Пятилетка нацпроекта: как три компании делят миллиарды на дорожных подрядах Екатеринбурга
В Екатеринбурге стартует новый сезон дорожных работ. Пятый год подряд город будет ремонтировать дороги не только за свой счет, но и в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» – средства по этой программе составляют большую часть расходов. Мы проанализировали, на каких условиях распределяются бюджетные миллиарды и кто чаще становится их получателем. В этом тексте – только ежегодные ремонтные кампании, заказчиком которых является МКУ «Городское благоустройство». Областные дороги, ЕКАД или стройки века типа трамвайных веток или Макаровского моста, за которые отвечают другие структуры, в расчет не брались.
Тренды пятилетки: от торгов до проверок дорог
С 2017 года было заключено всего более 30 контрактов по ремонту дорог, в трети случаев аукционы проводились без конкурентов, то есть был только один участник. Максимальная стоимость работ, которую предлагал заказчик, в подавляющем большинстве случаев снижалась, но чаще всего оно было незначительным – есть случаи «торга» на полпроцента, на два процента. Более чем в половине случаев участники аукциона снижали стоимость менее чем на 10%. За все эти годы МКУ проводило аукционы на 7,9 млрд рублей, подрядчики получили на 570 миллионов меньше.
В 2021 году ремонтов еще не было, если проанализировать итоги исполнения за прошлые годы, то окажется, что в Екатеринбурге на приемке дорог работают очень добродушные люди. В предыдущие годы 11 раз – в трети случаев – контракты были исполнены лишь частично, то есть какую-то часть работ подрядчик не выполнил. Самая частая причина расторжения – соглашение сторон. В четырех случаях мэрия выписывала подрядчикам штрафы – за срыв сроков или ненадлежащее исполнение работ. В одном случае, в 2017 году, штраф для подрядчика составил около 1,5 миллиона. В двух случаях – по 100 тысяч рублей. Для понимания: за один из этих контрактов заплатили 183 миллиона, за другой – более 400 млн. Еще в одном случае претензий к подрядчику было две: сразу и срыв сроков, и некачественные работы. При контракте стоимостью более 150 миллионов подрядчик был оштрафован на 12 тысяч 461 рубль 2 копейки. Не было ни одного случая, когда подрядчик за огрехи попадал в список недобросовестных поставщиков.
Всего за пять лет подряды получали девять компаний, но 80% бюджетных денег получили три подрядчика, два из которых работают на строительном рынке Екатеринбурга еще со времен Чернецкого. Короли госзаказа – ГУДСР, трест «Уралтрансспецстрой» и «Уралдортехнологии».
ГУДСР: 2 млрд 553 миллиона
Один из старейших подрядчиков администрации города, компания ГУДСР, занималась ремонтами екатеринбургских дорог еще с 2000-х. Владельцы бизнеса – Александр Осинцев (30%), Андрей Семенов (30%), Мария Козловская (23%) Андрей Козловский (7%) и Павел Пустозеров (10%). Последний – действующий депутат Екатеринбургской гордумы. Козловский, Семенов и Осинцев имеют еще несколько совместных бизнесов: например, были соучредителями компании по техническим испытаниям и сертификации ООО «ИЦ Дорконтроль». Теперь учредитель этой компании один – Всеволод Смирнов, он же владелец компании с названием ООО ИЦ «ДТ», которая тоже занимается сертификацией и техническими испытаниями. В 2019 году эта компания получала госзаказы на лабораторный контроль дорог, отремонтированных по программе.
«Безопасные и качественные дороги» улучшили благосостояние компании на 2,5 млрд рублей, контракты достаются ей ежегодно. Но ГУДСР известна и по другим подрядам. В числе знаковых контрактов – строительство трамвайной ветки в Академический и реконструкция Макаровского моста. За последний год компания всего на госзаказах заработала более 4 млрд рублей – на дорогах Екатеринбурга, Каменска-Уральского и области.
Трест «Уралтрансспецстрой»: 2 млрд 321 миллион
Еще один крупнейший получатель бюджетных средств от Екатеринбурга, бизнес Дмитрия и Владимира Головиных, которые являются в числе прочего соучредителями ООО «Атлас Девелопмент». Нацпроект принес бизнесу почти 2,5 млрд, но компания была королем госзаказа и до появления «Безопасных и качественных дорог». В топ-10 получателей бюджетных средств «Новый День» отмечал этот бизнес и в 2016, и в 2015 годах. Уже тогда эта компания получала миллиарды на дорогах города и области.
Согласно данным «Контур-Фокус», за последние 12 месяцев компания заработала на госзаказах 2,5 миллиарда рублей. И это всего шесть контрактов: ремонт дорог Екатеринбурга по нацпроекту, содержание участка региональных дорог, капремонт нескольких дорог Екатеринбурга (заказчик – Управление капремонта), капремонт областной дороги, контракт по замыканию ЕКАДа, а еще капремонт улицы Горького в Екатеринбурге. Про последнее мы писали – один участок компания закончила летом, а к весне новенькая плитка уже «поплыла», второй участок представляет собой идеально ровную дорогу, с нуля созданную совсем недавно, но за ее капремонт отдадут 140 миллионов.
«Уралдортехнологии»: 1 млрд 259 миллионов
Эта компания «встроилась» в дорожный рынок Екатеринбурга с 2019 года, до этого времени почти все контракты были связаны с областными дорогами. Это не случайно. «Новый День» ранее описывал историю «Уралдортехнологий» – ее учредителем был Роман Жданов, друг Александра Сидоренко, который возглавлял минтранспорта Свердловской области. И он же стал инициатором уголовного дела, возбужденного в отношении Сидоренко. Жданов пришел в УФСБ и рассказал, что помимо него делами в дорожной компании заправлял и Сидоренко – через тещу Галину Иост (она тоже значилась в учредителях фирмы). После возбуждения уголовного дела Сидоренко лишили поста министра, дело в итоге закрыли за истечением сроков давности. Жданов же остался в бизнесе, вместе с Максимом Гущиным учредил ООО «ИнвестГрупп», эта компания сейчас единственный владелец «Уралдортехнологий».
За последний год на госзаказах компания заработала более двух миллиардов, примерно четверть приходится на два контракта по «Безопасным и качественным дорогам» Екатеринбурга. А всего нацпроект принес доход в 1,3 миллиарда – такими темпами компания может догнать двух «конкурентов», работающих на рынке Екатеринбурга более длительное время.
Отметим один из особых успехов «Уралдортехнологии» – этот подрядчик занимался ремонтом Шефской, с приемкой которой возникли проблемы, а через год после дождя на улице утонули автомобили. О том, как шел ремонт, рассказывала общественница Екатерина Петрова и журналисты, предприниматели подали иск против нее и сайта 66.ru, в частности из-за того, что дорожных строителей назвали «бракоделами». Однако суд не посчитал это определение порочащим репутацию и отказал в иске. Апелляция также не увидела, почему «Уралдортехнологии» нельзя называть бракоделами.
...и другие
Кроме вышеперечисленных трех контракты на ремонт дорог в столице Урала получали и другие компании – на их долю пришлось чуть более миллиарда рублей.
Четырежды победителем аукционов становилась «Корпорация Атомстройкомплекс» – в 2018, 2019 и дважды в 2021 годах и заработала (с учетом предстоящих работ) более 860 миллионов.
Три контракта на 79 млн получало ООО «Уралдорстрой» – и все три в 2019 году, это компания Ишхана Мирзояна, владельца еще одной дорожной фирмы, «Горзеленстрой».
В этом году подряд на 180 миллионов получило ООО ДСК «Строймеханизация», его учредитель – экс-депутат заксо Армен Карапетян. Он какое-то время после ухода из заксобрания занимался дорогами Омской области, но теперь вернул бизнес на Средний Урал.
Также подрядчиками были известный строитель областных дорог «Свердловскавтодор» (небольшой контракт 7,5 млн в 2018 году), ООО «Дортехснаб» (ремонт на 8,5 млн в 2019 году), ООО «Березовскдорстрой» (98,6 млн в 2020 году).
В 2021 году в Екатеринбурге должны отремонтировать 45 участков дорог. Все контракты по нацпроекту уже отторгованы. Самая большая доля достанется ГУДСР – компания взяла три контракта на 680 миллионов. Два контракта получило ООО «Уралдортехнологии» – на 598 миллионов. Трест УТСС получил один контракт на 266,5 миллиона. ООО ДСК «Строймеханизация» выиграла ремонты на 210 миллионов, еще 165 млн должен получить «Атомстройкомплекс».
Екатеринбург, Светлана Загороднева
© 2021, РИА «Новый День»