СТРОИТЕЛЬСТВО СИНАГОГИ НА ПЛОЩАДИ КОММУНАРОВ – ЭТО ИНИЦИАТИВА ЛЮБАВИЧЕСКИХ ХАСИДОВ, ЗАЯВИЛ МИХАИЛ ОШТРАХ
Приводим текст комментариев без изменений:
«Первые официально зарегистрированные еврейские культурные и религиозные организации появились в Екатеринбурге более десяти лет назад, когда вообще оказалось возможным открыто восстанавливать национальную культуру и религиозную деятельность в России. Сразу же встал вопрос о своем помещении, о восстановлении синагоги.
В этом стремлении еврейские объединения ни чем не отличались от других национальных и религиозных организаций. В Екатеринбурге до революции и в первые годы после нее действовало три синагоги и несколько молельных домов. Почти все они располагались в самом центре города. В конце 20-х годов их закрыли, имущество конфисковали. В сороковых-пятидесятых годах действовала синагога на ул. Куйбышева, но в 1961 году она была закрыта властями и разрушена. В результате все здания, принадлежавшие еврейской общине или использовавшиеся для ее нужд, были ликвидированы. Поэтому о возвращении собственности не могло быть речи – эта собственность была уничтожена Советской властью.
Следует особо отметить, что слово «синагога» – греческое, на иврите это – «дом собраний». Для евреев синагога – это не храм, не аналог церкви или мечети. Это место, где могут собираться евреи, где они могут молиться, учиться, заниматься различными общинными делами. Исторически складывалось так, что синагога была центром общины. Поэтому для еврейских организаций Екатеринбурга восстановление синагог было и остается наиважнейшей задачей.
Однако, недавно был создан очередной информационный скандал о «Синагоге на костях православных», который вызывает отвращение и возмущение своей формой и подачей дезинформации. Во-первых, утверждается, что глава Екатеринбурга уже подписал постановление о землеотводе под синагогу, но на самом деле этого еще не произошло. Представитель православной церкви В. Зязев заявляет, что «теперь, когда Чернецкий дает добро на строительство синагоги в центре Екатеринбурга, отношение властей к нашим просьбам можно назвать дискриминацией Православной Церкви». Если сосчитать, сколько православных храмов и часовен находится в центре города, то понятно, что никакой дискриминации нет. Но такие заявления стимулируют негативное отношение в обществе к восстановлению исторической справедливости и строительству синагог в центре города.
Во-вторых, никто не возмущался тем, что снесли старое еврейское кладбище на ул. Блюхера, построили там жилые дома, разбили парк. Православное кладбище не тронули. Сейчас заговорили о «православных костях», хотя еще доподлинно неизвестно, есть ли на той территории захоронения вообще, и какой конфессиональной принадлежности относятся те, кто, может быть там захоронен. Опять противопоставление православных и евреев?!
Нет сомнения в том, что места погребений не должны быть использованы под строительство чего бы то ни было, однако, именно на месте планируемой синагоги уже был построен дом, в котором сейчас располагается одна из служб благоустройства города. В любом случае для решения этого вопроса необходим не скандал, не стимуляция национальной и религиозной неприязни в обществе перед очередными выборами, а обычная работа соответствующих служб, историков, архивистов.
В-третьих, волнующий всех землеотвод за площадью Коммунаров пытаются получить не местные еврейские организации, о созданные в Екатеринбурге отделение международного фонда Хабад-Любавич и недавно образованная под его эгидой новая иудейская религиозная организация. Всего в Екатеринбурге зарегистрировано пять иудейских религиозных общин – три, относящиеся к традиционному иудаизму, одна – реформистская, и последняя – любавичских хасидов, находящаяся под контролем движения Хабад-Любавич. В настоящее время в России действует централизованная иудейская религиозная организация – Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений России (КЕРООР), возглавляемый Главным раввином России А. Шаевичем. В КЕРООР входят общины традиционного и реформированного иудаизма. Любавичские хасиды в КЕРООР не входят, не признают Главного раввина и ему не подчиняются, держатся особняком и пытаются вытеснить традиционный иудаизм из России.
Хасидизм как религиозное течение возник пару веков назад и имеет множество направлений (хасидутов). Есть сатмарские, любавичские, карленстоленские, бреславские и другие хасидуты. Из них лишь любавичские хасиды стали претендовать на ведущую роль среди евреев. Но в последнее десятилетие их религиозная доктрина лишь внешне напоминала иудаизм. Провозглашение последнего Любавичского ребе Менахема Мендла Шнеерсона мессией, и даже обожествление его после смерти, превратило последователей этой идеи в идолопоклонников, не имеющих ничего общего с иудаизмом. Конечно, не все любавичские хасиды придерживаются этой идеи, но в целом движение Хабад-Любавич противопоставило себя основным направлениям иудаизма. Особенно им это удалось в России, где люди просто ввиду незнания собственной истории и традиций принимают все на веру.
Безусловно, любавичские хасиды, как и любые другие религиозные движения имеют право на существование. Но прежде, чем принять какие-то религиозные убеждения, следует все же получить необходимые знания. В виду выше сказанного представители движения Хабад-Любавич в Екатеринбурге, не согласовывая свои действия с местными еврейскими общественными и религиозными объединениями, занялись организацией строительства своей синагоги. Они-то и выбрали для себя из предложенных участков земли тот, что находится за площадью Коммунаров и уже около года ведут согласование землеотвода. Почему все молчали раньше о «православных костях» и только сейчас подняли шумиху?»
© 2000, «Регион-Информ»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».