Деятельность Эдуарда Росселя – губернатора Свердловской области и влиятельного политика общефедерального уровня – известна всем. Но, безусловно, простым людям небезынтересно будет узнать, как складывается повседневная, «черновая» работа губернатора. Рассказать об этом мы попросили заместителя руководителя администрации губернатора – директора Департамента информации губернатора Свердловской области Александра ЛЕВИНА.
– Александр Юрьевич, как проходит обычный день губернатора, во сколько он приезжает в резиденцию?
– Губернатор не часто бывает в резиденции. Ему много приходится ездить по области и за ее пределами. Когда он здесь, то обычный рабочий день начинается в 8 часов утра, но часто начинается и раньше – и в шесть, и в семь утра. День губернатора расписан с первой до последней минуты. На сегодня расписан уже весь апрель, многие дни мая. График на месяц готовится уже в конце текущего месяца.
– Кто расписывает график – сам губернатор, его секретари?
– Во-первых, есть руководитель администрации губернатора Пинаев Юрий Григорьевич, который координирует всю эту работу. Есть заведующий секретариатом губернатора, который непосредственно составляет график мероприятий, потому что непосредственно в секретариат стекаются все предложения.
– Кто подает эти предложения?
– Правительство дает свои предложения, советники дают свои, руководитель – свои, и складывается куча каких-то событий, на которых должен быть губернатор. Есть события, на которых нужно быть обязательно. Есть события, которые могут быть отложены, если они совпадают по времени с какими-то более важными. Тут решение принимает сам губернатор. На обязательное он идет сам, на то, где ему быть не обязательно, отправляет кого-то другого. Сам губернатор также говорит, с кем и когда ему нужно встретиться. Что касается мероприятий, касающихся его встреч с СМИ, то тут тоже все планируется. Есть ежемесячные встречи с прессой, много поступает предложений дать интервью, как от местных, так и от московских журналистов. Как правило, губернатор отдает предпочтение нашим журналистам.
– Как губернатор относится к общению с прессой?
– Вы знаете, он хотел бы здесь работать цивилизованно, не очень любит, когда к нему подбегают со всех сторон, и каждый спрашивает что-то свое, не касающееся темы мероприятия. И, наверное, губернатор прав. Во-первых, журналисты должны уметь брать интервью у губернатора, а потом – ну не на каждый же вопрос должен отвечать губернатор.
– Александр Юрьевич, губернатор сам решает, кому он будет давать интервью, а кому нет, или он советуется с Вами?
– Эдуард Эргартович – удивительный человек, все решения он принимает сам. Но он умеет слушать информацию с разных сторон, и не только ту, которая ласкает ухо. Но сначала пресса выходит на пресс-секретаря, и я сразу говорю – может получиться это интервью или не может. Вот последний пример – вчера вечером звонили из ВИДа, от Любимова, просят губернатора на прямой эфир в ближайший понедельник. Я говорю, что у Эдуарда Эргартовича очень хорошее отношение к ВИДу и Любимову, но он не может быть в этот понедельник в Москве, а специально вылетать он просто не станет. Не хочу сказать, что я что-то решаю, но если губернатор поручил мне какой-то участок работы, то он мне доверяет. Если я что-то советую, то губернатор понимает, что надо сделать так.
– А часто Вы что-то советуете губернатору?
– В силу своей журналистской работы приходится не то что советовать, а информировать. А любой обмен информацией – это обсуждение, выработка подходов к той или иной проблеме. Информация – это великое дело. Обмен мнениями идет постоянно. И четко определить, когда это совет, а когда информация – невозможно.
– Готовите ли Вы какие-то речи? Говорите, что лучше так сказать, а не так?
– Губернатор часто выступает. И если это выступление на экономическую тему, то предложения готовятся на правительстве, обозначаются стратегические моменты – о чем надо говорить. Если выступление серьезное, создается рабочая группа, которая осуществляет мозговой штурм – какие темы, какие идеи надо развить. Сначала создается логика, вырабатывается идея, затем это облекается в удобоваримую форму. А потом уже изучает губернатор, вносит свою правку. Он уникален – любую информацию впитывает, как губка.
– Он заучивает эти тексты наизусть? Вообще, как он готовится к выступлению?
– У губернатора колоссальная память: ему достаточно посмотреть любую письменную информацию, любого объема, и его мозг ее запечатлевает. И он может потом пойти выступать без всякой бумаги. Конечно, не буква в букву, но в логике, в идеологии прочитанного текста. Он очень творческий человек.
– Вы сказали, что рабочий день губернатора может начаться и раньше стандартных восьми утра. Если так происходит, то секретари и другие сотрудники резиденции тоже выходят раньше?
– Секретари работают здесь круглосуточно, поэтому их никогда не застать врасплох. В приемной губернатора узел связи и коммутатор – прямая связь с Москвой, междугородные звонки. И для приемной нет выходных и секунд отдыха. Когда губернатор едет, водитель сообщает, что машина подъехала. График губернатора – не секрет, и все знают заранее, когда он появится.
– Когда губернатор приходит на работу, что он делает в первую очередь, есть ли какой-то ритуал – выпить кофе, или прочитать прессу?
– Он сразу читает почту – она колоссальная по объему. Губернатор не любит, чтобы бумаги копились. Он расписывает почту моментально, чтобы она сразу пошла в работу.
– А что губернатор делает потом?
– Например, сегодня рабочий день начался на объездной дороге, где он проводил совещание. Потом приехал сюда, где тоже провел совещание, затем отправился в онкологический центр. Но это график, утвержденный почти месяц назад. И если он сказал кому-то, что встретится с ним через месяц, значит, ровно через месяц он увидит этого человека и спросит, что сделано по тому или иному вопросу.
– Бывают ли какие-то накладки, неожиданные события, которые могут поломать утвержденный график?
– Нашего губернатора ничто не сбивает. Он уникально дисциплинированный и обязательный человек. Если он куда-то едет, то он выезжает с запасом. Если, например, он сегодня назначил встречу Вам на шестое мая 10 часов 15 минут, то эта встреча состоится именно в этот день и в это время. Хотя, конечно, губернатора могут вызвать, например, в Москву, к Путину или в правительство. Тогда все переносится, но всех предупреждают заранее и назначают новую дату.
– Где губернатор обедает?
– В резиденции есть небольшой обеденный зал. У него за кабинетом есть комната отдыха, обед могут принести туда.
– Он заказывает, что ему приготовить?
– Нет, он есть то, что готовят всем. Как говорил один знакомый – борщ, бифштекс, компот. Он ест то, что приготовят. У него нет никаких предпочтений, и он все доедает до конца, ничего не оставляет. Чтобы в тарелке ни лежало – нравится, не нравится – доест до конца. В течение дня может попить чаю без сахара.
– До какого часа длится рабочий день губернатора?
– Нет конца этого дня. Ни разу не было, чтобы мы знали, что он выскочит в шесть часов из кабинета и уедет. Даже если график выполнен, ему надо переговорить по телефону, просмотреть почту, документы.
– А у Вас фиксированный рабочий день? Можете ли Вы уйти, если губернатор еще здесь?
– У меня не фиксированный рабочий день – я не ухожу, пока работает губернатор. Ведь мы должны озвучивать, что делает губернатор в данный момент, и его работа – это и наша работа. Бывает, что он уходит, а мы еще работаем.
– Бывает, что ему не нравятся те или иные телевизионные сюжеты?
– Он редко смотрит телевизор. Бывает, мы ему говорим, что будет то-то и то-то, если будет время, посмотрите. Но никогда в жизни он не скажет «фу, какая гадость!», даже если ему и не понравилось. Иногда он просит записать ему на кассету тот или иной сюжет, но специально мы не готовим ему подборку новостей.
– Если Вы куда-то едете с губернатором, как он воспринимает те или иные дорожные сложности?
– Эдуард Эргартович летает на рейсовых самолетах.
Мне часто приходится летать с губернатором. Никогда никаких капризов, никаких претензий, не дай Бог, что-то сказать плохое стюардессам.
– Расскажите про резиденцию. Как губернатор сам относится к ней?
– Как к своему родному дитя, потому что все здесь сделано благодаря губернатору. Все построено усилиями Эдуарда Эргартовича. Он трепетно относится к ней, но не как к навечно созданному для него дому, а как к резиденции высшего должностного лица Свердловской области. Еще когда ее реставрировали, он говорил – губернаторы будут приходить и уходить, а памятник в центре города останется.
– Как можно попасть в резиденцию?
– Здесь колоссальное количество экскурсантов. Группу формирует музей Камнерезного искусства. Можно им позвонить и записаться, они внесут фамилию в группу и сообщат, когда вы сможете посетить резиденцию. Когда нет губернатора, экскурсии идут по зданию, заходят в губернаторский кабинет. Второй вариант – заведующий секретариатом Юрий Васильевич Новиков. Ему тоже звонят, он записывает данные, передает музейным работникам, они следят за этим и организуют экскурсии.
– По какому принципу отбирают экспонаты?
– Этим занимаются искусствоведы, комиссия отбирает экспонаты, работы, мы к этому никакого отношения не имеем. Из служебных помещений – кабинет губернатора, сотрудников департамента, руководителя администрации, а все остальное – выставочные залы и холл.
– Сам губернатор смотрит экспозицию?
– Обязательно. Очень любит. Иногда мне позвонит, скажет, мол, пойдем посмотрим, и мы с ним смотрим. Обычно его интересуют все новые экспозиции, которые пока еще никто не видел.
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2000, «Уральская жизнь», Анна ГАЛЬПЕРИНА
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».