В последнее время среди крымских чиновников на стабильно высоком месте по употреблению в речи держится слово «инвестиции». Но многомиллиардные инвестиции, которые полуостров ждет годами просто потому, что здесь так классно – уникальная природа, вечное лето и доброжелательные люди, в том числе, конечно, чиновники всех мастей, почему-то не спешат приходить в автономию. Напротив, реальные инвесторы все с большей опаской поглядывают в сторону Крыма – риски несоразмерны ожидаемой прибыли с учетом всех бонусов разрешающим и контролирующим органам. Поэтому сейчас под понятие «инвестиции» подводят все, что угодно – распределение субвенций, дотаций и даже обычное строительство за бюджетные деньги. Все это призвано создать впечатление привлекательного инвестиционного климата.
В реальности дела обстоят несколько иначе: если реальный инвестор все же дошел до стадии реального вложения средств, значит, у него прекрасные отношения с властями – либо на месте, либо в Киеве. В противном случае, все усилия напрасны. «Новый Регион» выяснил, что даже 2-3 млрд грн предполагаемых инвестиций со значительной социальной отдачей (на что всегда упирают чиновники) не смогут убедить руководство республики в их необходимости, если не будет возможности заняться своим любимым – распилом бюджета.
Именно такой вывод напрашивается после разговора с президентом «Объединение Транс-Континенталь» Юрием Колесниковым. Уже 25 лет он занимается строительством газораспределительных сетей в Крыму, вынашивая идею 100-процентной газификации полуострова. По его словам, он готов за собственные средства в течение трех лет газифицировать все села автономии – жители 70% из них до сих пор отапливаются дровами и углем. По самым скромным подсчетам, эти работы обойдутся в 2,6 млрд грн. Но властям такой подход показался неинтересным – намного более подходящим признан проект НАК «Нефтегаз Украины» – фактически, компании-банкрота, – которая именно сейчас решилась на строительство в Крыму 62 объектов газоснабжения на общую сумму 1 млрд грн в течение 3-5 лет.
Почему власти не хотят экономить, сколько реально стоит газификация Крыма и зачем она нужна в условиях роста цен на газ, «Новому Региону» рассказал сам Юрий Колесников.
«Новый Регион»: Крым всегда остается в хвосте самых слабых регионов по обеспечению населения газом. Почему именно в этом жизненно важном вопросе у нас мало что решается, а обещания так и остаются обещаниями?
Юрий Колесников: Ситуация тянется еще со времен Советского Союза. И хотя Крым был здравницей СССР, а потому должны были быть соблюдены определенные условия, в том числе – энергообеспечение, к концу периода советской власти средняя цифра по газификации сел в Украине достигла 8,2%, а в Крыму не превысила 5,6%. К сожалению, картина по городам аналогична. И на сегодня мало что изменилось – Крым по-прежнему отстает. Считается, что собственная добыча способна изменить ситуацию, но стоит более внимательно отнестись к этому вопросу. В объединении «Черноморнефтегаз» работает 3,5 тысячи человек, оно занимается в основном разработкой морских месторождений. Сейчас компания вышла на объем 1,1 млрд куб м газа в год. Для сравнения – в Крым я приехал из Полтавы, где работал в газопромысловом управлении, то есть предприятии на уровень ниже. Но Полтавское ГПУ при 880 сотрудниках добывало 9 млрд куб м газа в год и 600 тыс тонн конденсата. На тот момент «Черноморнефтегаз» добывал всего 700 млн куб м газа и 10 тыс тонн конденсата. И за 29 лет произошел такой мизерный прирост добычи. Да, прогнозные запасы тянут на 1-1,5 трлн, но добыть его гораздо сложнее, чем на суше – обустройство морских месторождений в разы дороже, а запасы отдельных месторождений на шельфе Черного моря – маленькие. И получается, что перспективы достаточно туманны.
Но если говорить о газификации Крыма как здравницы, то нельзя говорить именно о здравнице как таковой, имея в виду только рекреационные объекты. Надо говорить обо всем населении. Это люди, которые не могут быть брошены государством. По статистическим данным, в сельской местности с газом сейчас около 30% населения. То есть 70% топят чем угодно, но не дешевым и экологически более чистым энергоносителем. Да и социальные условия проживания при газе и при угле или дровах – совершенно разные. Тем более что в селе живут люди более старшего возраста, и долбить ломом смерзшийся уголь бабушкам и дедушкам не так просто да и дров легко не наколешь. Один из народных мыслителей в Кировском районе насчитал, что человек в год тратит 2,5 месяца на поиски, на завоз, на распиловку и топку печи. Не говоря о том, что дом остывает за день после утренней протопки, и все начинается сначала. Поэтому вопрос обеспечения газом населения – это комплексный вопрос.
«НР»: Если раньше развитие газотранспортных сетей из-за низкой цены на это топливо не вызывало сомнений, то рост цен для Украины в 6-8 раз существенно бьет людям по карману, особенно в небогатой сельской местности. Это их не останавливает?
Ю.К.: Вообще такое ощущение, что ситуация нагнетается специально, кому-то это должно быть выгодно. Достаточно провести несложные подсчеты, чтобы вы сами удивились своему вопросу. Эти же 70% сельского населения без газа живут в обычных домах. Средний типовой домик – 8 на 9 метров, 80-85% проживают на такой площади. Они и сейчас пользуются какими-то энергоносителями – уголь, дрова, сжиженный газ. Задавался ли кто-нибудь вопросом, сколько они сейчас тратят на отопление? Сами люди называют цифры – при нынешних ценах (тонна угля – 2000 грн, складометр – 350 грн, баллон газа – 300 грн) получается, что на отопление уходит до 12 тыс грн в год!
А во что же обходится весь год для владельца газифицированного жилья при действующих для населения ценах – 91 доллар за тысячу кубометров? Такой газифицированный дом потребляет в год до 2500 кубов. То есть общая сумма затрат за год составит около 225 долларов или до 2 тыс грн. Вопрос: где справедливость? Почему 30% таких же людей в селе платят 2 тысячи, а 70% ну точно таких же селян – платят 12 тысяч?
Если за домик на газе платят 2 тыс грн, а на угле – 12 тыс грн, то получится, что за 1 тыс кубометров газа тот, кто пока живет на угле и на дровах (если пересчитать на стоимость газа), платит 480 долларов! И оказывается, что 70% жителей села сегодня могли бы спокойно платить по 500 долларов за 1 тыс куб м. Поэтому когда я приезжаю в одно из отдаленных сел и спрашиваю, что вы будете делать, если цена газа для вас вырастет до 500 долларов за тысячу кубов, мне говорят – будем платить. Почему-то считается, что крестьяне – самые бедные и нищие, но это так только по условиям, в которых они проживают. Однако у каждого на доме спутниковая тарелка, а то и две. Люди хотят обустраиваться лучше. Никто не отказывается платить за социальные блага. А в вопросе с отоплением дилеммы вообще нет, потому что они уже сегодня платят больше, чем будут при самых плохих прогнозах. Люди будут стремиться отапливать себя газом, потому что это намного приятней, легче и чище – им надоело долбить уголь и пилить дрова! Люди в газифицированном жилье и болеют меньше, потому что зимой в доме устанавливается стабильная температура, при этом на улицу бегать не приходится за угольком. Народ не пугает цена в 500 долларов. А вот кто их пугает и зачем – вопрос.
«НР»: Есть еще две причины, по которым люди зачастую отказываются проводить газ. Первая – подрядные организации уже в процессе строительства газопровода поднимают цены, затягивая при этом сам процесс. Вторая – собственно, сама высокая стоимость газопровода, которая в Крыму доходит до 20-25 тыс грн. Действительно ли люди должны платить столько?
Ю.К.: Это правильно подмеченные причины. В процессе строительства из людей выкачивают деньги, и делают это долго, растягивая ввод газопровода в эксплуатацию. Просто потому, что договоры либо не заключают, либо заключают с такими условиями, которые позволяют идти и на увеличение размеров оплаты, и на нарушение сроков. Моя организация – «Объединение Транс-Континенталь» – заключает договоры на конкретный срок, и цена стабильна. Мы соблюдаем сроки, и на весь срок цена не меняется. Скажем, у нас в Кировском районе цена – 10 тыс грн. Я в 2009 году переподписал договоры с дополнениями и изменениями, и с тех пор сумма для людей не поменялась. При этом наше объединение за свои средства прокладывает газопроводы от ГРС до населенного пункта. Эти работы, по закону, должны оплачиваться из бюджета Крыма! Но в бюджете нет столько денег, поэтому я строю за свой счет. После того как газопровод подвели к селу, он должен строиться по улицам за средства местных бюджетов, но деньги не выделяются, и здесь мы тоже ведем работы за свои деньги. А вот от уличного газопровода во двор и в дом – платят люди. Так что мы сами проектируем, строим и потом эксплуатируем, организуя замкнутый цикл. То есть несем ответственность за все, в том числе – за достаточные объемы газа.
«НР»: Озвученной суммы достаточно, чтобы окупить все расходы?
Ю.К.: Я не знаю ни одной другой организации, которая за свои деньги строит газопровод до села. По селу – редкие исключения. Потому что суммарно работы «под ключ» от ГРС стоят в среднем 35 тыс грн для одного потребителя. И всю эту сумму пытаются спихнуть на народ, но озвучить такую цифру сразу – значит отпугнуть. Ее выбирают частями.
«НР»: И за счет чего ваша компания собирается возвращать вложенные деньги?
Ю.К.: За счет эксплуатации газовых сетей.
«НР»: Продажа газа населению – не самый выгодный бизнес…
Ю.К.: Мы продаем населению газ по той цене, которая установлена НКРЭ. Другого не дано.
«НР»: Недавно была озвучена информация о проведении газификации Крыма на 1 млрд грн в ближайшие годы. Как вы считаете, сколько из этих средств реально пойдет на газификацию?
Ю.К.: Этот вопрос надо скорее задавать чиновникам. Я обращался к председателю Совмина Крыма Василию Джарты с письмом, и об этом знают не только профильные чиновники в Крыму, в котором дал данные о стоимости всех газопроводов для полной газификации Крыма. В расчетах мои службы опирались на данные и методику НИПИ «Шельф». Называю цифры: все газопроводы, которые необходимы для полноценной газификации Крыма, обойдутся в 2,6 млрд грн. Из них 1,1 млрд к селам и 1,5 млрд – по селам.
А если говорить об 1 млрд грн, о котором шла речь, то, опираясь на публикации в прессе, можно понять, что это деньги выделены именно на подведение трубы к селам. И ваш вопрос, скорее, риторический: миллиард потратят, но на какую сумму реально построят… Я привел свои цифры, которые знаю как специалист.
В своем письме премьер-министру я написал, что прошу не тратить деньги из бюджета, а все работы – на 2,6 млрд грн – я сделаю сам, как уже делал в отдельных районах. Грубо говоря, я предложил не тратить тот миллиард. Учтите, что оставшиеся 1,6 млрд грн переложат на плечи народа. Надеюсь быть услышанным, понимая, что чиновники разных рангов будут делать все, чтобы меня заглушить.
«НР»: Что же не устроило в вашем проекте?
Ю.К.: Давайте возьмем конкретный пример, о котором сейчас много говорят – газификацию Старого Крыма. Наше предприятие «Объединение Транс-Континенталь» выполнило работу по подведению газопровода к городу, он уже есть! Но кто-то решил параллельно провести еще один газопровод за бюджетные деньги. Наверное, в государстве много лишних денег, 6 км газопровода к городу изначально стоили 12 млн грн. То есть, уже в 2009 году 1 км стоил 2 млн грн. На проект тоже потратили 400 тыс грн. Таким образом, наше объединение могло бы сэкономить государству 12,4 млн грн только на одном городе. А теперь «Альфа-Инвест» там строит 12 км газопровода за 32 млн грн! Данные из СМИ. Наверное, мы самое богатое государство в мире.
В городе кто-то уже назначил вести работы организацию «Прометей», которая установила свои цены. Жители Старого Крыма рассказывают, что надо заплатить 10 тыс грн за газопровод по улице, 6 тыс грн – от улицы к дому за подключение. В целом выйдет не меньше 20 тыс грн. Мои организации в соседних селах Кировского района эти работы делают за 10 тыс грн. Но нам навстречу не идут. Наоборот, открывают уголовные дела, рассказывают, что я все не так делаю, разрешений ГАСКа у меня нет, еще чего-то. Ну нет более крутого преступника, нежели Колесников! Предпочтительнее оказываются те, кто строит по ценам в несколько раз дороже.
«НР»: Вам удалось найти общий язык с Джарты?
Ю.К.: Мне посчастливилось встретиться с Василием Георгиевичем Джарты, и я просил поддержать наши инициативы. Он согласился, поддержал и попросил написать проект соглашения между Совмином и Объединением. Он дал поручение вице-премьеру, тот – председателю профильного комитета Совмина. Потом все собрались на обсуждение проекта соглашения. Но кто собрался? Те – кто за государственные миллиарды будет строить. И сказали – нам такое «счастье» от вас не нужно. Каждый не преминул написать свои суперзамечания. В итоге все дошло до вице-премьера уже с полуотрицательным заключением – якобы надо изучить все в деталях и т.п. Насколько я понял, до Василия Георгиевича это дело не дошло по каким-то причинам, потому что его окончательного вывода нет. Пользуясь таким моментом, все те, кто работает с бюджетом – они ж без бюджета ничего не делают! – строят параллельно, наталкиваясь на исторические и археологические памятники. Хотя наличие или отсутствие любых памятников должно было выясниться уже на стадии проектирования. Более того, мои службы посмотрели в открытой базе ГАСКа информацию о строительстве газопровода – нет там зарегистрированных объектов на выдачу документов, разрешающих строительство. То есть мало того, что они с бюджетом делают что хотят, они еще и строят, как хотят.
«НР»: За какой срок при наличии средств можно газифицировать Крым?
Ю.К.: В моем обращении говорится о газификации всего Крыма за 3 года. И все сельское население Крыма будет с газом. Я это наглядно показываю на примере Кировского района. За 11 лет существования газопровода Джанкой – Феодосия – Керчь государство провело газопроводы к 5-ти селам из 41-го. «Транс-Континенталь» за 10 месяцев в 2009-2010 годах к 33 селам без газа проложил 120 км газопровода. Я перед выборами предложил властям района – давайте я вас поддержу и одновременно все 33 села запущу. Мне сказали – не надо, хотя бы одно село запусти. Я запустил три – и на меня тут же открыли уголовные дела. Некоторые продолжаются до сих пор, а в основном позакрывали. Но мучают другими способами – проверки, комиссии, штрафы.
«НР»: Сколько времени при таком своем подходе понадобится чиновникам на газификацию Крыма?
Ю.К.: У нас как в той поговорке: полк идет не в ногу, и только один солдат – в ногу. В данном случае вся Украина идет в ногу, и только я – не в ногу. По идее, мы все вместе должны делать так, чтобы было лучше людям. Но за 40 последних лет, даже с учетом благоприятных для этого советских лет, газифицировали лишь 30% сел. Значит, на оставшуюся часть потребуется не меньше 100 лет. И это лишь теоретически! Потому что денег в стране нет. Сейчас обещают новый виток кризиса. И предполагаемые 100 лет растянутся на 300. Но при этом газификация всей республики за 3 года не вызывает интереса.
Симферополь, Георгий Игнатьев
Симферополь. Другие новости 16.09.11
В курортном Коктебеле туристы из России попали в аварию. / Янукович вернулся к идее Ющенко об Украине как лидере Восточной Европы. / Янукович вновь пригрозил России сократить закупки газа. Читать дальше
© 2011, «Новый Регион – Крым»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».