Будущих инженеров готовят со школьной скамьи
Школьников в Екатеринбурге учат не только общеобразовательным предметам. В ряде школ реализуются проекты, которые дают возможность детям попробовать себя в профессии. Выпускники лицея № 130 могут уже после 11-го класса работать на настоящем производстве: на уроках технологии и информатики детей учат обращению с самыми современными станками – сразу на практике. Мальчики работают с фрезеровочными станками, вырезая из пластика и фанеры замысловатые фигуры. А девочки осваивают современную вышивальную машину, которая может перенести на ткань любые самые смелые рисунки.
Инновационный проект «Формирование инженерного мышления на основе развития робототехники и информационных технологий» в лицее № 130 реализовывался с 2016 года и в этом учебном году уже считается закрытым. Но директор Ирина Артемьева говорит, что школа и без этого каждый день живет инновациями.
«Наша школа еще до получения статуса лицея была физико-математической. Эти направления всегда изучались углубленно. Сейчас к ним добавились еще информатика и технология. Благодаря проекту мы получили дополнительное оборудование для наших детей, это позволяет развиваться дальше, – рассказала руководитель учреждения. – Важно, что у нас абсолютно все дети занимаются на станках с ЧПУ, проходят курсы 3D-моделирования и робототехники. Мы всех обучаем этому, а не выборочно готовим команды к соревнованиям, как в некоторых школах».
В классе технологии для мальчиков – стоят и старые фрезерные станки (без изучения основ не понять принципа работы современной техники, говорят учителя), и современные, управление которыми осуществляется путем программирования. Школьники на уроках труда делают на них сувенирную продукцию с символикой лицея, работают по дереву и пластику. Но самое важное – станки точно такие же, как те, что стоят на настоящих промышленных предприятиях. И выпускники лицея № 130 после выхода из школы уже готовы идти на завод. Правда, большинство сначала поступают в вуз, но, обучаясь там, часто подрабатывают.
«Я окончил лицей в 2019 году и сейчас учусь на первом курсе института радиотехники УрФУ. Параллельно я помогаю в инженерном центре «Униматик», у меня уже есть контракт, после университета меня ждут на постоянную работу, а начиная со второго курса, можно подрабатывать, – говорит выпускник Кирилл Павлов. – В принципе, станки, которые стоят в школе, ничем не отличаются от тех, что стоят на производстве, – только масштабами. Конечно, потребуется дополнительное обучение, но не такое, как если бы пришел человек, не знакомый с такими станками».
На уроках информатики дети еще с начальных классов знакомятся с робототехникой, схемотехникой. К старшим классам за один урок – 40 минут – дети могут сделать проект. Например, на уроке по изучению принципа работы RGB-светодиода 11-классники сделали: компьютерную игру, датчик измерения влажности почвы, прибор по определению освещенности помещений и другие небольшие изделия – все готовы к использованию и могут внедряться на производство хоть сейчас.
Ну и, конечно, в лицее № 130 есть 3D-принтеры. Первый школа купила еще шесть лет назад, когда они только стали появляться в городе.
«Мы одними из первых купили такой принтер, потому что понимали перспективы. И учим 3D-моделированию всех детей. У нас сегодня даже черчение учителя проводят в системе «Компас» – чтобы дети умели моделировать сразу в программе», – рассказала заместитель директора Анна Сидоренко.
Печатать на 3D-принтере могут даже ученики начальной школы: они делают подставки для телефонов, игрушки. Старшеклассники – детали для своих научных проектов.
Еще одна фишка лицея № 130 – профориентация. У детей есть возможность посещать предприятия города и области, знакомиться с работой специалистов разных профилей. А главное – в лицее работает Молодежная инженерная школа: летний лагерь для десятиклассников, где подростки углубленно занимаются по выбранному ими направлению.
«В школе есть отряды архитекторов и строителей, айтишников, инженеров и так далее. Каждый участник должен попробовать себя в рамках выбранного направления, понять, какие знания ему нужны для специализации, в каких вузах он сможет учиться и где потом будет работать. Впервые в этом году в рамках направления «ИТ-сайтостроение» работа была построена по проектному принципу. В результате четыре команды получили готовые сайты для школьных конференций и олимпиад разного уровня. Принцип проектного обучения уже используется для направления, связанного с комплексными работами на станках с ЧПУ, электроникой и программированием. В этом году участники разработали, собрали и запрограммировали вендинговый аппарат. Многие выпускники лицея выбрали специальности для поступления именно в молодежной школе», – рассказала Анна Сидоренко.
Подробнее о том, какие школы в Екатеринбурге внедряют инновации, какие проекты реализуются сейчас – и гуманитарные и технические – читайте и смотрите на видео в нашем спецпроекте «Инновации в образовании».
© 2020, РИА «Новый День»