AMP18+

Культура

/

РАО требует от музея-усадьбы Рахманинова деньги за исполнение музыки Рахманинова Раньше РАО пыталось получать с филармоний авторские за Моцарта и Баха

image

Российское авторское общество (РАО) под управлением Сергея Федотова требует с музея-усадьбы Сергея Рахманинова 300 тысяч в год за то, что в этом музее исполняются произведения Рахманинова. Директор музея в селе Ивановка Тамбовской области рассказал журналистам, что РАО требует заплатить за бесплатные концерты, в том числе те, что прошли в рамках Международного Рахманиновского фестиваля и «Ночи музеев». В прошлом году в РАО судились с филармониями, требуя авторских отчислений за исполнение музыки, уже не одно столетие являющейся общественным достоянием.

Директор музея-усадьбы Рахманинова Александр Ермаков рассказал, что ему звонят люди, представляющиеся сотрудниками РАО, и требуют заплатить авторские отчисления за исполнение в музее композиций Рахманинова. C музея требуют 300 тысяч рублей отчислений за композиции, сыгранные для посетителей фестиваля «Сиреневая ночь в Ивановке», фестиваль «Ночь в музее» и другие культурные мероприятия, проводившиеся на территории усадьбы в 2016 году.

«Я пытался объяснить, что музей не является коммерческим предприятием, и никаких доходов от концертов не имеет. Как можно брать с меня деньги за исполнение музыки Рахманинова для слабовидящих детей или детей из детских домов? Потом, никто во всём мире ничего не берёт с музеев за акцию «Ночь в музее», потому что она создана для пропаганды культуры, для поддержки музеев.

Я был бы не против платить, если бы эти деньги шли на увековечивание памяти Рахманинова. Но ведь эти деньги идут непонятно куда и сделать ничего не возможно. РАО в настоящий момент заставляют меня подписать с ними договор. Я такой договор никогда не подпишу, потому что таким образом я затяну удавку на своей шее. Или я эти деньги вложу в развитие «Ивановки», сделаю прибавку к микроскопическим зарплатам сотрудников, или отдам эти деньги дармоедам. Но, боюсь, они всё равно заставят меня» – приводит tjournal.ru рассказ Александра Ермакова, директора музея-усадьбы Сергея Рахманинова.

Напомним, что в прошлом году начались судебные разбирательства с РАО сразу нескольких региональных филармоний. С РАО судились представители Иркутской, Свердловской и Московской филармоний. Суть исков в том, что эта посредническая организация пыталась заставить концертные организации платить процент с любого концерта, независимо от того, чьи произведения на нем исполняются: современных авторов или же тех, чья музыка давно стала общественным достоянием.

«По сути требования РАО по данному делу сводились к выплате вознаграждения, которое причиталось бы Моцарту, Баху и другим известным композиторам, чьи произведения перешли в общественное достояние. То есть, по мнению РАО, кто-то должен получать вознаграждения не только за свой собственный труд и соразмерно своему труду, но и за труд умерших мэтров. Однако после исков РАО о признании незаконным публичного исполнения произведений их непосредственными авторами этому уже вряд ли можно удивляться» – отмечали юристы, представлявшие в суде интересы Свердловской филармонии.

«Исполняя музыку, филармония обязана производить отчисление авторского вознаграждения композитору – это вознаграждение собирает РАО от имени всех композиторов, однако по прошествии 70 лет после смерти автора его произведение переходит в общественное достояние и может исполняться любым лицом без разрешения и без выплаты вознаграждения. То есть за исполнение произведений Свиридова и Пьяццолы филармония обязана выплачивать вознаграждение, а за Моцарта и Чайковского – нет. Проблема возникает, когда Свиридов (охраняется) и Моцарт (не охраняется) исполняются вместе в одном концерте...

Пока что РАО не может четко сформулировать свои претензии, показать, за исполнение каких произведений требует вознаграждение, подтвердить полномочия на предъявление иска и выполнить прочие утомительные, требующие работы и усилий, но необходимые обязанности. Поданный РАО иск не отвечает требованиям процессуального законодательства. Представитель РАО неизменно повторяет фразу «они должны платить процент от концерта», отказываясь слышать и понимать замечания филармонии и суда о том, что по закону РАО собирает не сбор за право исполнять концерт, а вознаграждение за исполнение произведений. Именно поэтому в требовании о выплате вознаграждения должно быть указано, за использование каких произведений оно выплачивается... Позиция «платите 5% за все, дайте денег» гораздо менее трудозатратна и более выгодна. Между тем, работа по подсчету и расчету вознаграждения оплачивается РАО авторами, которые отчисляют обществу за оказание таких услуг процент от положенного им вознаграждения» – цитировало ранее РИАН пояснения директора Московской филармонии Елены Зубаровой.

Напомним, что сейчас глава РАО Сергей Федотов находится под стражей по делу о мошенничестве в особо крупном размере. Речь идет, правда, не о роялти, а о махинациях с недвижимостью на полмиллиарда рублей. Федотов стал широко известен после публикаций о нем британских СМИ. Менеджер, отвечающий за сбор и распределение авторского вознаграждения, владеет замком в Шотландии, квартирами в Лондоне и еще несколькими домами.

Ранее «Новый День» приводил комментарии членов авторского совета РАО, из которых следовало, что даже люди, входящие в руководство этой организации не представляют, как распределяются и собираются роялти, сколько денег доходит до авторов и сколько остается в РАО. «Были подозрения, что руководство РАО несколько жирует. Позволяет себе покупать какую-то недвижимость, какие-то непрофильные активы. Было такое подозрение, что этим займутся соответствующие органы. 500 миллионов для такой организации, которая собирает 24 миллиарда в год, – это не сумма. Это, как говорится, погрешность» – рассказывал композитор Максим Дунаевский.

Депутаты Госдумы ранее инициировали прокурорские проверки деятельности РАО, указывая, что из 24 миллиардов рублей в год, собираемых этой организацией, до авторов не доходит минимум 10 миллиардов.

Близким бизнес-партнером Федотова является режиссер Никита Михалков. Когда в конце июля оперативники ФСБ и МВД пришли с обысками к Федотову и в офисы РАО, Михалков внезапно не смог участвовать в открытии Московского международного кинофестиваля, на котором он председательствует. СМИ предположили, что Михалков в те дни скрывался от правоохранителей за границей.

Москва, Алексей Усов

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Москва, Центр России, Культура, Общество, Россия, Скандалы и происшествия, Михалков Никита, страна Фрустрация,