российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Понедельник, 29 апреля 2024, 23:24 мск

Новости, Кратко, Популярное, Анонсы, Интервью, Видео, Рабкрин

Архив
«Урал Промышленный – Урал Полярный» может повторить судьбу БАМа

Сегодня в Екатеринбурге должны были состояться дебаты на тему: «Есть ли основания сомневаться в перспективах проекта «Урал промышленный – Урал Полярный»?». Планировалось, что в дискуссии примут участие представители власти, отвечающие за этот грандиозный проект – полпредство президента РФ в УрФО, ОАО «Корпорация Урал Промышленный – Урал Полярный», департамент природных ресурсов по УрФО. Однако на дебаты они не явились. В результате, свое мнение по поводу проекта смогли высказать только уральские ученые и представители исполнительной власти Свердловской области.

По словам директора института экономики УрО РАН Александра Татаркина, как такового оппонирования на эту тему не существует, но есть некоторые нестыковки, есть особые мнения в части социально-экологических последствий освоения северных и полярных территорий. По мнению Татаркина, проект УП-УП нужен. Есть два проекта освоения севера – западный и восточный вариант (строительство ж/д дороги по западному и восточному склону Уральских гор – прим. «Н.Р.»). «И у того и у другого есть свои плюсы и минусы. Я считаю, нужно использовать комбинированный вариант. Западный вариант в чистом виде не реален, поскольку он проходит через три заповедные зоны. Поэтому нужно что-то взять из восточного, что-то из западного», – говорит директор института экономики.

Существует также проблема статуса проекта. Либо это Урал промышленный – Урал полярный, то есть полезные ископаемые севера – только для уральской промышленности, либо как в песне – «вначале думай о Родине, потом о себе». Нужно подходить к этому проекту с государственной позиции. Сегодня таких территорий, как северный и полярный Урал много. И существует вопрос определения социально-экономического и правового статуса северных и полярных территорий России в целом – нужны они или нет. Если нужны, необходимо определить статус и разработать механизм вовлечения их в хозяйственный оборот. И здесь проект УП-УП – первый шаг, рассуждает Александр Татаркин.

«Любое оппонирование на эту тему хуже общего согласованного решения. Если мы хотим по-государственному решать проблему, нужно интегрировать усилия власти, науки, бизнеса и общественного мнения на благотворное освоение северных, полярных территорий. Для этого нужно знать, чем мы располагаем на севере, и не только Урала. По этому поводу есть определенные расхождения мнений. Например, авторитетный Николай Илюшкин, который, как он сам говорит, буквально облазил весь северный и полярный Урал. Его оценки ресурсов севера существенно расходятся с прогнозными оценками государства и многих ученых. Бездушно революционно ввязываться в драку, чтобы поставить галочку нельзя, – делает вывод Татаркин. – Нужно посмотреть, что это даст, посмотреть варианты поэтапного освоения этих территорий. Чтобы с меньшими затратами решить эту задачу. Проблем здесь возникнет на первых порах больше, чем мы сможем получить выгоды. Но опять же, если мы пойдем на это осознанно, то мы должны сказать, что затраты – такие-то, государство берет на себя такую-то часть, остальное – бизнес. При этом бизнес не отказывается от вложений, но ему необходимо знать, на что рассчитывать. Должны быть гарантии. Наука их не даст, остается либо государство, либо зарубежные структуры».

Кроме того, необходимо учитывать экологические и социальные последствия промышленного освоения северных и полярных территорий. Есть проблемы, которые наверху никогда не появляются. Например, проблемы связанные с производством и воспроизводством рыбных ресурсов севера. Если с этим не считаться, можно потерять последний источник рыбного дохода, существующего на территории ХМАО. Есть проблемы экологические. Возникает масса трудностей и проблем, пути решений которых пока неизвестны.

«Мы призываем более серьезно, по-рыночному, считая деньги, подойти к решению этой проблемы», – подвел итог своего выступления Александр Татаркин.

По словам заместителя председателя межрегиональной Ассоциации «Большой Урал» Владимира Волкова, сомнения вызывает малая огласка такого грандиозного проекта. «Когда такого масштаба проекты не освещаются, рождаются только отрицательные мысли. Общественность, бизнес хочет знать о миллиардах долларов, о которых говорят, которые бизнес должен вложить в УП-УП, о том, что вообще происходит. Что такое УП-УП? Может быть, политический проект, важный ограниченному количеству руководителей? Я считаю, что нужно открыто спросить у власти, в чем дело? Необходимо считаться с общественным мнением. Должен открыться сайт проекта, должны проводится «круглые столы», конференции. Это будет основой, способом заинтересовать частный бизнес. То, что происходит сегодня, игнорирование общественности – это оскорбление», – считает Владимир Волков.

Между тем, правительство Свердловской области уже четко определило для себя, что должен получить регион, благодаря реализации проекта, на первых этапах. В первую очередь, должна быть построена железная дорога. Здесь рассматривается три этапа – строительство магистрали, начало ее эксплуатации, развитие инфраструктуры и эксплуатация природных ресурсов, которые расположены на прилегающей территории.

Как рассказал начальник отдела горнорудной промышленности министерства промышленности, энергетики и науки Свердловской области Александр Мельников, на первом этапе одни выемки горной массы составят 80 млн. куб.м. Хорошему ГОКу – работа не на один год. Также для строительства потребуется производить в два раза больше щебня, огромное количество металлоконструкций. Кроме этого, горно-землеройная техника – это загрузка машиностроения.

На втором этапе потребуется большое количество тяговых агрегатов, подвижного состава, продукции для обустройства станций, кабельной продукции и т.д. Тысячи наименований номенклатуры.

С началом эксплуатации железной дороги в Свердловскую область будут поставляться необходимые минеральные ресурсы – углеводородное сырье и твердые полезные ископаемые, а также лесные ресурсы. «Проблема заключается в том, что бизнесу на данный момент не ясно, куда идти. Нужно чтобы не было разногласий. Что касается потребности области в ресурсах, наши заводы уже задыхаются от нехватки сырья – особенно по хрому, по марганцу, по меди и прочим полезным ископаемым», – подчеркнул Александр Мельников.

Однако, данные представителей власти о возможностях северных месторождений сильно расходятся с мнением ученых по этому поводу. Не раз заявлялось о том, что УП-УП обеспечит потребности в сырье как Урала, так и половины страны. Однако это далеко не так, утверждает главный научный сотрудник отдела комплексных проблем природопользования Вячеслав Пахомов. Когда делались прогнозы по ресурсам, ученых УрО РАН к этому процессу почему-то не подключали. Вероятно, потому, что у них есть правдивые цифры и выглядят они не столь оптимистично, в отличие от заявлений политиков. Дело в том, что запасы бывают разными. Есть прогнозные запасы – которые просто прогнозируются, балансовые запасы, которые ставятся на учет и есть промышленные запасы, которые реально добываются, они, как правило, еще меньше балансовых. Например, прогнозный запас бурого угля на севере Урала составляет 20 млрд. тонн. При этом балансовый запас составляет всего 2 млрд. тонн. Железо: прогнозы – 9 млрд. тонн, баланс – 57 млн. тонн. Хром: 2 млрд. и 16 млн. тонн соответственно. «Мы говорили Басаргину (Виктор Басаргин – заместитель полпреда – прим. «Н.Р.»), что все их прогнозы и расчеты – туфта, но это бесполезно, – заявил Пахомов. – Выгодные месторождения можно пересчитать по пальцам. Это, в первую очередь, месторождения рассыпчатого золота и хромидов, но ресурс последних ограничен. Фактически после того, как железнодорожная магистраль будет построена – возить будет нечего. Для того, чтобы дорога была безубыточной, необходим грузопоток 18-20 млн. тонн, но пока с трудом набирается 5-6 млн. тонн. Таким образом, эта дорога может стать мертвой и повторить судьбу БАМа. Поэтому мы считаем, что нужно осваивать эти территории очаговым способом с помощью имеющихся магистралей».

В рамках проекта существует и кадровая проблема. Геологи не могут до конца освоить деньги, выделяемые из бюджетов – некому работать. Для молодых специалистов зарплата слишком мала, средневозрастная категория ушла работать в другие места, старики – на пенсии, поясняют ученые.

По мнению Александра Татаркина, главное сегодня – избежать повторения ошибок БАМа, когда политическое мнение превалировало над холодными расчетами ученых.

Екатеринбург, Александр Шелл

Екатеринбург. Другие новости 29.08.07

СвЖД накажет журналистов за терроризм уголовным делом и деньгами. / Михаил Касьянов: преследование Гуцериева – это второе дело Ходорковского. / Фейерверк в честь дня города Екатеринбурга в следующем году будут запускать со старого места. Читать дальше

Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42

© 2007, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках