ЗЕНИТНО-РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ С-300 В ЮГОСЛАВИИ?
1.О количестве "сбитых" югославами самолетов.
Г-н МиГ (обращение к собеседнику – прим. «Регион-Информ»), будучи на службе, видимо, плохо читал инструкции и наставления по стрельбе зенитными ракетами. Там нет такого термина "сбитый самолет" – этот термин выдумка гражданских журналистов. В ПВО используют термин "пораженная цель", а это немного другое. Определение термина примерно такое (по памяти): "Цель считается пораженной в случае нанесения ей повреждений, делающих невозможным дальнейшее выполнение боевой задачи". В данном случае целью м.б. самолет, крылатая или баллистическая ракета, вертолет (даже дирижабль ;-)).
В ПВО не ставиться задачи "опустить на землю" самолет противника. Задача – предотвратить разрушительные действия авиации противника.
Так же, не ставиться задача "попасть ракетой в самолет" (я исключаю ручные ЗРК с тепловым наведением – для них, из за малой мощности, необходимо прямое попадание). То, что обычно показывают по ТВ, когда самолет после попадания ракеты разносит в клочья, является в некотором роде "рекламой". Для ЗРК С-300 (зенитно-ракетный комплекс, не путать с "системой" или "установкой") и других "тяжелых" комплексов, считается нормальным подрыв ракеты на расстоянии не более хххцати метров от цели – в этом случае цель будет повреждена yyyтысячами осколков и будет напоминать дуршлаг. Детонация боевой нагрузки самолета происходит довольно редко, из-за предохранительных цепей (и т.п.) в бомбах и ракетах (но если детонация произойдет – от самолета мало что останется – показывать будет нечего). Разумеется, современные самолеты обладают высокой живучестью (многократное дублирование энергетики и управления) и даже после поражения, со значительной вероятностью, останутся в воздухе, но не смогут продолжать боевую работу. В боевых условиях, видя, что цель "развернулась", командир боевого расчета ЗРК не станет тратить лишнюю ракету на "добивание" цели – это дорогое удовольствие.
После возвращения на базу такой самолет будет в лучшем случае "заштопан" и передан в учебный центр (не для полетов, а как тренажер), в худшем – списан по статье "износ летного парка".
Поэтому значительную часть разночтений в количестве сбитых/поврежденных самолетов я лично отношу насчет того, что сомневающимся журналистам необходимо показать "приземленный" самолет, а таких действительно немного, а натовцы лукавят по поводу потерь (ведь самолет вернулся на базу, а то, что летать на нем уже нельзя – отдельный вопрос).
Косвенным подтверждением многочисленных поражений НАТОвской авиации, могут служить факты, когда самолеты сбрасывают боевую нагрузку "не туда и не там где надо" (видимо с целью "облегчиться", избежать детонации, в результате пожара, потери маневренности и энергетики).
Есть и ещё одна причина расхождений в цифрах – это сложность определения "попадания" в цель по экрану радиолокатора. Опять немного процитирую: "Признаком поражения цели является:
1. Исчезновение отметок цели и ракеты на экране РЛ;
2. Дробление (разделение) отметки цели и исчезновение отметки ракеты;
3. Резкое изменение целью скорости, высоты, направления полета и исчезновение отметки ракеты; ……………." и т.д., всего 8 пунктов, при выполнении каждого из которых офицер боевого расчета смело ставит себе "галочку". Сразу видно, что п.3 может служить как признаком попадания в цель, так и признаком проведения противоракетного маневра.
2. О "мухляже" с показателями.
Наверное, можно мухлевать, стреляя с ручной зенитной установки, или с какой-нибудь "шилки". На "серьезных" ЗРК, вся работа расчета и показания локаторов пишутся "на ленту", и в последствии тщательно анализируются многочисленны начальством. За "мухлеж " с показателями можно запросто слететь с должности. Начальника полигона, где "стрелялись" наши комплексы, все мои командиры (вплоть до комполка) боялись как огня и перед стрельбой натурально "мандражировали".
3. О лучшем в мире ЗРК С300 ;-).
Вы можете не верить простым словам о том что данный комплекс действительно лучший, однако я в этом не сомневаюсь. Я имел возможность сравнить ТТХ С-300, "Пэтриот" и другие комплексы. Превосходство очевидное, по крайней мере по следующим параметрам: скорость развертывания и подготовки к стрельбе, маневренность, возможность работы в условиях подавляющих радиопомех (отношение сигнал/шум, которое никому не снилось – помехи отлично фильтруются за счет цифровой/адаптивной/согласованной обработки сигнала + сложная структура зондирующего сигнала), масса великолепных схемотехнических решений (архитектура центрального процессора вычислительного комплекса, напомнила мне архитектуру "пентиума" – кэш команд/данных на запись/чтение (отдельно), предсказатель переходов, конвейерная и параллельная обработка информации и т.д. и т.п., при том что комплекс разрабатывался в начале 70-х!), масса вариантов ведения боевой работы в условиях применения противником противорадиолокационных ракет, хорошая автоматизация и "интеллектуальность" комплекса, большой боекомплект (перезаряжать не надо ;-)). Главная "изюминка" - возможность стрельбы по одной цели одновременно 2-3 ракетами – мысль простая – если от одной ракеты противник "отвертится", то от 2-3 одновременно – никогда! ;-)
В комплексе применены такие ИДЕИ, до которых западники "допирают" только сейчас. Правда технологии (реализация) – говно, ещё сохранились самые первые комплексы с блоками памяти на ферритовых сердечниках (такой шкафчик – занимает полкабины) ;-)
Уровень потерь авиации противника (по американским документам) 40-50%% летного парка за первую атаку и по 25-30%% от остатков за каждую последующую.
4. О состоянии Российской ПВО
Плохо ;-(((((((
5. Об обучении боевого расчета.
Легко. Комплекс рассчитан на простого крестьянского парня Васю Пупкина. ;-) Сиди – жми кнопки (комплекс подсказки дает). Ремонт заключается в замене неисправного блока на исправный из ЗИПа (опять-же, комплекс подскажет что менять). (я утрирую, конечно ;-))
6. О пацифизме офицеров.
Комплекс классный. Работать приятно. Отрезвляет только последняя глава в "Инструкции по боевому применению…..". Называется: "Порядок сбора и захоронения тел погибших военнослужащих" ;-). Оттуда, например, следует, что погибшего рядового хоронят в имеющейся одежде и завернув (по возможности) в брезент или плащ-палатку, а рядового военнослужащего, умершего в госпитале – в больничной одежде, зашив в две простыни. Радует, что погибшему офицеру положена парадная форма, гроб, и N залпов из M стволов огнестрельного оружия, в виде салюта…. Очень грустная глава ;-(
© 1999, «Регион-Информ»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».