230-летие присоединения Крыма к России: Мнения экспертов От аннексии Крыма до европейского просвещения.
Сегодня исполнилось 230 лет со дня присоединения Крыма к России. 8 апреля 1783 года императрица Екатерина Великая утвердила Высочайший Манифест о принятии Крымского полуострова под Державу Российскую. «Новый Регион» собрал мнения политиков, историков и политологов, высказавших своё мнение об этой немаловажной для Крыма дате. Эксперты не только высказали свою точку зрения на события прошлого, но и попытались спрогнозировать будущее полуострова.
Рефат Чубаров, заместитель председателя крымско-татарского меджлиса (нелегального этнического «парламента»): Я историк по специальности, закончил Московский историко-архивный институт. И я не знаю такого понятия в истории как «присоединение Крыма к России». Я знаю понятие «завоевание Крыма Россией» или «аннексия Крыма Россией». Соответственно, как к любому завоеванию, к любой аннексии, отношусь отрицательно».
Андрей Никифоров, политолог: Не все, живущие в Крыму, могут однозначно относиться к этой дате. Существует несколько разных исторических мифов, которые соперничают между собой. Идёт этническая конкуренция, в том числе и в плане исторических мифов. Но для подавляющего большинства крымчан дата провозглашения Манифеста – начало новой эпохи в историческом развитии Крыма, которая длится до сих пор. Её можно назвать русской эпохой социально-культурного освоения Крыма. Несмотря на то, что русским не всегда в Крыму жилось лучше, чем представителям других этнических групп, тем не менее, мы по-прежнему находимся в этом культурном поле, и всё позитивное, что здесь происходит, оно развивает именно ту самую русскую культуру.
Каждый вправе сам решать, как отмечать эту дату, но её важность, переломный характер может отрицать только человек совершенно пристрастный. Крымское ханство поломали не с первого раза, и отношение к этому факту может быть различным. Тем, кто занимался работорговлей, имел на этом хороший барыш, есть о чём пожалеть. Тем, кто избавился от постоянной угрозы с Юга, когда могли наскочить, связать, утащить на невольничий рынок , их потомкам следует относиться к этой дате несколько иначе.
Подобные Крымскому ханству государственные образования были обречены, они перестали существовать везде в мире, и попытки их восстановить связаны с ситуациями, когда допускается разгул криминала. Например, в Чечне нечто подобное существовало в 90-е годы, но это привело к тому, что ни в самой Чечне, ни вокруг неё жить стало попросту невозможно. И это ещё раз подтвердило, что подобные государственные образования неперспективны.
Эдуард Леонов, народный депутат Украины, глава Крымской организации ВО «Свобода»: Очень логично, что Украина имеет современные границы, включающие и ее изначальную территорию – Крымский полуостров. Вспомним историю. Краткий экскурс: князь Владимир приехал в Херсонес Таврический, которому, кстати, 2,5 тысячи лет, а не в Севастополь, которому 200 лет, и женился на княгине Анне. Византия тогда контролировала Херсонес, и княгиня Анна была Византийской княгиней. И именно Анна воспитала Ярослава Мудрого, который в итоге стал ярким европейским политиком. С тех пор и Херсонес Таврический и Таврида в целом стали неотъемлемой частью Киевской Руси-Украины. Были заключены различные военные и гражданские договоры, и, заметьте, никто никогда не отменял этих соглашений. Всё, что было заключено позже, какими-то самоназванными императорами, которых никто кроме них самих императорами не считал, было очень скоротечным и краткосрочным на фоне тысячелетий Киевской Руси-Украины.
Всё, что сделала немка Катрин вторая – это ввела совершенно бессмысленные названия населенных пунктов: Керкинитида стала Евпаторией, Херсонес Таврический – Севастополем, Неаполь Скифский – Симферополем. И с 3-х тысячелетнего существования история Тавриды почему-то сократилась до 200-300 лет. Вот и вся её «заслуга».
Леонид Пилунский, депутат крымского парламента, председатель Крымской организации Народного Руха Украины: Более трех веков несколько европейских государств, строились, как империи, с большими, а иногда и гигантскими колониальными приобретениями. Такими государствами были, прежде всего, Франция, Великобритания, Испания, Португалия, Бельгия, Нидерланды, Турция (Порта), Австро-Венгрия, Германия… В этом же ряду стоит и Российская Империя. И это неопровержимый факт! Если мы признаем колониальные владения вышеперечисленных империй, то будем вынуждены признать такие владения и за Россией. А значит и Крым, Крымское Ханство, является именно такой, аннексированной территорией, которая в несколько больших границах, чем полуостров, было реальным государством. А если мы это принимаем, то никакого праздника и не может быть. Но русские и пророссийские политические силы все равно будут отмечать эту дату, как «праздник», а крымские татары (и не только политики) будут помнить о страшной дате, когда они потеряли свое государство. Что, в конце концов, всего через 160 лет, привело, к тотальному выселению государствообразующего населения Крыма.
Дмитрий Полонский, заместитель председателя партии «Русское единство», депутат Симферопольского горсовета: Крым может быть успешным только являясь частью чего-то большего, чем собственная территория. Поэтому я убежден, что именно присоединение к России определило его успешное развитие и привело полуостров к тому стратегическому статусу, который определяет роль Крыма и в нынешнее время.
Сегодня Крым, ставший частью украинского государства, несмотря на все свои очевидные геополитические и географические выгоды, не смог стать центром Черноморского региона, в кои его прочила Украина. Кроме того, он практически утратил свою притягательность для миллионов соотечественников. Российские и турецкие порты забрали на себя практически всю перевалку грузов. У Турции – колоссальный поток туристов, и это они еще только-только начинают осваивать туристический потенциал Черноморского побережья. Россия больше не вкладывает денег в Крым, она сосредоточена на своей части побережья, а Новороссийск теперь фактически база №1 для флота.
Поэтому сегодняшняя дата – не только праздник, но и серьезный повод в очередной раз задуматься над тем, что успех Крыма возможен только в случае, если все заинтересованные стороны согласятся с его уникальным статусом и значением для большего, чем государство Украина, пространством. Если Украина это примет, то успех и процветание Крыму гарантированы.
Андрей Мальгин, историк, директор Центрального музея Тавриды: Я как историк занимаюсь этой проблемой. Это для меня не праздничная дата и не траурная, а предмет насущного исследовательского интереса. Безусловно, это очень важная и знаменательная дата в истории Крыма, поскольку она знаменует собой некие поворотные моменты истории: Крым из части восточной, мусульманской, османской цивилизации стал довольно быстро частью европейской цивилизации, которую принесла с собой Россия. И всё 230 лет после присоединения Крыма осуществлялось европейское развитие крымского полуострова.
Лично для меня это не предмет празднования, а предмет исследования. Следовательно, я отношусь к этому достаточно нейтрально: если я не буду относиться нейтрально, то я не смогу заниматься изучением этой проблемы и реализовывать свой исследовательский интерес.
Леонид Грач, экс-спикер Верховного Совета АРК, генеральный секретарь Коммунистической марксистско-ленинской партии: Я даю оценки Екатерине второй не с идеологической точки зрения, а с точки зрения геополитической. Это был великий государственный шаг. И не с точки зрения примитивизма расширения территории Российской империи, а прежде всего, укрепления и защиты её рубежей. Это было правильно сделано, потому что и до времён присоединения Крыма на полуострове был совершенно чёткий мощный российский фактор, а после Крым стал частью цивилизации, которую мы называем Восточно-Славянской, православной.
Есть сожаление в том, что Манифест Екатерины был опровергнут – сначала безумными решениями Хрущёва на фоне антисталинизма, а потом тем, что Ельцин, Кравчук и Шухевич ставили свои меркантильные интересы выше государственных, и в период разрушения СССР Крым отторгли от России. Тем самым они разрушили великое святое дело, которое сделала Екатерина.
Думаю, что с точки зрения истории, и с точки зрения права Екатерининский Манифест действует и сегодня, потому что его никто не мог отменить, с точки зрения Кючук-Кайнарджийского договора. Россия должна и сегодня знать: Крым без неё не может, и она без него не может. Это и сегодня такой политически и стратегически важный регион, которым он был и в те годы, а сегодня тем более. Мы видим, как превращается Черноморский бассейн в зону конфликта, мы видим, какие интересы по отношению к объединению с Россией через Таможенный союз проводит клика Януковича.
Самое главное, мы должны исходить из того, что объединение вокруг России – это и есть истинные чаяния народа. Да, сегодня таких не 100%, но и оставшиеся всё равно придут к тому, что создавать новую форму государственного объединения всё равно будет нужно.
Симферополь, Анна Савицкая
© 2013, «Новый Регион – Крым»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».