AMP18+

Экономика

/

Должники сотовых оператов не получат кредит в банке

Около полумиллиона россиян могут столкнуться с тем, что им откажут в кредитах – информация о том, что они вовремя не оплатили услуги сотовых операторов, в ближайшее время попадет в банки. Как пишет во вторник газета «Ведомости», с апреля банки могут получить доступ к системе D-Telecom, в которой содержится информация об абонентах-неплательщиках МТС, «Вымпелкома» («Билайна») и «Мегафона».

Данные из некоммерческого партнерства НКБ, ведущего этот черный список, будут переданы в ЗАО «Бюро кредитных историй «Национальное кредитное бюро», после чего станут доступны банкам. D-Telecom заработала осенью 2005 года и пока использовалась только операторами «большой тройки» для обмена информацией о недобросовестных клиентах. Недавно к D-Telecom подключились «Транстелеком» и Golden Telecom, пишет издание.

Попасть в D-Telecom могут абоненты-неплательщики, подключившиеся после июня 2005 года. С этого момента в контрактах сотовых компаний появилось предупреждение о возможности включения абонента в список неблагонадежных клиентов при неоплате услуг. В D-Telecom главным образом попадают клиенты-должники, оплачивающие услуги связи кредитным способом. Доля кредитных абонентов в общей абонентской базе «большой тройки» невелика: например, у «Билайна» она составляет 3,2%, у МТС -10%. Поэтому, несмотря на то что с момента создания D-Telecom МТС, «Вымпелком» и «Мегафон» подключили около 34 миллиона новых абонентов, потенциально попасть в черный список могут только 2 миллиона абонентов, использующих кредитную форму оплаты.

С помощью D-Telecom банки смогут получить доступ к 500 тысячам записей об абонентах-неплательщиках. Всего в России, по данным Центробанка, сейчас насчитывается 18 миллионов кредитных историй. Из них, по данным кредитных бюро, около 10% содержат информацию о просрочках платежей. По сведениям ЦБ, из 2,1 триллионов рублей кредитов, выданных физлицам, просроченными являются 58,2 миллиарда (или 2,8%).

Злостными должниками считаются не оплатившие счет в течение 60 дней. Правда, если человек, попавший в черный список, захочет стать абонентом другого оператора, то по закону «О связи» отказать ему в подключении нельзя. Но контроль над счетом такого клиента будет усилен. «Мы можем отказаться подключать неблагонадежного абонента по кредитному способу», – говорит пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. «Билайн» потребует гарантийного взноса, за счет которого при необходимости будут погашены долги, сообщила сотрудник пресс-службы «Вымпелкома» Екатерина Осадчая.

Сейчас информацией о сотовых неплательщиках пользуется банк «Хоум Кредит». Год назад подконтрольное ему бюро кредитных историй Global Payments Credit Services заключило соглашение об обмене информацией о неблагонадежных клиентах с «Билайном». По словам гендиректора Global Payments Credit Services Олега Лагуткина, сейчас его бюро готовится заключить аналогичные соглашения с «Мегафоном» и МТС.

Другие банки заинтересовала информация D-Telecom, поскольку сведения о платежной дисциплине заемщика помогли бы оценить вероятность возникновения проблем у заемщика при погашении кредита.

На момент создания D-Telecom операторы оценивали ежегодные убытки от абонентов-неплательщиков в $20 млн. Уменьшилась ли эта сумма с появлением черного списка – операторы не говорят. По словам советника гендиректора «Мегафон-Москва» Романа Проколова, платежная дисциплина абонентов выросла. Опрошенные изданием абоненты с кредитной формой оплаты единодушны: зная об угрозе отказа в банковском кредите заранее, они бы стали более дисциплинированно оплачивать счета за сотовую связь или отказались бы от кредитной формы оплаты.

Москва, Ольга Панфилова

© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Центр России, Россия, Экономика,