Компенсировать ущерб за загрязнение Керченского пролива должна российская сторона. Ответственность лежит на владельцах пострадавших судов.
Как сообщает пресс-служба крымского главка МЧС, об этом на первом заседании межгосударственной рабочей группы по ликвидации последствий стихийного бедствия в Азово-Черноморском бассейне заявил первый замглавы украинского МИДа Владимир Огрызко.
«Здесь наступают международно-правовые моменты: собственники судна с момента инцидента, приведшего к дальнейшим последствиям, несут ответственность и за последствия, за нанесенные убытки. Мы ждем компенсации за причиненный ущерб со стороны России», – заявил замминистра.
В свою очередь Минтранс продолжает настаивать на своевременном оповещении кораблей о надвигающемся шторме. Как заявил первый замминистра транспорта и связи Украины Владимир Корниенко, пострадали те суда, которые проигнорировали предупреждение.
«Что касается информации о том, что капитаны затонувших кораблей не были предупреждены о надвигающемся шторме, она абсолютно не правдива. Первое сообщение поступило в 17:10, второе – в 19:20. Вопрос состоит лишь в том, кто как реагировал на предупреждение. В укрытие ушла лишь часть судов. Пострадали те, которые информацию проигнорировали, что и привело к бедствию», – заявил замминистра.
Руководство министерств и ведомств, а также ученые Украины и России предварительно посетили остров Коса Тузла, чтобы лично удостовериться в ситуации, которая сейчас там происходит. Одним из главных вопросов стала оценка ущерба, который могут сделать лишь специалисты. Первый замминистра охраны окружающей среды Украины Святослав Куруленко отметил, что присутствие при всех работах специалистов-экологов и независимых экспертов крайне необходимо. Правда, здесь есть, как отметила российская сторона, одно «но»: присутствовать при работах на судах в шторм могут лишь специально подготовленные люди. «Нужны экологи с морской подготовкой, других брать в шторм мы не имеем права», – заметил заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Евгений Трунин. Второй вопрос – «что делать с серой», также пока не решен. Мнение специалистов России и Украины здесь расходится: одни считают, что при взаимодействии серы с морской водой она превратится в монолит, вторые, после ряда исследований, пришли к выводу, что намокшая сера в морской воде пассивна. Единственно в чем сошлись специалисты обеих стран – никаких вредных последствий от затонувшей серы нет. Сейчас будут разрабатываться планы по ее утилизации. По словам специалистов, первым делом сейчас будет проверяться, и обеспечиваться герметизация танков.
«У нас готова техника и водолазы, все теперь зависит лишь от погоды, – сказал Трунин. – После исследований, мы будем разрабатывать план по подъему серы».
Что касается затонувших судов, то технический план подъема пока также в разработке.
Напомним, что украинское Минприроды письменно обратилось в МИД с просьбой направить ноту Российской стороне для получения информации о качественных и количественных характеристиках грузов и топлива на затонувших суднах «Волганефть 139», «Вольногорск» и «Ковель». Такая информация необходимо Минприроды для подсчета размера убытков, нанесенных окружающей среде.
Ранее министр транспорта и связи Украины Николай Рудьковский заявлял, что еще 9 ноября всем портам и морским компаниям была предоставлена информация о приближающемся шторме, а капитаны судов самостоятельно принимали решение – оставаться в проливе, уходить в открытое море или перейти в Азовское море.
В тоже время, по утверждению российских моряков, украинская служба трафик-контроля закрыла проход в Азов примерно с 18 часов 10 ноября из-за неблагоприятных метеоусловий. По словам капитана танкера «Волгонефть-111» Андрея Дурасова, на якорных стоянках в проливе тогда оказалось более 60 судов, в том числе 15-20 нефтеналивных танкеров.
«Только когда в 8.40 утра «Волгонефть-123» сообщила, что у нее в корпусе трещина, трафик-контроль открыл канал для прохода танкеров», – рассказал капитан.
Кроме того, капитаны утверждают, что береговыми службами было сделано всего одно штормовое предупреждение – 10 ноября примерно в 22 часа, когда высота волн достигала вполне безобидных 2 метров, а скорость ветра – 20 м/с. О том, что ожидается дальнейшее ухудшение погоды, моряков больше не информировали.
По сообщению некоторых СМИ, капитаны погибших и аварийных судов «Волгонефть-139», «Волгонефть-123», «Нахичевань», «Вольногорск» и «Ковель», запрашивали разрешение на вход в Керченский порт еще накануне шторма. Во избежание кораблекрушений украинская сторона должна была предоставить им возможность укрыться в порту.
По факту потопления в Керченском проливе четырех судов транспортная прокуратура Керчи возбудила уголовное дело за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта.
Керчь, Анна Ахметова
Керчь. Другие новости 16.11.07
Украина хочет превратить Севастополь в город «отельчиков и ресторанчиков». / Глава горсовета Севастополя ушел в отпуск накануне войны за тарифы. / В Екатеринбурге живет попугай-долгожитель, видевший самого Эрнесто Че Гевару. Читать дальше
© 2007, «Новый Регион – Крым»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».