"РЕГИОН-ИНФОРМ": Александр Владимирович, какую цель преследовали организаторы, когда открывали Первый философский конгресс?
Идея конгресса принадлежала в свое время позитивистам, "венскому кружку". Они сказали, что ученые должны собираться, обмениваться опытом и двигать науку непосредственно на конгрессе. У нас все это не так.
Вы же понимаете, на конгрессе философия не рождается и не развивается. Его задача заключается в том, чтобы люди могли пообщаться друг с другом.
Раньше мы общались через книги, через публикации в журналах, сейчас же этого не происходит, потому что все это дорого.
У нас собираются люди, которые встречаются, обмениваются публикациями, телефонами, налаживают контакты. Одних иногородних гостей приедет около 400 человек. Это все в конечном результате даст пользу для установления научных связей. А по итогам конференции будут выпущены в свет все тезисы докладов. Все это даст общее представление о том, что сегодня собой представляет российская философия.
"РЕГИОН-ИНФОРМ": Александр Владимирович, на конгресс съезжаются более тысячи человек, из разных уголков России и мира. Кто будет представлять уральскую школу?
Понятия "уральской школой" не существует. Есть философский факультет в УрГУ, своя школа в УПИ, в юридическом институте. Сейчас каждый человек занимается своей философией. А вообще, примерно половина участников конгресса, человек 400 - это уральцы.
"РЕГИОН-ИНФОРМ": Александр Владимирович, какие философские направления и течения вам представляются наиболее распространенными в последнее время в России и в том, числе в Екатеринбурге.
Екатеринбург был всегда силен своим свободомыслием. Наиболее распространенным течением у нас был так называемый диалектический исторический материализм. До начала перестройки мы занимали позицию, которая именовалась "партией правых" или "визионизм". Тогда было достаточно большое количество уральских философов, который занимался тем, что стремились развивать социализм с человеческим лицом. Мы были храбрее, самостоятельней своих коллег в той же Москве.
Но маятник качнулся в другую сторону. Сейчас практически никто не занимается марксизмом.
Есть молодое поколение. Оно очень активно занимается, так сказать, адаптацией на российской почве того, что было сделано на Западе. Это, прежде всего, Хайдеггер - поздний экзистенциализм, постструктурализм. Они пытаются перенести и применить к российской действительности достижения западных философий и ее главные методы. По-моему мнению, это ортодоксальные философы.
Есть у нас и коммунистические секции. Причем они четко делятся на секцию марксистской философии и секцию диалектического материализма.
Есть и достаточно большое количество исследователей русской философии - религиозной, идеалистической.
"РЕГИОН-ИНФОРМ": Как вы считаете, выбор современных направлений философии сегодня диктуется модой?
Да. Почему я считаю, что это во многом мода, потому что все дружно не могли начать заниматься одни и тем же. Сейчас все осваивают тот громадный пласт, который раньше был под запретом. Проще говоря, когда все куда-то дружно бросаются, то это и есть мода. К примеру, русская философия имеет много характерных особенностей и ее нельзя понять в полной мере не будучи христианином.
"РЕГИОН-ИНФОРМ": Как вы считаете, чья философская школа сильней наша, уральская или петербургская?
С одной стороны Петербург всегда тяготел к ярко выраженным логическим исследованиям и исследованиям, которые касаются теории познания, а с другой стороны там очень сильная школа, которая занимается философией человека.
Говорить обобщено о каких-то школах трудно и невозможно, так как, прежде всего, есть конкретные философы.
Вообще, философы делятся на тех, кто знает иностранный язык и на тех, кто его не знает. Те кто знают иностранный язык занимаются западной философией. Сегодня очень много из этих людей работает по грантам, не выезжают из-за рубежа. Поэтому и публикаций в России по этим направлениям стало меньше. А кто не знает иностранного языка, тот говорит, пишет и думает на русском, не потому что он в школе плохо учился, а потому, что он русский до мозга костей.
"РЕГИОН-ИНФОРМ": Александр Владимирович, какие философские темы, представленные на конгрессе вам интересны больше всего?
Я не могу выбирать и давать предпочтения, потому что с одной стороны я - исполнительный директор конгресса, с другой стороны - декан философского факультета.
Очень интересные сейчас появляются работы по новому направлению, называемому "компоротивистика". "Компоротивистика" - это сопоставление различных философских культур, различных стилей мышления. Интересные работы бывают, когда берется русский мыслитель и, например, сопоставляется с западным. Можно сказать, что это сопоставление исторической правды.
А вообще, темы сформулированы достаточно абстрактно и обтекаемо. Допустим тема: "Философская антология" - это может быть все что угодно.
Есть социальная философия: "Социально философские проблемы развития России", политическая философия, философия религии, восточная философия.
Самая большая секция - русская философия. Не уступает ей секция по философии образования. Отдельно есть секция философия образования взрослых. Это новое течение, называется "андрологика". Крайне интересное и важное течение. Есть круглый стол: "Об образовании и социологической реабилитацией пионерского движения". Это взгляд в детство не с точки зрения организации, а сточки зрения просвещения. Есть здесь даже "Всемирная Философия землян".
Будет интересно, приходите, сами увидите.
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 1999, «Регион-Информ»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».