Затонувшие боеприпасы в Черном и Азовском морях станут частыми гостями на крымских пляжах
Крымское побережье Черного и Азовского морей может стать взрывоопасной зоной. В этом году заканчивается гарантийный срок целостности контейнеров на затонувших судах, а из разрушенных временем трюмов мины и снаряды попадают в прибрежную зону.
Как пишет еженедельник «События», дно Черного и Азовского морей усеяно сотнями мин, авиабомб и снарядов, которые в этом году могут начать детонировать и отравлять полуостров. Таковы выводы экспертов профильно-экологического предприятия ООО «Ситалл», занимающегося очисткой морской акватории.
«В Черном и Азовском морях мы насчитали около 2700 затонувших кораблей, большинство из них – суда, затопленные еще во время Великой Отечественной войны, доверху набитые боеприпасами. А еще мы нашли тысячи контейнеров с боевыми отравляющими веществами, огромное количество неразорвавшихся авиабомб, мин и снарядов», – рассказал генеральный директор «Ситалла» Геннадий Рубцов.
По его словам, время и вода разрушили трюмы кораблей, мины начинают высвобождаться, то и дело всплывая у берегов городов Крыма. Последний раз такую мину перехватили в Севастополе буквально в 50 метрах от прибывшего туда американского корабля.
В «Ситалле» опасаются, что вскоре такие случаи будут не единичны и боеприпасы начнут массово появляться возле других населенных пунктов, поскольку сотни небезопасных боевых «утопленников» покоятся у берегов практически всех приморских городов Крыма.
«Вы только представьте себе, в Феодосийском заливе, в нескольких сотнях метров от причалов порта и жилых кварталов города, лежит судно «Жан Жорес», подорвавшееся в январе 1942 года на мине. Опасность его в том, что на нем находится 120 тонн крупнокалиберных артиллерийских снарядов, 60 тонн различного класса авиабомб, трюмы забиты ящиками с ручными гранатами и противотанковыми минами. И еще 400 тонн топлива, – подчеркнул Рубцов. – Если мины в трюме корабля начнут взрываться, Феодосию как корова языком слижет».
Более того, в 2010 году заканчиваются все гарантийные сроки целостности контейнеров с отравляющими боевыми веществами, и яды могут попасть в воду. По разным оценкам, вдоль всего побережья Крыма сегодня лежит до 1200 тонн отравляющих веществ.
«Например, у «Ласточкиного гнезда» на глубине 22 метров лежат 24 контейнера емкостью 100 – 200 литров с такими ядами, – сообщил гендиректор. – Вы себе только представьте: лето, жара, вдруг шторм, контейнер разваливается, и его содержимое выбрасывает на берег. Начинается испарение смертельных ядов, которые убивают все живое в радиусе 20 км».
По словам Рубцова, если говорить о методах нейтрализации боевых предметов, которые сегодня используют спасатели спецподразделений МЧС Украины, то, например, на разоружение судна «Жан Жорес» придется потратить 25 лет. Однако существуют и более быстрые способы утилизации боеприпасов. Первый – путем перемещения их в современные облегченные контейнеры с гарантией герметичности 700 лет.
«Потом мы будем запускать туда микроорганизмы, которые нейтрализуют эти боевые отравляющие вещества. Тогда работы по разоружению можно будет закончить всего за два года», – пояснил гендиректор «Ситалла».
Второй вариант – это использование специальных генераторов, с помощью которых на молекулярном уровне можно нейтрализовать боевые яды. Но ни на первое, ни на второе денег пока нет. Хотя исследователи в этом году все же надеются получить хоть что-то на эти цели от Минприроды Украины.
«Деньги какие-то вроде бы есть, знаю, что уже забиты отдельные строчки, но какие это суммы, пока называть не буду, чтобы не сглазить», – сообщил Рубцов.
Симферополь, Анна Ахметова
© 2010, «Новый Регион – Крым»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».