Русский язык по-новому – инновации, которые обучают и объединяют
В школе № 147 в Железнодорожном районе из 1 013 детей 400 – дети мигрантов, часть из них пришли в первый класс, не зная русского языка. Главная цель образовательного учреждения – сделать так, чтобы дети всех национальностей могли не только дружно жить рядом, но и получали качественное образование, чувствовали себя успешными и стремились приходить в школу снова. В этом – основная задача инновационного проекта «Создание модели поликультурного образовательного пространства в условиях полиэтнической школы», который реализуется здесь с 2016 года.
«Мигранты начали к нам приезжать с 1999 года. И национальный состав постоянно меняется, – рассказывает директор школы № 147 Надежда Соболева. – Сначала были дети из Чечни, потом поехали дагестанцы. После этого – азербайджанцы. В этом году у нас из 400 детей-мигрантов 214 – это киргизы. При разработке инновационного проекта мы, конечно, учитывали международный опыт, но и свой опыт у нас огромный. У нас нет никаких разборок в школе, все всегда живут дружно».
В школе действительно не замечаешь, что дети – из разных стран, из разных социальных групп. Одетые в одинаковую форму, они общаются, бегают на переменах, смеются. Как говорят педагоги, в создании дружной атмосферы помогают постоянные мероприятия и проекты, в которых участвуют все – и русские, и таджики, и киргизы, и корейцы.
«У нас проходят недели толерантности, Дни национальной культуры. В этом году ко Дню Победы будет перепев и перепляс танцев и песен всех национальностей, представленных в школе. Дети любят показать себя, рассказать о своей культуре, – говорит директор школы.
«Сейчас вот заканчиваем делать «Аллею дружбы»: на стене – деревья, вместо листьев на них – разноцветные отпечатки детских ладошек. По ладошке непонятно, какой национальности ребенок, который ее оставил. И дети подходят к стене, ищут свои: смотри – это моя рука, а это твоя, вместе мы – друзья», – рассказала Надежда Соболева.
Основная проблема в школе № 147 – как раз образовательная. Поскольку многие дети приходят, не зная русского, все педагоги по этому предмету прошли курсы «Русский язык как иностранный» и сегодня обучают не только самых маленьких, но и школьников среднего звена – некоторые приходят в пятый класс с умением говорить и понимать, но – не писать. Огромный опыт в обучении таких детей-инофонов позволил 147-й школе в этом году провести даже первую в Екатеринбурге межшкольную олимпиаду среди детей-мигрантов.
«Такая олимпиада прошла впервые в Екатеринбурге. Участвовали 36 человек. Задания разрабатывали на кафедре филологии. И по результатам олимпиады все дети справились. Планируем, что такая олимпиада станет ежегодной. Очень важно, чтобы дети-инофоны чувствовали, что могут быть успешными, могут побеждать, – тогда у них появляется мотивация ходить в школу, учиться», – рассказала заместитель директора по учебной части школы № 147 Екатерина Шарипова.
Естественно, в многонациональной школе работают дополнительные педагоги – психологи, социальные работники, медиаторы. Они готовы поддержать детей и родителей в период адаптации. Правда, признаются, что родители-мигранты чаще всего не знают, кто такие психологи, и без уговоров редко дают согласие на работу с детьми.
«Хотя у некоторых национальностей культурой предусмотрено не отпускать ребенка от матери до старших классов – матери до девятого класса завязывают детям шнурки, что, конечно, может вызвать насмешки. Мы привлекаем такие семьи к работе, как можем», – говорит директор Надежда Соболева.
Главная проблема – дети не задерживаются в одном учебном заведении: их родители привыкли постоянно переезжать и даже если переезжают в рамках одного района, переводят ребенка в школу поближе к дому.
Добавим, что в Железнодорожном районе не одна многонациональная школа. В некоторых 80% детей мигрантов. Поэтому педагоги и директора постоянно проходят обучение, делятся опытом и устраивают семинары друг для друга – даже без статуса ресурсного центра являются таковым для всех коллег со схожими проблемами.
Подробнее о том, какие школы в Екатеринбурге внедряют инновации, какие проекты реализуются сейчас – и гуманитарные и технические – читайте и смотрите на видео в нашем спецпроекте «Инновации в образовании».
© 2020, РИА «Новый День»