AMP18+

Крым

/

В Крыму готовы обменять курорты западного побережья на китайский порт-хаб «Порт Крым» планируется под мост «Керчь – Кубань»

Фантастический проект строительства глубоководного порта на западном побережье Крыма обрастает новыми подробностями и деталями. Промышленный объект планируется на озере площадью менее 1 кв. км, от него пойдут новые автомагистрали и железнодорожная ветка, а сам порт соединит транспортный путь в Европу с мостом через Керченский пролив.

Как передает корреспондент «Нового Региона», несмотря на то, что в составе официальной делегации во главе с президентом Януковичем в Китае находился глава Совмина Крыма Анатолий Могилев, подробности проекта строительства глубоководного порта изложил вице-премьер Рустам Темиргалиев. Видимо поэтому он несколько раз подчеркнул, что в Пекине подписали декларативный меморандум, а не договор о реализации проекта. К меморандуму должны прилагаться технико-экономическое обоснование, оценка влияния на окружающую среду и общественные слушания. И только после этого можно будет говорить о строительстве.

Тем не менее, по словам Темиргалиева, речь идет о создании проекта «Порт Крым».

«Планируется создание порта-хаба на территории Сакского района на базе озера Богайлы», – сообщил вице-премьер на заседании Совмина.

Логика проекта такая: объем товарооборота между Китаем и странами ЕС в этом году превысил $1,1 трлн, ежегодно объем торговли растет на 10%, и КНР ищет варианты строительства порта-хаба.

Озеро Богайлы на западном берегу Крыма, по словам Темиргалиева, соответствует целому ряду критериев заданного поиска. Во-первых, мягкий илистый грунт не требует значительных затрат на дноуглубительные работы – лечебную грязь и ил просто вывезут. Во-вторых, сроки таких работ, при современных технологиях, не превысят одного года. И, в третьих, рядом находятся 3 тыс га свободной пашни, из которой сделают индустриальный парк.

«Планируется 3 тыс га законсервировать для создания индустриального парка «Порт Крым», в котором правительство Украины планирует строительство припортовых заводов, на которых будет производиться сборка целого ряда продукции», – сообщил Темиргалиев, не уточнив, что именно будут собирать на припортовых заводах.

«Из Украины этот порт будет работать в части вывоза продукции сельского хозяйства в Китайскую Народную Республику», – заключил вице-премьер.

В своей речи премьер Могилев был более категоричен. По его словам, проект уже находится в стадии рабочего рассмотрения, и его реализация намечена на будущий год, поскольку серьезность намерений китайской компании BICIM подтверждается еще одним мега-проектом.

«Компания, с которой идут переговоры о строительстве глубоководного порта, в настоящий момент занята строительством канала, параллельного Панамскому»,– подчеркнул Могилев на заседании Совмина.

О том, что строительство канала между Тихим и Атлантическим океаном заявлено на конец 2014 года, а его инвестор – китайский олигарх Ван Цзин, специализируется на телекоммуникациях и опыта возведения портовых объектов не имеет, на заседании не прозвучало. Как и то, что новая транспортная артерия пройдет через уникальное озеро Никарагуа, и мировая экологическая общественность убеждена в грядущей гибели крупнейшего пресного водоема Латинской Америки. Позицию правительства автономии закрепили распоряжением «О перспективах реализации инвестиционных проектов в Автономной Республике Крым, направленных на привлечение дополнительных ресурсов в развитие территорий и создание рабочих мест», которым органам исполнительной власти и райгосадминистрациям рекомендовано привлекать институты гражданского общества к обсуждению реализации инвестиционных проектов и, более того, направлять общественников на их популяризацию.

Уже на пресс-конференции Могилеву пришлось отвечать на главный вопрос: как представлять проект крымской общественности, если он идет в разрез с закрепленным в Стратегии развития Крыма до 2020 года развитием курортно-рекреационного потенциала. Любые дноуглубительные работы неизбежно приведут к исчезновению песчаных пляжей Западного Крыма, что уже доказала добыча песка на озере Донузлав.

«Любой промышленный объект Крыму нужен как воздух, потому что наша экономика не может быть дотационной, – изложил свое мнение премьер. – Естественно, любой промышленный объект будет получать экологическую оценку, и без экологической экспертизы строиться не будет».

Мнение жителей Сакского района, в особенности поселка Фрунзе, главу Совмина особо не волнует. Даже многолетняя борьба селян за сохранность 3 тыс га Государственного племенного птицеводческого завода им. Фрунзе, на которых теперь Кабмин Украины планирует строительство припортовых заводов, Могилева не смущает.

«Если будет недовольство громады, то находящийся там поселок Фрунзе не столь большой по территории, чтобы мы в радиусе 100 км от него строить не могли», – обосновал свою точку зрения премьер.

Нет у него сомнений в компании «Киевгидроинвест», выступающей партнером с украинской стороны по строительству «Порта Крым», хотя ее гендиректор Алексей Мазюк известен варварским отношением к Крыму и его природным ресурсам благодаря деятельности подконтрольных фирм «Суэста», «Южная инвестиционная компания» и «СэндИнтерМарин». Последние отметились незаконной добычей песка на озере Донузлав и в районе мыса Фиолент под Севастополем, которую вели на протяжении нескольких лет, невзирая на запрещающие решения судов и контролирующих органов.

«Более 50% этого большого комплекса будет находиться в собственности государства. Это одно из условий договора. Компания «Киевгидроинвест» будет одной из сторон реализации этого проекта», – парировал Могилев.

И даже отсутствие транспортных путей для доставки грузов, по мнению премьера, не является проблемой. Более того, порт-хаб войдет в единое трансконтинентальное плечо с мостом через Керченский пролив, о строительстве которого говорится все годы независимости Украины, но не сделано никаких практических шагов.

«Если будет строиться такой большой порт, то, естественно, под него будет строиться и железная дорога, и транспортные магистрали, которые будут пересекать весь Крым, – заверил Могилев. – К порту будет привязываться Керченский мост, который тоже необходим – это все будет делаться в комплексе».

Ни один другой порт Крыма, по мнению премьера, не способен справиться с задачей перевалки 140 млн тонн грузов в год, и новый может строиться только «в малозаселенной части полуострова». Как лечебное озеро максимальной длинной в 1,3 км, глубиной в 1,4 м и площадью в 0,95 кв. км превратить в 25-метровый глубоководный фарватер с 9 км каналом в море премьер уточнять не стал. Видимо, поселок Фрунзе уйдет под воду, раз племенной птичник станет припортовым заводом.

Симферополь, Анна Ахметова

© 2013, «Новый Регион – Крым»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Крым, Конфликт на Украине, Политика, Экономика,