AMP18+

Крым

/

Политолог: Крымский сепаратизм не исчез, он ждет подходящих условий

Сокращение количества жителей Крыма, поддерживающих возвращение полуострова в состав России, вызвано не столько частичным снижением гуманитарного давления Киева, сколько отстраненной позицией Москвы. Между тем идентичность «крымчанин» с каждым годом для все большего числа полуостровитян становится важнее этнической принадлежности и гражданства. Сепаратистский потенциал не только не исчез, но и набирает силы, не имея пока возможности выплеснуться наружу. Об этом читайте в авторском материале обозревателя «Нового Региона» Андрея Латынина.

И украинские националисты, и «пророссийские» бонзы Партии регионов хлопают в ладошки – крымчане больше не хотят присоединения полуострова к России. Русские патриоты автономии угрюмо молчат, но, надо полагать, тихо проклинают сейчас «быдлонаселение», сломавшееся под многолетним напором украинской идеологической машины. Повод для разговоров о настроениях полуостровитян на днях предоставил Центр имени Разумкова, опубликовавший результаты своего исследования.

Напомню, по данным опроса, если в 2009 году за выход Крыма из состава Украины и воссоединение с Россией выступало 32,3% крымчан, то сейчас таковых лишь 24,4%. Наиболее часто (44,7%) респонденты называли вариант сохранения Крыма в составе Украины, но с расширением прав автономии. При этом независимость Крыма и от России, и от Украины поддерживают 6% жителей полуострова, и с 2009 года эта цифра не изменилась.

Киевские политики довольно потирают руки. «Говорящая голова» фракции «регионалов» в украинском парламенте Михаил Чечетов поспешил вынести приговор, дескать, пока старичье ностальгирует по СССР, молодежь, что во Львове, что в Крыму, смотрит вперед, и «хочет строить Украину по европейским принципам».

Если следовать этой логике, выходит, что либо за два года, с момента предыдущего социсследования на полуострове вымерло 8% населения, причем, всё сплошь непроходимые совки, либо Украина внезапно превратилась в такое человечное государство, что крымчане поголовно стали ее патриотами. Хотя ни того, ни другого, понятное дело, не наблюдается.

А наблюдается нечто иное – эффект слегка ослабленной удавки. Если ее затянуть потуже, человек будет корчиться, извиваться, царапать ногтями горло. А стоит чуть отпустить, ему, вроде как и полегче, вроде даже и ничего. Пока «оранжевый режим» открыто глумился над населением автономии, проставив на нем клеймо неполноценных людей и пятой колонны, те отвечали ему взаимной ненавистью. Лозунг того исторического момента сформулировал еще шакал из «Маугли»: «А мы уйдем на Север!» Чуть ослабили «регионалы» гуманитарную удавку, и замордованным полуостровитянам стало казаться, что жить как-то можно и в рамках нэньки. Только после того, как отдышатся, они ведь обнаружат, что веревка с шеи никуда не делась.

Впрочем, не одной Партии регионов нужно сказать спасибо за снижение накала сепаратистских настроений. Никто так этому не способствовал все годы, прошедшие с момента развала СССР, как российская верхушка. Если крымчане еще простили РФ ельцинское предательство полуострова в Беловежской пуще, то импотентная позиция Кремля в годы правления Ющенко забудется еще не скоро. Да и нынешнее самодовольное успокоение российского дуумвирата (базу флота застолбили – ну и ладушки) видно невооруженным глазом. После победы Януковича, любой заезжий российский политик первым делом норовит объяснить тёмным крымчанам, что теперь они должны успокоиться и смириться с украинской принадлежностью полуострова.

Нет, конечно, аргумент «А мы у вас Крым оттяпаем» все еще валяется где-то в дальних ящиках российского руководства. При очередном пожимании рук украинской верхушки его доставать, в общем-то, и не надо, достаточно знания партнеров, что он где-то есть. Но на этом весь политический интерес Москвы к Крыму и заканчивается. Вот труба, нефть да газ, это темы куда поинтереснее, и не в пример прибыльнее.

Наконец, у проблемы сепаратизма есть и еще одна сторона. Это вопрос о том, зачем крымчанам хотеть быть частью ТАКОЙ России? России, где жлоб-чиновник в любой момент может отобрать понравившийся бизнес. Где клановые разборки за место у властного корыта приводят к стрельбе и взрывам на соседнем с Крымом Юге. Где вместо радикальной и давно назревшей реформы судов и правоохранительной системы, ментов переименовывают в полицаев. Где при стремительно стареющем ядерном щите, ВПК который год не может заставить нормально летать несчастную ракету «Булава»…

Ну, будет на полуострове вместо «макеевской администрации» какая-нибудь кемеровская. Что кроме этого изменится к лучшему? Да, исчезнет гуманитарный украинский пресс. Это, конечно, важно, но за годы незалежности Украины полуостровитяне научились минимизировать ущерб от такого давления.

Кстати, примечательно, что по данным опросов, в том числе, проводившихся и тем же Центром Разумкова, идентичность «крымчанин» все чаще является более важной для жителей автономии, чем этническая принадлежность или гражданство. Почти половина полуостровитян, опрошенных учеными, вообще считают, что «крымчане» имеют черты, которые отличают их и от русских и от украинцев.

То есть, сепаратистский потенциал никуда не делся, он даже растет. Другое дело, что в нынешних условиях ему некуда выплеснуться. Но кто поручится, что в столь стремительно меняющемся в последнее время геополитическом рисунке, не появится «окно», позволяющее крымчанам навязать свою повестку дня большим игрокам? И Москве и Киеву стоило бы учитывать, что существующий статус-кво не вечен. Крымская пружина еще не распрямлялась, она просто замерла…

Симферополь, Андрей Латынин

© 2011, «Новый Регион – Крым»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Крым, Конфликт на Украине, Общество, Политика, Экономика,