Государственная дума РФ приняла в трех чтениях закон о новом порядке выборов губернаторов. То есть в целом придала проекту тот вид, в котором он должен быть отправлен далее по инстанции – в Совет Федерации и на подпись президенту.
Первоначальный текст законопроекта претерпел некоторые изменения: принято восемь поправок из четырех сотен поступивших. Главное, чего удалось добиться критикам закона – некоторое послабление в процедуре роспуска регионального парламента в случае, если он не согласится утвердить предложенную президентом кандидатуру губернатора.
Есть и другие мелкие и крупные изменения, наибольшее любопытство из которых вызывает дополнение, касающееся губернаторов, выбранных обычным порядком до вступления закона в силу. Им даровано то, о чем они вроде бы не просили: право запрашивать президента «о доверии и досрочном сложении полномочий». Главе же государства закон предписывает в недельный срок «принять решение о доверии» и внести в региональный парламент предложение «наделить» своего прежнего губернатора полномочиями уже как назначенца Кремля.
В результате, главы регионов оказались в весьма двусмысленном положении. С одной стороны, официально их с поста никто не просит. С другой стороны, проигнорировать столь явный намек, все равно, что причислить себя к оппозиции.
Возможно поэтому большинство Уральских губернаторов комментируют добровольно-принудительный пункт законопроекта не столь охотно, как этого хотелось бы представителям СМИ или вообще хранят молчание.
Так, сегодня оказался недоступным для журналистов губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Юрий Неелов. Его пресс-служба, еще ранним утром пообещавшая добиться от главы региона «хоть пару слов», к концу рабочего дня сообщила, что «задать вопрос губернатору не удалось».
Пресс-секретарь губернатора Тюменской области Александр Романов в течение нескольких часов обсуждал со своим шефом возможность публично обозначить свою позицию по поводу дальнейших действий и вероятности добровольной отставки, после чего вежливо, даже с оттенком легкой грусти в голосе, сообщил «Новому Региону», что комментариев не будет. «Как бы это вам по мягче сказать… Не будет комментариев по этому поводу. До тех пор, пока закон не вступит в силу», – резюмировал пресс-секретарь тюменского губернатора.
Деликатное положение главы Зауралья Олега Богомолова (в данный момент он является основным кандидатом в губернаторы Курганской области) не позволяет ему откровенно общаться с прессой на тему президентских инициатив и тем более на тему будущего губернаторов (ибо главой региона формально он еще не является).
«Нам бы выбраться для начала! В смысле избраться. А вы уже про такое спрашиваете!, – удивились в пресс-службе Курганской администрации. – Слухи про добровольные отставки у нас разные ходят, но мы их не рассматриваем как информацию для передачи».
В штабе кандидата Богомолова были еще лаконичнее: «Спрашивать его об этом не будем, потому что не можем, потому что его здесь нет!». Пресс-секретарь курганского губернатора Дмитрий Серов, внимательно выслушав вопрос, заявил корреспонденту, что чрезвычайно занят и попросил перезвонить на следующий день. Впрочем, судя по прежним высказыванием Олега Богомолова, после тяжелых выборов он с легкостью может подать в отставку, поскольку совершенно уверен в том, что силы и средства брошенные им на избирательную кампанию зря не пропадут. Как сообщают представители лагеря Олега Богомолова, «в штаб постоянно звонят из высоких кремлевских кабинетов, из администрации президента, интересуются, как дела, как развиваются события. И всякий раз говорят: обстановка рабочая, продолжайте кампанию, мы с вами, мы Богомолова поддерживаем».
Гораздо разговорчивее своих коллег оказался глава Ханты-Мансийского автономного округа. Его деликатные комментарии по поводу нового законопроекта размещены на сайтах различных СМИ и ни для кого не являются секретом. «Избранный руководитель с точки зрения статусности обладает большей легитимностью, с другой стороны, предполагается, что наряду с назначением главы субъектов получат дополнительные полномочия от президента. Мне кажется, если этот процесс запущен, то чем скорее он будет реализован, тем лучше», – заявил Александр Филипенко, принимавший при вступлении в должность губернатора ХМАО присягу: «Клянусь верно служить народу автономного округа, уважать и защищать права и свободы человека, соблюдать Конституцию Российской Федерации». Однако на свою добровольную отставку глава ХМАО, как выяснилось, смотрит не столь кротко.
Начало телефонного разговора с представителем пресс-службы губернатора Ханты-Мансийского автономного округа также оригинальностью не отличалось. «Александр Филипенко это комментировать не будет…», – заявил мужской голос в телефонной трубке…– Не будет потому, что такие идиотские нормы он не комментирует!». По словам собеседника агентства, «губернатор был очень удивлен данным ему правом запрашивать президента о доверии и досрочном сложении полномочий». «Он что, бойскаут какой-то? Чтоб сразу побежать и снять с себя полномочия?! – продолжал возмущаться на конце трубки пресс-секретарь. – Так только Собянин может – он всегда впереди Путина бежит. Президент только вякнет – Собянин уже готов. Он, наверное, еще вчера в отставку подал».
(Напомним, что Сергей Собянин несмотря на свою глубокую преданность президенту РФ все таки отказался как либо комментировать новоиспеченный законопроект и, судя по всему, еще не расстался с креслом губернатора Тюмени. – прим. «НР»).
Позиция департамента информации губернатора Свердловской области заключается в том, чтобы до вхождения законопроекта в силу не давать никаких официальных комментариев. Однако ранее Эдуард Россель неоднократно заявлял журналистам, что не видит смысла добровольно оставлять свой пост раньше времени. «Не знаю, кто пойдет в отставку. Я избран на четыре года всенародным голосованием и буду работать столько, сколько полагается. А в этих слухах заблудиться можно», – сообщил патриарх уральской политики на прошедшей 27 октября пресс-конференции.
Подобные полупротестные настроения существуют и в администрации Челябинского губернатора Петра Сумина. Как сообщил «Новому Региону» его пресс-секретарь Илья Ананьев, позиция главы губернии не менялась с тех пор, как он побывал на заседании президиума Госсовета в Саратове, где обсуждался этот вопрос. «Там Петр Сумин (и его поддержал ряд губернаторов) сказал, что если главы регионов избранные, значит народ оказал им доверие и пренебрегать этим нельзя, – говорит Илья Ананьев. – Однако, если закон будет принят, губернатор будет действовать в строгом соответствии с законом». Слова своего пресс-секретаря губернатор Челябинской области подтвердил буквально спустя час. Как только стало ясно, что Госдума приняла проект в третьем чтении, Петр Сумин в оперативном порядке сделал официальное заявление, в котором довольно лояльно отозвался о путинских инициативах. «Президент ведь будет рекомендовать не каждого. Любая кандидатура будет изучаться, отвечает ли она всем требованиям того или иного региона, в который рекомендуется. Хотя я не сказал бы, что я в своем сегодняшнем положении избранного народом губернатора не чувствую ответственности перед президентом и перед своими избирателями. У нормального человека, находящегося у власти, эта ответственность есть всегда», – заявил Петр Сумин.
Екатеринбург, Дарья Травкина
Екатеринбург. Другие новости 03.12.04
Подполковник милиции, допустивший кражу табельного оружия из хранилища собственного ОВД, отдан под суд. / В первых числах декабря в магазинах Среднего Урала начали переписывать ценники на «новогодние» продукты и напитки. / Депутатов свердловской облдумы обязали экономить электроэнергию и бумагу. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2004, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».