AMP18+

Екатеринбург

/

Оркестр на сцене и дирижер с гитарой: первая после коронавирусных каникул премьера в «Урал Опера Балет» (ФОТО)

image

В «Урал Опера Балет» 8 октября состоится первая оперная премьера этого сезона – «Севильский цирюльник» Россини. Более того – это первый спектакль, поставленный в театре в новых коронавирусных условиях и с ограничениями. Постановщикам пришлось выбирать оперу с маленьким оркестром, а музыкантов размещать на сцене, подальше от зрителей. Дирижер в новой постановке будет играть на гитаре и клавесине. Чего еще ждать от «Севильского цирюльника» и Фигаро, узнал «Новый День» на одной из «рояльных» репетиций.

image

«Урал Опера Балет» открыл новый сезон меньше недели назад. Несмотря на то, что к музыкальным театрам Роспотребнадзор предъявил больше всего требований по организации работы во время пандемии, оперный только до конца года готовит четыре премьеры: три оперы и один балет. Постановки будут по возможности не массовыми, из репертуара временно убрали даже старые спектакли, где задействовано много артистов. И премьеры будут тоже «миниатюрными» в масштабах оперы.

image

Первой зрители 8 октября увидят самую популярную оперу Джоаккино Россини – «Севильский цирюльник» – барочная опера предполагает небольшой оркестр. Проделки Фигаро представят не совсем в обычном виде. «Цирюльника» в «Урал Опера Балет» ставят как semi-stage – театрализованное концертное исполнение. Это значит, что оркестр расположится на сцене, за солистами.

image

Массивных декораций не будет, но будут костюмы, которые сегодня впервые продемонстрировали журналистам на репетиции, а также бутафория и видеофон. Изюминкой спектакля станет то, что дирижер Константин Чудовский будет играть на клавесине, а в какой-то момент достанет гитару и будет аккомпанировать солистам.

image

«В исполнении опер того времени есть традиция. Тогда дирижеров не было, и эту роль на себя брал или первая скрипка, или маэстро, играющий на клавесине. В нашем случае эту функцию беру на себя я, руковожу и оркестром, и речитативами. И я же буду исполнять номер на гитаре – таких в партитуре два, но я буду исполнять только тот, где солист и гитара, чтобы не превращать все действие в цирковое представление, – рассказал главный дирижер «Урал Опера Балет» Константин Чудовский. – Что касается отсутствия дирижерской палочки, это не связано с тем, что это Россини. Мне так приятнее. Дирижерская палочка – необязательный в дирижировании атрибут. Уже и зубочистками дирижировали, и антеннами от телефонов – на исполнение это не влияет. Я не очень люблю [палочку], потому что размах рук большой, а если в руках еще палочка, то могу достать в глаз контрабасу, это не очень хорошо. Кроме того, у рук больше выразительности».

image

Музыкантам на репетициях «Севильского цирюльника» пришлось непросто. Роспотребнадзор в связи с пандемией выставил самые жесткие требования именно к музыкальным театрам – часть музыкантов должны находиться за защитными экранами, часть – рассажены на дистанции. Все это, естественно, влияет на акустику и на то, как артисты слышат друг друга. Но, по словам Чудовского, минусы удалось превратить в плюсы.

image

«Во-первых, у нас стоят эти экраны, которые поглощают звук. Кроме того, они бликуют, я иногда не вижу, кто пришел на репетицию, и только по звуку догадываюсь, – шутит дирижер. – Дальше струнные. Они привыкли, что за одним пультом сидят по два человека. Сейчас у каждого свой пульт, сидят на расстоянии полтора метра, друг друга слышат хуже. Но мы уже научились, на сцене музыканты сидят округло, до зала звук выходит уже выровненный. То есть в чем-то даже лучше получается», – пояснил Константин Чудовский.

image

Солисты оперы говорят, что благодаря хорошей акустике им не мешает наличие оркестра на сцене. «Людям будет хорошо слышно и музыкантов, и солистов», – считает исполнитель партии Фигаро Максим Шлыков.

image

«Для меня это особая партия, так как профессор, у которого я учился в Уральской консерватории, Николай Николаевич Голышев, исполнял эту партию на сцене этого театра около 170 раз. И для меня честь исполнять ее здесь, – рассказал солист перед репетицией. Во-вторых, это одна из самых красивых и самых сложных партий для моего типа голоса – для лирического баритона. Когда услышал, что будут ставить в театре, для меня стало сюрпризом. Сразу стал учить эту партию».

image

Своих навыков оперного исполнителя Максим за время полугодового простоя не растерял. Напомним, ранее руководители музыкальных театров говорили, что для солистов оперы и балета отсутствие репетиций ведет к потере профессиональных качеств.

image

«Будучи певцом, ты не будешь молчать. Я распевался дома, пел, записывал видео, чтобы поднять дух людям. Пел не только оперу, но и хорошую эстраду американскую и английскую. Делал все, чтобы поддерживать голос в тонусе», – рассказал Максим Шлыков.

image

Услышать первую в этом сезоне оперу можно будет в «Урал Опера Балет» 8 и 9 октября.

image

Екатеринбург, Ольга Тарасова, Семен Саливанчук

© 2020, РИА «Новый День»

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Культура, Общество, Россия, Фоторепортаж,