Уважаемые товарищи!
Дорогие друзья!
Обращаюсь сегодня к Вам именно так, потому что нас всех связывает десятилетняя совместная работа. Именно здесь, в Екатеринбурге, ровно 10 лет тому назад, по вашей воле мы образовали Ассоциацию экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона.
С особой теплотой я сегодня вспоминаю аргументированное выступление Петра Ивановича Сумина, председателя Челябинского облисполкома, предложившего создать Ассоциацию. По прошествии этих десяти лет только сейчас мы можем оценить, что было сделано нами в плане объединения не только Большого Урала, но и укрепления России.
Помните обстановку начала 90-х годов? Это был «парад суверенитетов», время объявления «суверенных воздушных пространств», пустых прилавков, всеобщего развала Государственной власти и порождение на этой основе безответственности.
Мы тогда всему этому вместе сказали: «Нет!». И надо отдать должное мудрости и государственному подходу Председателя Верховного Совета России Бориса Николаевича Ельцина, который утвердил образование нашей Уральской экономической ассоциации своим распоряжением.
И вот, за плечами десять непростых сложных, порой, драматических лет. Достаточно полная справка о проделанной Ассоциацией работе у членов Совета имеется. Хочу только остановиться на некоторых принципиальных для нас вопросах.
Первое. Мы выполнили задачу экономической интеграции Уральского региона. До 80 процентов производимой у нас продукции перерабатывается на наших же предприятиях. Благодаря этому сохранен, а во многом и развит промышленный потенциал.
Хочу отметить в этом особую роль руководителей республики Башкортостан и в особенности ее Президента Муртазы Губайдулловича Рахимова. Примером для всех нас может служить проводимая им экономическая политика по укреплению наших горизонтальных связей, обеспечению рудным сырьем предприятий цветной металлургии Урала, нефтепродуктами.
В самые трудные минуты Республика Башкортостан не допускала никаких ограничений необходимой для всех нас продукции, включая мазут, зерно и многое другое.
Это было не только проявлением доброго отношения соседа к соседу, но еще и высокое чувство государственного долга!
Второе. Урал был, есть и будет опорным краем державы. Эти слова по праву можно вышить золотом на знамени Удмуртской республики. Ведь именно по инициативе её Президента Александра Александровича Волкова Совет Ассоциации на своем заседании в Ижевске рассмотрел актуальнейший вопрос о сохранении и конверсии оборонно-промышленного комплекса. Для нас это было чрезвычайно важно, потому что до 30 процентов промышленно-производственного персонала работало на предприятиях ВПК.
Выбранный курс на поддержание мобилизационных мощностей оборонных предприятий и организация на них гражданской продукции сегодня дает положительный результат.
Третье. Прошедшие десять лет воспитали нас в духе взаимопартнерства, взаимовыручки, взаимопонимания. Мы стали выстраивать свои отношения на новом качественном уровне, в условиях создания крепкой Федерации. Нам всем было тяжело, но, наверное, особенно тяжело было курганцам. И тут крепость, уверенность, патриотизм всегда проявлял Губернатор Курганской области Олег Алексеевич Богомолов. Не случайно его девиз, что в Ассоциации нет ни старших, ни младших, стал нормой жизни в наших отношениях. И за это особая благодарность руководству Курганской области.
Четвертое. В рамках Уральской экономической ассоциации накоплен большой политический опыт по конструктивному взаимодействию внутри сложносоставных субъектов Российской Федерации. Вот на нашем сегодняшнем заседании присутствуют руководители Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Это говорит о большой мудрости руководителей данных субъектов, понимающих свою ответственность за нашу общую судьбу.
Уважаемый коллеги!
Все мы гордимся, что в нашей Ассоциации представлены такие мощные регионы, как Тюменская и Оренбургская области. Наша жизнь не возможна без газа, нефти, зерна и другой продукции этих регионов. Хочу же особенно подчеркнуть роль руководства данных областей в реализации социальных программ. Именно они были инициаторами рассмотрения важнейших вопросов развития здравоохранения, культурных связей, восстановления объектов историческо-культурного наследия.
А благодаря этим инициативам мы создали практически по всем направлениям нашей деятельности комитеты и комиссии, которые своей работой конкретизируют и совершенствуют интеграционные процессы.
Следует подчеркнуть, что Уральская экономическая ассоциация заметно укрепилась с включением в её ряды руководителей законодательных органов Государственной власти субъектов Федерации. Это стало способствовать улучшению законотворчества, реализации законодательных инициатив, взаимодействию с федеральными органами Государственной власти.
Если говорить в целом, то за 10 лет нашей работы мы провели 40 заседаний Совета, где рассмотрели около 400 самых актуальных вопросов. Правовую основу нашей деятельности составляют: Федеральный Закон об экономических ассоциациях, Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ.
Уважаемые товарищи!
Десятилетний рубеж мы прошли. Теперь встает вопрос: как нам жить и работать дальше? По этой проблеме я бы просил высказаться каждого из участников нашего собрания.
С Вашего разрешения выскажу свою точку зрения.
В последнее время возникли осложнения в нашей работе. Это проявляется в ряде высказываний о якобы никчемности Ассоциации в нынешних условиях, в осложнении организации заседаний Совета, либо неучастии в них некоторых руководителей. Не секрет, что есть и силы, стремящиеся развалить Уральскую экономическую ассоциацию. Не потому ли сегодня не принимают участие в нашей работе делегации некоторых регионов?!
Как нам поступить в этой ситуации? Вариантов несколько.
Первый – самораспуститься.
Второй – продолжать работать, как и работали.
Третий – работать, но приступить к реформированию.
Вариант первый я отвергаю сразу. И вот почему. Исходя из политической, экономической, социальной задач и накопленного опыта 10-летней работы – это было бы просто предательством.
Продолжать работать, как и работали дальше, тоже нельзя. Новое время ставит новые задачи.
Поддерживаю третий вариант. Но, чтобы приступить к реформированию, надо разобраться в тех противоречиях, которые нам стали мешать работать. А противоречия у нас есть как внутренние, так и внешние. Полагаю, что внутренние противоречия в основном вызваны субъективными факторами. Их можно было бы снять, приняв в каждом субъекте Федерации Уральского региона правовые акты о взаимодействии субъекта и Ассоциации. Также необходимо определить основные перспективные направления нашей работы в новых условиях. В правовых актах должны содержаться нормы, обеспечивающие выполнение решений Совета Ассоциации, в том числе и путем их ратификации.
В качестве основных перспективных направлений нашей Ассоциации можно было бы определить разработку схемы производительных сил Уральского региона, программу сбережения народа, дальнейшую интеграцию областей и республик Урала.
Говоря о внешних противоречиях, замечу, что и они носят чисто субъективный характер. Федеральное законодательство, политическая воля Президента РФ Владимира Владимировича Путина убеждают в необходимости, целесообразности дальнейшего функционирования межрегиональных экономических ассоциаций.
Думаю, что это внешнее противоречие можно снять, как говорится, одним махом. Соответствующий Указ Президента РФ о включении в состав советов Ассоциаций полномочных представителей Президента решил бы эту проблему. Тем более, что в положении о своем полномочном представителе Президент РФ установил необходимость его взаимодействия с межрегиональными экономическими Ассоциациями.
Такое решение, на мой взгляд, соответствовало бы концепции укрепления единства исполнительной власти, усилению взаимодействия между ее уровнями, реальному властному воздействию Президента РФ на все стороны общественной, экономической и политической жизни в регионах.
Если члены совета Ассоциации поддерживают эту идею, то можно было бы обратиться к Главе государства по данному вопросу с нашим предложением.
Спасибо за внимание и прошу открыть дискуссию по обсуждаемому вопросу.
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2001, «Департамент информации Губернатора»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».