Россель, как истинный немец, предпочитает сардельки и пиво – обзор гастрономических предпочтений российской элиты
Современные российские политики – большие гурманы. Политический журнал «Ракурс» провел свое расследование гастрономических предпочтений российского истеблишмента.
Как передает корреспондент «Нового Региона», истинная страсть нашего нынешнего президента Путина — фруктовые соки. Овощи и фрукты на кремлевский стол поставляют из Подмосковья, в том числе и салат, до которого, как и до огурцов, глава государства большой охотник.
Марина Елизарова, работающая поваром в Кремле уже 18 лет, считает: «Наш президент — очень спортивный человек, он любит здоровую пищу». Шеф-повар Кремля Михаил Жуков, который вот уже четыре десятка лет подряд питает кремлевскую элиту, понижает голос и конфиденциально добавляет, что, кроме здоровой пищи, Путин любит мороженое, а «супруга Путина — мучные изделия»... Вообще-то у Путина и его главных советников есть личные повара, поэтому Жуков и его команда из 30 человек готовят для всех президентских банкетов и приемов, а также каждый день кормят около 400 сотрудников Кремля.
Лидер думских «медведей», спикер Госдумы Борис Грызлов питает слабость к рыбе и белому вину. Его коллега по движению «косолапых мишек» Александр Карелин признавался: «Я сам люблю всю вкусно приготовленную пищу и красиво поданную, не обязательно мелко нарезанную, лучше — одним куском. Сам люблю готовить мясо; обожаю вкусно приготовленного чира, тайменя, нельму. А вообще советую всем «крутым» попробовать сырого хариуса с солью, как на охоте, — это действительно вкусно». Вкусовая комбинаторика Карелина не исключает и традиционных сибирских пельмешек. Вице-спикеру Любови Слиске, по ее признанию, особенно удаются пироги. В Москве пирогами особенно не побалуешься, поэтому каждые выходные вице-спикер летает на родину в Саратов и там балует семью и друзей выпечкой.
Лидер думских коммунистов Геннадий Зюганов спасает симпатии электората посредством макарон по-флотски (отварные макароны с жареным фаршем и специями). Правда, очевидцы рассказывают о комической сцене поедания Геннадием Андреевичем суши с помощью вилки. Ну да это можно отнести на счет сплетен... Еще один «коммунист кремневый» – Егор Лигачев по старой привычке бывшего члена Политбюро любит потешить свои рецепторы и желудок мясными деликатесами. Несмотря на преклонный возраст, он пренебрегает содержанием холестерина и потребляет в неумеренных количествах сырокопченую колбасу, балык, буженину — словом, все, что входило в кремлевский паек в те давние времена, когда Егор Кузьмич зажигал с трибуны совок пламенным энтузиазмом: «Самым ценным в нашей жизни всегда была уверенность советских людей в завтрашнем дне, а ведь это и есть социализм, во всяком случае, его характерная черта»...
Коммунист более молодого поколения, экс-депутат Василий Шандыбин, за годы жизни в столице пообтесался, стал частым завсегдатаем московских ресторанов, а совсем недавно и вовсе освоил китайские палочки в ресторане «Панда», что у Никитских ворот. Изыски восточной сервировки давались «доктору рабочих наук» (как себя называет Шандыбин) не без труда: ресторанная обслуга с интересом наблюдала, как один за другим ускользали между палочек непослушные кусочки китайской кулинарии, и Василий Иванович, опасливо озираясь по сторонам, прибегал к помощи мозолистых рук...
Весьма своеобразно складываются отношения с кулинарией у лидера левых Виктора Анпилова. Известность получило его заявление: кот Анпилова по кличке Патриот, как и его хозяин, борется с империализмом — отказывается есть «Вискас», а жрет только отечественную вареную колбасу. Кровная связь с народом у Анпилова идет рука об руку с воспитанием подрастающей смены: член РКРП Павел Былевский признался, что однажды Анпилов угощал его бутербродами, приговаривая: «Держись меня, Пашка, всегда булка с мясом будет!» На этом фоне неприглядно выглядит Сергей Доренко, не скрывающий того, что обожает только осьминогов и только по-галисийски. А еще патриот!
Неоднородны в кулинарных пристрастиях правые лидеры. Ирина Хакамада в детстве с удовольствием ела стряпню отца — селедку, отваренную в молоке. По ее признанию, когда отец готовил это алогичное блюдо, во всем доме стояла вонь. Сейчас Ирина Муцуовна — сущая гурманка и отдает предпочтение европейской кухне. Проблемы с лишним весом решает в спортивном зале. Те же проблемы с регулярно отрастающим животиком и у Бориса Немцова. К этому приводит его следование принципу: на столе должно быть много разносолов. Хотя, если послушать самого Бориса Ефимовича, то его кочующую полноту можно принять за фантомное явление: «Долгие годы на завтрак был чай с лимоном и каша. Либо яичница. Либо творог со сметаной. Сейчас все это осталось, но вместо чая с утра пью кофе «Нестле». Потом, в течение дня, пью чай... За обедом практически никогда не ем супа. Лучший обед для меня – овощи и кусок мяса. Обедаю практически всегда на работе...» Следом новое признание на более возвышенную тему: «По случаю могу выпить что угодно: вино, коньяк, водку. Просто большая выпивка мне удовольствия не доставляет. Могу пить – могу не пить. Если, скажем, есть много водок и нужно выбрать одну — выберу кристалловскую водку «Юрий Долгорукий». Если такая же ситуация с коньяком — выбираю «Наири». Душистый, ароматный, испаряющийся... Классный коньяк. Та же ситуация с сухими винами. Вообще-то я в них мало разбираюсь, но один мой приятель приучил меня пить итальянское вино «Баролло». Очень насыщенное красное вино...» А ведь еще в недавние времена, когда Борис Ефимович был самым молодым российским губернатором, нижегородцы с умилением передавали из уст в уста апокрифы о том, как их курчавый губернатор по пути с работы домой заходил в булочную, покупал булку и, отламывая по кусочку, приходил домой с оставшейся половинкой. Наутро все нижегородские газеты восторгались «булочным» демократизмом губернатора, символизирующим кровную связь с народом... Близкий по духу к СПС Егор Гайдар с детства был приучен к молочной каше и яйцу всмятку. Зато в его расписании – целых два обеда с традиционным первым, вторым и компотом. Попробуй после этого не поверить Хазанову: «Гайдар себе на этих реформах такую харизму наел – ни на одной купюре не поместится!» На реформах ли?
Григорий Явлинский уверенно декларирует свою приверженность к простой крестьянской еде – картошке «в мундире» и обыкновенной водке. Последний тезис был снабжен патриотическим уточнением: мол, на дух не переносит коньяк за клоповый запах. На самом деле Григорий Алексеевич – истинный гурман. Известна его любовь к морским гребешкам и фуа-гра. Правда, в качестве десерта лидер «Яблока» всегда требует обыкновенное зеленое яблоко, ненавязчиво подчеркивая свою партийную сущность...
Что ест губернаторский корпус? По части гурманства среди губернаторов всегда отличалась Валентина Матвиенко. Придя на работу в Смольный, она первым делом поменяла повара, который обслуживает главу города и его заместителей. Главное требование новоиспеченного губернатора — готовить блюда рыбной кухни. Такого повара по просьбе Валентины Ивановны нашли, правда, не скоро: ведь оклад кулинара в Смольном значительно ниже, чем в любом коммерческом ресторане. Ну а ларчик открывается просто: Валентина Ивановна придерживается диеты, разработанной по группе крови; согласно этой диете она должна питаться преимущественно рыбой. Поэтому Матвиенко можно часто увидеть по вечерам, после работы, в каком-нибудь японском ресторанчике за поглощением суши.
Чувство кровной связи со своей исторической родиной все острее дает себя знать в судьбе губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя: в его меню прочно обосновался апофеоз немецкой кухни — жареные сардельки и пиво. Впрочем, гостей Эдуард Эргартович потчует также и сибирскими пельменями: мол, немецкие корни — немецкими корнями, а сущность остается русской! В отличие от него самарский губернатор Константин Титов любит в кулинарии покосмополитствовать и показать, что он больший европеец, чем сами европейцы: после визита за рубеж он по обыкновению привозит поваренную книгу той или иной страны. Раньше книги приходилось осваивать губернаторским поварам, а теперь супруге.
Наверное, редкий представитель нашего истеблишмента умеет есть в таких объемах и с таким вдохновением, с каким это проделывает Виктор Черномырдин. На обед он просит подать ему хорошо прожаренный бараний бок с ребрышками и соленьями (привет Собакевичу!). В праздники собственноручно готовит уху из осетрины с ершами на курином бульоне. Варить свою знаменитую уху Черномырдин научил и экс-партнера по нефтегазовому бизнесу Рема Вяхирева. Очевидцы свидетельствуют: от черномырдинской ухи крыша съезжает до самого карниза – вкусна!
Старейшина политического истеблишмента Евгений Примаков сохраняет верность грузинской кухне, в частности сациви. Впрочем, большого значения еде он не придает и в пище неприхотлив. Впитав теплую ауру грузинского застолья, не позволяющего напиваться до положения риз, Евгений Максимович стал признанным маэстро культуры потребления вина и науки произнесения тостов. Трезвую струю вносит в тостовое многоголосье мэр столицы Юрий Лужков. «Всесоюзный учащийся кулинарного техникума» Геннадий Хазанов заметил: «Лужков чокается, а пьют остальные...». В своих взаимоотношениях с пищей Лужков в последнее время несколько запутался: в одном интервью говорит, что в выборе еды непритязателен, в другом утверждает, что любит поесть. В конце концов расставил точки над кулинарными «i»: «Не могу утверждать, что к еде равнодушен. Но всегда умел обходиться малым. По-прежнему на завтрак предпочитаю яичницу из четырех яиц на свином жире с добавлением мелко нарезанных колбасно-сосисочных изделий.
Екатеринбург, Ирина Виноградова
© 2004, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».