российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Вторник, 30 апреля 2024, 08:55 мск

Новости, Кратко, Популярное, Анонсы, Интервью, Видео, Рабкрин

Архив
ЦЕНЗУРА ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО ВЕКА.

Интернет действительно не устраивает тех, кто раньше направлял и контролировал информационные потоки. Вполне естественно, что утрата реальной власти над мыслями людей не устраивает очень и очень многих.

Под колпаком.

Особое напряжение вызывают попытки использования Интернета для политической слежки. Европейский парламент опубликовал в прошлом году отчет "К оценке технологий политического контроля". Его вывод: Интернет – это одна из тех отраслей технологического развития, где устаревшее регулирование не успевает за расширяющимися возможностями злоупотреблений.

"Отпечатки пальцев, идентификационные карты, проверка сообщаемых данных и другие методы вторжения в частную жизнь сначала испытывались на категориях населения, не обладающих политическим влиянием, таких как получатели социальных пособий, иммигранты, преступники и члены семей военнослужащих.

Затем их применение распространялось вверх по социальной лестнице. От уже внедренных технологий нелегко избавиться, и их распространение неизбежно". Такие технологии можно грубо разбить на три категории: собственно слежка, идентификация и определение круга общения. Они часто используются в сочетании с видеонаблюдением и распознаванием лиц или с биометрикой и идентификационными картами. Как считает Дэвид Бэнисар из организации Privacy International, "они способствуют массовой и каждодневной слежке за значительной частью населения; при этом можно обходиться без получения ордеров и формального начала расследований. То, о чем восточноевропейская секретная полиция могла только мечтать, стремительно становится реальностью в свободном мире".

Современные системы телекоммуникаций практически прозрачны для подслушивающего оборудования. Некоторые системы даже выполняют дополнительную роль и образуют национальную сеть перехвата.

Это однозначно указывает на то, что встраивание такой возможности было предусмотрено с самого начала (одна из них - System X - экспортировалась в Россию и Китай). Подобно этому цифровая технология, необходимая для локализации пользователя мобильного телефона при входящем звонке, означает, что все мобильные телефоны в стране, будучи включенными, служат устройствами слежения, сообщающими информацию о местонахождении их владельцев, сохраняемую в течение двух лет в компьютере оператора. В сочетании с System X эта возможность образует систему, служащую главным образом для слежки, преследования и подслушивания (Sunday Telegraph, 2.2.97).

Система была обнаружена в 1970-х гг. группой британских исследователей (Campbell, 1981). Они использовали открытые источники, но впоследствии были арестованы по обвинению в нарушении британского Закона о государственной тайне.

Еще одно исследование, предпринятое американцем Джеймсом Бэмфордом, указало на наличие всемирной сети перехвата коммуникаций, которую он назвал "Палатой загадок". Недавнее исследование Ники Хэгера "Тайная власть" дает наиболее подробное изложение проекта, известного как ECHELON. Хэгер беседовал более чем с пятьюдесятью разведчиками и составил описание глобальной системы слежки, простирающейся по всему миру и образующей систему выборочного контроля за трафиком на ключевых спутниках Intelsat, транслирующих большинство международных телефонных разговоров, трафика Internet, электронной почты, факсов и телексов. Ее опорные пункты расположены в Шугар-Гров, Якима (США), Вайхопаи (Новая Зеландия), Геральдтоне (Австралия), в Гонконге и Морвенстоу (Великобритания).

ECHELON лишь часть системы UKUSA, но в отличие от многих систем электронного шпионажа, разработанных в ходе холодной войны, ECHELON нацелена прежде всего на гражданские объекты: правительства и фирмы практически в любой стране.

Система ECHELON действует путем сплошного перехвата огромных объемов коммуницируемой информации, которая затем просеивается на предмет полезности с помощью систем искусственного интеллекта, подобных Метех, ищущих ключевые слова. Результатами пользуются наряду с США еще пять стран.

В соответствии с сообщением Guardian (25.2.97) европейские разведывательные службы обеспокоены тем, что современные технологии предотвратят подслушивание ими частных коммуникаций. "Страны ЕС, – по словам Guardian, – должны договориться о "международном стандарте перехвата, внедренном на уровне, позволяющем правительственным службам взламывать кодированные или скрэмблированные сообщения"".

Официальные отчеты говорят о том, что правительства ЕС договорились о тесном сотрудничестве с ФБР. Однако повестки первых таких совещаний показывают, что первоначальная инициатива исходила из Вашингтона.

В соответствии с сообщением Statewatch, операторы сетей и служб в ЕС будут обязаны установить подслушивающие системы и подвергать любое лицо или группу слежке по приказу о подслушивании. Этот план никогда не передавался ни одному из европейских правительств для тщательного изучения и не анализировался Комитетом по гражданским свободам Европейского парламента, несмотря на то, что такая бесконтрольная система с очевидностью поднимает вопросы гражданских свобод. Имеются сведения о том, что присоединиться к этому соглашению готовы США, Австралия, Канада, Норвегия и Гонконг. Все эти страны, кроме Норвегии, являются участниками системы ECHELON, и невозможно утверждать, что за этим не стоят еще какие-либо тайные планы.

Ничего не говорится о финансировании такой системы, лишь германское правительство предоставило отчет, оценивающий затраты на ее часть, относящуюся лишь к мобильной телефонии, в DM 4 млрд.

Statewatch приходит к выводу, что "поистине глобальную угрозу, за которой нет никакого юридического или демократического контроля, представляет собой совмещение системы ECHELON со стандартизированными центрами и оборудованием для подслушивания, разработка которых поддерживается ЕС и США" (пресс-релиз от 25.2.97).

На родной почве.

В России тоже активно ведутся работы по созданию механизмов цензуры за содержанием Интернета. Поначалу инициатива КГБ по созданию с 1994 года системы оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ), предполагавшей техническое и юридическое обеспечение доступа этого ведомства к информации, передаваемой по электронным каналам связи (от обычных телефонов до сотовых и пейджинговых систем), прошла практически незамеченной.

Юридические формальности, правда, не были соблюдены (в частности, соответствующие акты не были опубликованы), так что законность этой затеи можно бы оспаривать в суде. Однако важнее то, что система эта уже действует, гарантируя спецслужбам доступ к информации, проходящей через телефонные станции: аппаратура СОРМ непременно включается в комплект технических средств новых станций, а обязательство обеспечивать работу СОРМ входит в лицензии всех операторов сотовой телефонии и пейджинговых систем.

Однако новейшая затея ФСБ – законопроект "СОРМ-2" (система обеспечения оперативно-розыскных мероприятий на "сетях документальной электросвязи") – внезапно получила заметный отклик.

Летом 1998 года непреднамеренно, а вполне вероятно, что и сознательно, в Интернете произошла утечка двух документов. Это "Порядок внедрения системы оперативно-розыскных мероприятий в сетях документальной электросвязи" и "Технические требования к системе технических средств по обеспечению функций оперативно-розыскных мероприятий на сетях документальной электросвязи". ФСБ и Госкомсвязи даже не пытались скрыть свою причастность к этим проектам. Более того, представители указанных ведомств подтвердили, что в целях укрепления информационной безопасности государства они давно работают над возможностью доступа к потокам сетевых данных.

Анализируя распространенные по Интернету документы, некоторые специалисты выразили опасение, что описываемые в них меры представляют угрозу свободе компьютерного общения, а по большому счету являются элементами тотальной слежки за гражданами. В частности, в ставших объектом интернетовской гласности материалах содержится пункт, который позволяет силовым ведомствам тайно снимать информацию с электронного оборудования провайдера. Эта техническая операция якобы станет возможной при помощи "черных ящиков", которые должны быть установлены на аппаратах пользователей для передачи необходимой информации прямо на компьютеры ФСБ.

Появились также сообщения, что за установку "черных ящиков" для контроля за электронной перепиской придется заплатить самим провайдерам. По их оценкам, такая приставка обойдется примерно в 15 - 20 тыс. долларов. Если же возникнет необходимость "спонсирования" прокладки для ФСБ так называемого толстого канала, то сумма затрат достигнет сотен тысяч долларов. В целом вывод некоторых экспертов таков: в случае реализации системы оперативно-розыскных мероприятий в Интернете ФСБ получит мощный инструмент слежки за гражданами, а провайдеры и их клиенты будут оплачивать эту слежку из своего же кармана.

СОРМ легко позволяет получать и накапливать информацию о корреспондентах, с которыми поддерживается связь по электронной почте, наборе посещаемых страниц и чатов, читаемых и отвечаемых сообщениях в ньюсгруппах и их тематике, точках входа в Интернет и т.д. За получение и постоянную актуализацию такого рода информации традиционными методами пришлось бы выкладывать колоссальные деньги в расчете на каждого "опекаемого", так что можно было не опасаться массового применения таких приемов. Здесь же составление досьe даже на каждого пользователя провайдера и автоматическое его пополнение элементарно автоматизируются и позволяют создавать в итоге базы данных для дальнейшей оперативной разработки... на сотни тысяч человек сегодня и много больше – в будущем.

ДОСЬЕ "МН".

Агентство национальной безопасности Соединенных Штатов спокойно перехватывает все сообщения электронной почты и факсимильные сообщения, а также телефонные разговоры на территории Европы. Информация передается через стратегический концентратор в Лондоне, далее... через критический концентратор в Менвит-Хилл в Норт-Йорк-Мурз (Великобритания) - в Форт Мид (Мэриленд, США).

Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42

© 1999, «Регион-Информ»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках