизнес на Украине со скандала. Просто 15 августа 2005 года в одностороннем порядке они расторгли со «Стройконтактом» Раенко договор-поручение. Но брат экс-вице-премьера не согласен с потерей прибыльного места заработка и сейчас, управляя двумя собственными базами отдыха в Бахчисарае и Песчаном, одновременно судится с «РИССКО», требуя «возвращения в состояние договорных отношений по состоянию на 15 августа 2005 года».
Кроме того, «Стройконтакт» подал в Хозяйственный суд АРК иск к Государственной налоговой администрации Крыма. Строительная контора желает получить от государства 4,5 миллиона гривен возмещения налогового кредита (НДС). Не согласны с такими требованиями не только новые руководители «РИССКО», но и налоговая милиция, которая 22 сентября 2006 года возбудила уголовное дело «по фактам покушения на присвоение государственных денежных средств (возмещение НДС) и присвоение чужого имущества (нового учредителя «РИССКО») путём злоупотребления служебным положением в особо крупных размерах должностными лицами ООО «Стройконтакт». Максимальное наказание за подобные деяния – от семи до двенадцати лет лишения свободы. Дело расследуется. Леонид Раенко руками нового директора ООО «Стройконтакт» Михаила Ходоровского в суде обжалует всё, что только можно. Причиной своего катастрофического невезения он называет не «съехавшую крышу» (в смысле прекращения протекции Совмина после отставки правительства Куницына), а «оранжевую революцию», после которой отношения Украины с Россией заметно ухудшились, расстроив планы бизнесменов не только местного масштаба.
Не заповедник это! Уже как года три...
Всё это начало потихоньку «всплывать» только после отстранения от дел братьев Раенко и отставки команды Сергея Куницына. Они хоть и постарались оформить выделение 20 гектаров земли должным образом, но без недочётов не обошлось. Устранять их, по-видимому, пришлось новому учредителю ООО «РИССКО», которым стал российский «Газпром», назначивший инвестором данного проекта своё дочернее предприятие «Оренбурггазпром», управляющее пансионатом «Орен-Крым» в Евпатории.
Новый учредитель ООО «РИССКО» заплатил Ильхаму Рагимову за всё южнобережное имущество его фирмы 472 миллиона российских рублей, то есть почти 17 миллионов долларов.
Сегодня можно говорить о нескольких «ляпах» «РИССКО» первого образца, которые в прокуратуре почему-то считают несущественными. Во-первых, на одном из документов не было печати головы Симеизского поссовета Николая Макаренко, из земель запаса которого, по официальной версии, выделены эти 20 гектаров. Во-вторых, согласование выделения экологической инспекцией было оформлено не на фирменном бланке, на что правоохранители тоже закрыли глаза.
Даже в земинспекцию Крыма, по словам её начальника Валентина Дьяченко, для проверки был предоставлен проект отвода земельного участка, в некоторых заключениях которого не было дат и номеров. Можно предположить – по невнимательности. Но, может быть, документы были заготовлены заранее и не теми, кому положено?
Хотя всё перечисленное – действительно мелочи, если вспомнить, что «РИССКО» получило не земли запаса Симеизского поссовета, а часть Ялтинского горно-лесного заповедника. Сейчас все, включая директора ЯГЛПЗ Александра Мирошниченко, отрицают это: «В начале 2003 года проведена инвентаризация земель Форосского и Симеизского поссоветов, и там границы заповедника были установлены точно». Интересно, что последняя инвентаризация земель заповедника закончилась как раз за несколько месяцев до того, как «РИССКО» получило свою «полянку», в связи с чем эксперты выдвигают версию: инвентаризация для того и проводилась, чтобы какие-то участки вывести за пределы заповедника, а потом продать (официально – сдать в аренду) нужным людям.
А ещё, если интересно, соответствующие органы могут проверить, когда в акте разграничения участка, где свои подписи ставили все «смежники», «нарисовалась» резолюция директора ЯГЛПЗ. Не через полтора ли года после появления самого документа, без которого сделка не могла состояться? На всякий случай подскажем: исследование подписи проводят в Киевском НИИ судебных экспертиз.
В один карман, но не народный
Гигант «Газпром», заплативший огромные деньги за покупку «РИССКО», от своего уже не отступит. Поэтому будьте уверены: через три-четыре года под Парковым появятся несколько VIP-гостиниц (вилл, коттеджей) и вырастет строение, которое назовут «общественным центром», а фундаментом его станет подвал «дачи», так и не достроенной турками под руководством Леонида Раенко для «РИССКО» Ильхама Рагимова. Будет ещё много чего красивого, предназначенного для отдыха высокопоставленных российских бизнесменов и чиновников. Да и на здоровье. Проблема в другом, и вопросы к другим людям. Причём правоохранители могут успеть их задать, потому что срок для возбуждения уголовных дел в отличие от административных правонарушений ещё не истёк.
Главное же в истории строительства «эколого-туристического комплекса в пгт Парковое» – то, что от сделки, которую провернула «команда» бывшего руководства автономии, бюджет Крыма получил крохи (арендная плата составляет 15-20 тысяч гривен в год), а кто-то – миллионы долларов. И если подобную практику предшественников продолжит нынешняя власть, то вскоре всё побережье Крыма в обход закона и безнаказанно оградят заборами и зальют бетоном.
Симферополь, Андрей Дорофеев
© 2007, «Новый Регион – Крым»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».