Украинские потребители не готовы к защите своих прав по психологическим причинам
Причины, по которым большая часть потребителей товаров повседневного спроса на Украине не пытаются активно отстаивать свои права в случае, когда купленный товар оказывается некачественным, носят не рациональный, но психологический характер.
Об этом заявил сегодня на пресс-конференции в Киеве директор компании «Следопыт» Вадим Пустотин, презентуя результаты исследования «Права потребителей и уровень информированности населения Украины о том, как их следует использовать» (в рамках совместного проекта с обществом потребителей).
Выяснилось, что за последние 6 месяцев чаще всего с покупкой некачественных товаров украинские потребители сталкивались, приобретая продукты питания (об этом заявили 53% респондентов).
За последние полгода 28% опрошенных сталкивались с покупкой некачественной обуви, а 19% респондентов столкнулись с покупкой некачественной одежды.
При покупке других товаров повседневного спроса покупатели сталкиваются с некачественным товаром реже.
При этом при покупке некачественных товаров лишь 20% опрошенных почти всегда занимают активную позицию, защищая свои права и стараясь решить свою проблему на различных уровнях – вплоть до директора магазина или общества защиты прав потребителей.
Большая часть потребителей (58%) занимают полуактивную позицию, пытаясь сдать некачественный товар в место его покупки – но если на уровне продавца проблема не решается, они отступают.
При этом 54% потребителей почти всегда или время от времени при встрече с некачественным товаром сразу же занимают пассивную позицию, не предпринимая каких-либо шагов, чтобы вернуть деньги или заменить товар.
Исследователи выяснили ключевые факторы такого поведения. Так, 49% респондентов убеждены в том, что процесс защиты потребительских прав «всегда сопряжен со скандалом, получением негативных эмоций».
При этом 36% потребителей в равной степени предполагают, что на Украине «невозможно эффективно защитить свои потребительские права», и что «продавцы всегда препятствуют тому, чтобы вернуть деньги».
И только достаточно низкий процент (от 9 до 15%) потребителей ссылаются на разные аспекты, связанные с незнанием своих потребительских прав.
Всего во всех регионах Украины опрошено 1000 человек. Исследование, по словам организаторов, репрезентативно по выборке для населения всей Украины.
Киев, Андрей Лубенский
© 2007, «Новый Регион – Украина»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».