Главная интрига июля в Севастополе – кто выйдет на финишную прямую в губернаторской гонке.
Как уже сообщал «Новый День», 16 июля в Севастополе завершился прием заявок от претендентов на пост губернатора.
Документы на регистрацию в качестве кандидатов подали 7 человек: Иван Ермаков («Патриоты России»), Илья Журавлев (ЛДПР), Роман Кияшко (КПРФ), Вадим Колесниченко («Великое Отечество»), Николай Кряжев (Коммунистическая партия социальной справедливости»), Дмитрий Овсянников («Единая Россия»), Виктор Резанов (партия «Народ против коррупции»).
Официально в качестве кандидата зарегистрирован пока лишь один претендент. Решение по остальным должно быть принято до 25 июля. Процедура стандартная, однако выборы в Севастополе могут обернуться скандалом федерального масштаба, так как городские власти в попытке облегчить себе избирательную кампанию не только сами «подставились» по-крупному, но и бросили тень на всю систему выборов, действующую в стране.
Все дело в муниципальном фильтре – процедуре сбора подписей муниципальных депутатов в поддержку кандидатов на должности глав регионов. В России фильтр ввели в 2012 году для того, чтобы в выборах участвовали реальные партийные институты, представленные в регионах не только на региональном и федеральном уровнях, но и на муниципальном.
Однако в Севастополе его превратили в заслон для оппонентов ВРИО губернатора Дмитрия Овсянникова. Городское Законодательное собрание – по инициативе все того же ВРИО – установило самый высокий порог для претендентов – 10%.
И таким образом формально сократило максимальное число возможных участников предвыборной гонки до 10, а фактически – до 4 человек.
Почему так? В Севастополе 120 мест муниципальных кандидатов, и каждый из 10 претендентов должен был принести по 12 подписей. С точки зрения банальной математики все просто. Однако есть два «но». Во-первых, 7 депутатов по разным причинам утратили свой статус (таким образом, число действующих мандатов сократилось до113), а претендент все равно должен принести не менее 12 подписей. Иными словами, минимум 1, максимум 7 претендентов из гонки выбили самой установкой муниципального фильтра.
Во-вторых, местное представительство партии власти отдало ВРИО губернатора, по разным данным, от 75 до 80 автографов. Казалось бы, зачем Овсянникову – обремененному тяжелым грузом повседневных забот градоначальнику – тратить драгоценное время на сбор такого количества подписей, если можно было бы ограничиться 12-ю? За тем, что на всех остальных претендентов остается не больше 38, то есть число его конкурентов автоматически сокращается до 3.
Участники гонки, разумеется, возмутились: Денис Меркулов (Интернациональная партия России) заявил, что ВРИО губернатора Дмитрий Овсянников, воспользовавшись служебным положением, сделал практически невозможным выдвижение других кандидатов.
В региональном отделении «Справедливой России» подчеркивают: «Единая Россия» в Севастополе обоснованно боится конкуренции, потому, несмотря на рекомендации федерального центра, и отдала большую часть подписей депутатов своему кандидату. А Вадим Колесниченко (Великое отечество) заявил, что будет жаловаться на Овсянникова в правоохранительные органы за умышленное нарушение конституционного права быть избранным.
Отметим, пресловутый муниципальный фильтр давно вызывает массу вопросов, предложения его отменить звучали неоднократно. В начале 2017 года на закрытом семинаре «Единой России» для региональных партийцев было рекомендовано помогать конкурентам – представителям парламентской оппозиции, если у них возникают сложности со сбором подписей. Одновременно главу Центризбиркома Эллу Памфилову попросили посодействовать в отмене этой нормы. Но пока вопрос не решен.
«Изначально институт так называемого «муниципального фильтра» пришел к нам из французской избирательной системы – во Франции схожий порядок поддержки кандидатов на этапе регистрации существует на выборах президента Франции. Кандидат должен заручиться подписями 500 выборных должностных лиц административно-территориальных единиц. Всего таких должностных лиц (включая мэров, префектов, членов муниципальных советов и проч.) около 47 тысяч (с учетом совмещения должностей – фактически около 43 тысяч), – пояснил РИА «Новый День» директор АНО «Центр ПРИСП», член правления Ассоциации политических юристов России Сергей Румянцев. – Очевидно, что уже здесь кроется первое существенное отличие от системы «муниципального фильтра», применяемой в России. У нас кандидату необходимо собрать от 5% до 10% от численного состава муниципальных депутатов. Что, несомненно, существенно ограничивает количество потенциальных претендентов на пост губернатора. Особенно если принять во внимание наличие запрета на поддержку одним депутатом более чем одного кандидата. Требование французского закона по сбору 500 из 43 тысяч возможных подписей при отсутствии ограничения на поддержку нескольких кандидатов является существенно более демократичной нормой по сравнению с требованиями российского законодательства.
Именно в этом и кроется суть претензии кандидатов, считающих, что наличие такой нормы ограничивает уже изначально круг потенциальных участников избирательного процесса. По сути, речь идет о том, что законодательно установлена система, при которой чисто математически невозможна регистрация больше, чем 10-12 кандидатов (поскольку кандидаты собирают подписи с запасом на случай «выбраковки»).
Пришло время всерьез задуматься о том, какой практический смысл заложен в столь строгом ограничении потенциальных кандидатов. Выход из сложившейся ситуации, на мой взгляд, лежит на поверхности: нужно отменить запрет на поддержку одним депутатом только одного кандидата. Это снимет как риски административного давления на депутатов, так и коррупциогенную составляющую, потенциально скрытую в возможности депутатов «торговать» своими подписями».
Торговал кто-то в Севастополе автографами или нет – эта тема правоохранительных органов, но очевидно, что действующая городская власть решила «выжать» из муниципального фильтра максимум и уже достигла определенных успехов: например, кандидат от партии «Народ против коррупции» Виктор Резанов не смог получить ни одной подписи и представил в избирательную комиссию 13 чистых листов.
«Мы занимались сбором подписей во всех муниципальных образованиях, но каждый раз, обращаясь к депутату, слышали в ответ, что он уже подписался, – рассказал представитель Резанова в горизбиркоме Максим Прокофьев. – Часть депутатов (не будем называть их фамилии), отказывая нам, ссылались на партийную дисциплину и угрозу исключения их из партии. Были те, кто своим поведением демонстрировал готовность поставить подписи за вознаграждение, но принципиальная позиция коренного севастопольца Виктора Резанова заключалась в том, что мы не нарушаем федеральный закон и не поощряем коррупцию, вознаграждая депутатов за «соизволение», особенно учитывая, какая партия выдвинула кандидата. Кроме того, даже с точки зрения здравого смысла это было не нужно; мы не были уверены, что подпись уже не ушла другому. В избирательную комиссию мы представили листы поддержки без единой подписи. 13 листов, подписей 0. Подпись, собранная повторно, нехватка одной или полное их отсутствие юридически имеют абсолютно идентичную оценку. Таким образом, мы сдали все, кроме подписей. Недочеты были выявлены незначительные и поправимые. Это выглядит юридическим абсурдом, но отстаиваемая нами позиция основана на основополагающих принципах избирательного процесса, закрепленных, кроме того, в международных конвенциях и декларациях. И Севастополь – не та территория, в которой можно пренебречь этими принципами».
В избирательной комиссии Севастополя особых проблем в ситуации со сбором подписей не видят: «У нас есть закон, согласно которому мы работаем. Закон принят, утверждён. Мы действуем в рамках законодательства и это не к нам вопрос. Данная ситуация – это может быть недовольство со стороны кандидатов и так далее. А наша задача – обеспечить избирательный процесс, техническую составляющую: всё в рамках закона. У нас есть закон, статья определённая, норма, которая говорит о том, что муниципальный фильтр составляет не менее 10% от установленного числа депутатов, соответственно – это 12 подписей из 8 муниципальных образований», – заявила сотрудница избирательной комиссии Севастополя, не пожелавшая представиться. Для продолжения разговора дама попросила перезвонить через 10 минут и переключила телефон в режим «факс».
Один из главных героев этой истории Виктор Резанов считает, что закон нарушил как раз ВРИО губернатора Дмитрий Овсянников: «85 подписей от «Единой России», собранных одним кандидатом, – это уже нарушение, так как он имеет право выдать только 13 листов поддержки, необходимых ему для выдвижения, – пояснил РИА «Новый День» Резанов. – Мы стремимся к тому, чтобы отменили муниципальный фильтр. Я считаю, что все должны быть зарегистрированы. Работа впереди, поэтому сначала нужно пройти всем кандидатам муниципальный фильтр, что является законным. Но для меня – очевидно и для других – все муниципальные кандидаты были заблокированы. А это уже нарушение Конституции».
Иными словами, ситуация, сложившаяся в Севастополе, дискредитирует избирательное законодательство России. Единственным достойным выходом, считают в штабе Резанова, является регистрация всех кандидатов, включая тех, кто вообще не представил документы в избирком. И это касается не только Севастополя: «Конституционному суду в ближайшее время придется ответить на вопрос о конституционности ограничения на поддержку одним депутатом нескольких кандидатов, – считает Сергей Румянцев. – Но даже если этого не случится, предположу, что со временем мы столкнемся с изменением действующего законодательства в этой части».
«Предложение об отмене муниципального фильтра на губернаторских выборах выглядит уместным и закономерным, – настаивает правозащитник Илья Шаблинский. – В действующей форме институт муниципальных барьеров ограничивает избирательные права граждан, закрепленные в Конституции РФ».
А политолог Константин Калачев еще в апреле заявлял «Коммерсанту», что частичная отмена фильтра может стать одной из тем предстоящей президентской кампании: «Муниципальные фильтры отсекают неугодных. Надо отменить муниципальный фильтр (для парламентских партий в первую очередь), то есть сделать выборы действительно конкурентными».
Как стало известно, в Кремле уже рассматривают возможности отмены фильтров. Севастополь может стать пилотной площадкой.
Севастополь, Анастасия Зук, Илья Пелехов
Севастополь. Другие новости 20.07.17
Безвизовый режим на Украине остался практически незамеченным. / В украинском санатории отравили детей бойцов АТО. / Дорогу к детству крымского спикера отремонтируют за бюджетный счет. Читать дальше
© 2017, РИА «Новый День»