Практически каждый год в нашей стране правительства клянутся работать на благо трудящегося человека, обещая простым людям достойную жизнь, пишет сегодня украинская «Рабочая газета» (статья публикуется в рубрике «Мнение»).
Немало за последние 15 лет таких обещаний прозвучало в адрес представителей одной из самых опасных профессий – шахтеров.
Только от этих разговоров условия труда, материальное благополучие, да и в целом жизнь горняков пока лучше не стали.
Было время, когда шахтеры получали одну из самых высоких зарплат в стране. Горняков обеспечивали квартирами, давали путевки в лучшие санатории и дома отдыха, бесплатно лечили в хороших больницах. Благодаря угольным предприятиям содержалась вся инфраструктура шахтерских поселков и городков. Но это примеры из прошлой жизни 20-30-летней давности.
Сегодня в шахтерских селениях Донбасса, прежде всего там, где шахты уже закрыты, от увиденного оторопь берет: здесь как будто прокатилась война.
Пустые глазницы окон в покинутых домах, заколоченные наглухо двери свидетельствуют о том, что владельцы этого жилья скорее всего уже никогда сюда не вернутся.
К примеру, на Луганщине в Красном Луче, других городках и поселках по этой причине пустуют 11,5 тысячи квартир. Брошенное жилье стало представлять угрозу для коммунальных и санитарных служб.
Местные власти пытаются найти какой-то выход, предлагая желающим такие квартиры в обмен на обязательство привести дома в пригодное для обитания и эксплуатации состояние. Что из этого получится, пока трудно сказать.
Тут сразу приходят на память слова одного из героев фильма «С легким паром»: старое разрушить легко, а новое создать трудно.
Наша справка. В Луганской области работают 54 шахты, на которых трудятся 115 тысяч человек. В стадии ликвидации – 45 шахт. С начала их реструктуризации предусматривалось выделить из бюджета на эти цели 2,3 млрд. гривен, профинансировано 1,3 млрд.
В результате из 12 городов и районов, жизнедеятельность которых была напрямую связана с угледобывающими предприятиями, только четыре имеют ресурсы на поддержание социальной сферы.
Тяжелое наследство оставил украинской угольной промышленности Советский Союз. Такие нарекания (правда, теперь уже неизвестно в чей адрес) можно и сегодня услышать от высоких государственных мужей.
Между тем в своем выступлении на Дне правительства в парламенте лидер коммунистов Украины Петр Симоненко привел такие факты. В 1991 году на шахтах было задействовано свыше 1300 лав – сейчас 308, в год горняки проходили 1500 км горных выработок – ныне 266 км.
В отрасли сегодня действует на 23 лавы меньше, чем предусмотрено государственной программой, а это уже потеря 5,7 млн. тонн угля в год, 50 шахт (36%) работают только с одной лавой, а 17 шахт их вообще не имеют.
И такая картина по всем базовым показателям.
Шахтное оборудование, бывшее когда-то одним из лучших в мире, уже выработало свой ресурс, как минимум, на 70-80 процентов, устарев морально и физически.
Разработанные ранее шесть государственных программ, направленных на возрождение отрасли, во многом так и остались на бумаге, по причине недофинансирования. Поправить дело может строительство и реконструкция угольных предприятий. Именно так было в 1960-е годы, когда ежегодно строилось 30-35 шахт.
Ныне же шахта №10 «Нововолынская» строится уже свыше 17 лет.
Усугубила положение дел непродуманная политика по реструктуризации отрасли, что привело к массовому закрытию шахт.
Ускоряя закрытие шахт, правительство не торопится с созданием новых рабочих мест для безработных горняков.
В связи с этим напомним, энергично эти процессы проходили во времена премьерства нынешнего президента и вице-премьера по вопросам ТЭК Юлии Тимошенко.
Руководство тогдашнего Кабмина уверяло, что государство выделит достаточно средств не только для реструктуризации отрасли, но и на строительство на депрессивных территориях (так называли разоренные шахтерские поселки) пошивочных мастерских, других «рабочих» точек.
Но многие из этих обещаний так и остались декларациями.
Зато в шахтерских поселках с лихвой хватает забегаловок, где можно испить в любом количестве не очень доброкачественные алкогольные напитки.
Кадровая политика
В недавнем прошлом в угольной отрасли было занято 1 млн. 100 тысяч человек, сегодня осталось лишь 330 тысяч, причем половина – пенсионеры. «Новации» бюджета на 2007 год выталкивают из производства работающих пенсионеров, что можно сравнить, по словам Симоненко, разве что с ядерным взрывом.
Свернута подготовка молодых специалистов для отрасли, отраслевая наука на грани выживания.
Несладко живется и тем угледобытчикам, которые пока еще имеют работу. Такой тяжелый труд вывел их лишь на 17-м место по зарплате в стране.
Постоянными спутниками горняков в последние годы стали задолженности по зарплате, регрессным выплатам.
Особую тревогу вызывает рост числа различных ЧП и аварий на украинских шахтах. Кровавыми миллионами называют шахтеры добытый ими уголек. Две-три шахтерские жизни стоит каждый добытый миллион тонн угля. По этому «показателю» Украина «вырвалась» в мировые лидеры.
По данным Госгорнадзора, в 2005 и 2006 годах число пострадавших на шахте имени Засядько составило, соответственно, 75 и 13 человек, на «Суходольской-Восточной» ОАО «Краснодонуголь» – 18 и 8, «Лесная» ГП «Львовуголь» – 7 и 5, «Россия» ГП «Селидовуголь» – 5 и 3.
И этот скорбный список можно продолжать.
Есть у аварийности и так сказать, и объективная причина. Шахты Донбасса имеют высокую газоносность пород и потому одни из самых опасных в мире.
Добыча ведется на 700-метровой глубине и ниже. Причем в среднем шахты заглубляются в год на 35 метров. А чем глубже залегает уголь, тем больше в геологическом пласте метана. К тому же чем дальше вглубь Земли, тем выше горное давление и температура.
И хотя на той же шахте им. Засядько установлено современное контролирующее оборудование и в безопасность труда вложены немалые средства, однако это не уберегло людей во время массового выброса метана.
На других шахтах аварии все чаще происходят по причине устаревшего оборудования, а также несоблюдения техники безопасности. Последний пункт особенно опасен. Ходят слухи, что в погоне за высокой выработкой, а значит, высокой зарплатой, в отдельных случаях контролирующую аппаратуру могли отключать и сами горняки.
Но если такое где-то и случалось, то погибших ведь в свидетели не призовешь.
Копанки. Еще в царское время харьковский купец первой гильдии Алексей Алчевский научил селян Славяносербского уезда (ныне территория Луганской области) кустарному сверлению недр. Так появились первые шахты-копанки.
Ныне стародавний промысел возродился, и не от хорошей жизни.
Лишенные средств к существованию шахтеры взялись за этот промысел, приступив к добыче угля, самым что ни на есть примитивным способом – с помощью обушка и лопаты. Вручную люди вырывают на месте выхода на поверхность угольного пласта нору глубиной в несколько метров, затем, уже с использованием мотоциклов и «Запорожцев», поднимают на поверхность добытый неимоверно тяжким трудом уголь.
О технике безопасности здесь уже говорить не приходится. При такой организации труда человек при обвале породы может быть заживо похоронен.
А сколько стало инвалидами? Один только Бог знает.
Понятно, все работы ведутся подпольно и размах их немал. Вот и видим сегодня, как в степях угольных районов Донбасса волокут люди тачки, нагруженные углем, чтобы сдать свою продукцию перекупщику, либо использовать для отопления жилища.
Говорят, таких копанок в Донбассе тысячи. И неудивительно, ведь только на Луганщине выходят близко к поверхности около 12 тыс. угольных пластов.
Но не все так примитивно «копают» уголь. За освоение копанок взялись дельцы с использованием бульдозеров и экскаваторов. И тут власти, видя, что этот труд явно зашел глубоко «в тень» и в госказну не поступают налоги, при широком применении наемной силы, приступили к ликвидации копанок, приказав их сравнять с землей.
Подобные действия особого успеха не имели. Ныне тактика меняется, и уже зашла речь о необходимости легализовать эти производства.
Удивительна логика наших государственных мужей. Чуть ли не накануне предстоящего повышения мировых цен на газ и нефть, они приказывают закрывать крупные госпредприятия, сокращая добычу угля.
И это в то время, когда запасов своего угля нам хватит, говорят, на 400 лет.
А теперь вот легализуют подпольные маломощные копанки.
Вряд ли кто может подсчитать все потери от подобного хозяйствования. Между тем отечественная экономика уже несет немалые затраты от подорожания импортных энергоносителей.
Сегодня многие понимают, что уголь и только уголь – гарант энергетической, экономической и политической независимости Украины. Необходимо определиться, сколько же стране нужно угля, обеспечить четкие платежи за него, выполнять запланированные объемы работ на строительстве новых шахт, технически перевооружать отрасль.
В связи с этим напомним, что в минувшем году общая добыча угля в Украине увеличилась по сравнению с 2005 г. на 2,2 млн. т. и достигла 80,3 млн. т. Из этого объема госпредприятия добыли немного более половины – 46,4 млн т.
Определенные надежды возлагаются на закон о развитии угольной отрасли и особенностях ее приватизации, который, возможно, будет принят уже в конца марта нынешнего года.
Шахтеры надеются, что он позволит развязать те острые узлы, которые породила «волна» закрытия шахт и передачи их в частные руки, пишет газета.
Да здравствует Советский Союз?
Одной из сенсационных тем нынешнего всемирного экономического форума в швейцарском городе Давос стала вероятность воссоединения республик бывшего СССР. Ключевую роль в этом процессе, по мнению участников мероприятия, сыграет Россия, которая научилась весьма успешно оперировать своим главным «оружием» – энергоресурсами.
Условия поставок российских нефти и газа потребителям в СНГ, а также цены на энергоносители могут стать решающими факторами в поисках ответа на вопрос: быть вместе с Москвой или нет?
Правда, российская сторона, в частности, представители официальной делегации, весьма неохотно участвует в подобных разговорах.
Но, кроме этого, на нынешнем «Давосе» обсуждать, в общем-то, нечего. Форум и так уже окрестили «зеленым», потому что в центре внимания лишь изменение климата и глобальное потепление.
Есть еще несколько «вечных» проблем – коррупция, терроризм, преступность, но их решение лежит явно не в плоскости давосских встреч, которые традиционно считаются неформальными среди глав государств и правительств.
Украину в Давосе представляют сразу два чиновника высокого ранга – премьер-министр Виктор Янукович и первый заместитель главы Секретариата президента Арсений Яценюк, отмечает «Рабочая газета»
Киев. Другие новости 25.01.07
Украинские экологи требуют запретить «царские охоты». / Кабмин Украины делает строительство в регионах дешевле. / В Донецком университете разоблачили взяточницу. Читать дальше
© 2007, «Новый Регион – Украина»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».