Последние несколько месяцев городская дума практически каждое свое заседание начинает с рассмотрения протеста прокурора в отношении какой-либо статьи устава Екатеринбурга. В связи с этим от городских депутатов и юристов довольно часто можно услышать заявления о том, что документ, принятый еще в 1995 году и ставший одним из первых уставов российских городов, устарел и нуждается если не в замене, то в серьезной переработке.
В настоящее время один альтернативный вариант устава Екатеринбурга уже практически готов. В интервью «Новому Региону» о нем рассказал главный разработчик проекта, вице-спикер городской думы Александр Шляпин.
«Н.Р.»: Чем обусловлена необходимость внесения изменений в устав Екатеринбурга?
Александр Шляпин: Многие нормы устава уже не соответствуют сегодняшним реалиям и положениям федерального законодательства. Фрагментарные изменения отдельных статей не могут удовлетворить никого: ни прокуратуру, ни депутатов, ни администрацию, ни жителей города. Более того, изменения размывают структуру документа и делают его внутренне противоречивым. По этой причине и назрело кардинальное решение о создании нового проекта устава.
Изначально желание его разработать появилось в городской администрации. Полтора года назад Аркадий Чернецкий выпустил распоряжение о создании комиссии по разработке нового устава. Возглавил комиссию он лично. В рабочий орган вошел я и ряд моих коллег по городской думе второго созыва. Комиссия собиралась два или три раза, сначала работа шла достаточно конструктивно, но затем активность резко пошла на убыль, и уже около года заседания комиссии не проводятся. Тем не менее, задача изменения устава никуда не делась. Это побудило меня и моих помощников в конце лета 2001 года начать работу над своим вариантом устава города. Сейчас она вошла в завершающую стадию, и к середине февраля мы планируем ее закончить.
«Н.Р.»: Какие цели преследует ваш проект?
Александр Шляпин: Наш вариант ставит целью сбалансировать отношения между исполнительной властью муниципалитета и представительным органом. На мой взгляд, мы избежали двух крайностей – наделения чрезмерными полномочиями главы города или, напротив, городской думы.
Тенденции изменения уставов муниципальных образований России показывают, что основной путь развития местного самоуправления – это создание системы «сильный мэр – сильный представительный орган».
В настоящее время у нас есть лишь одна составляющая этой схемы – сильный мэр. Например, глава города может не подписать постановление городской думы, и это не повлечет никаких последствий
«Н.Р.»: Какие изменения вы предлагаете относительно действующего устава?
Александр Шляпин: В первую очередь изменения касаются вопросов отчуждения муниципальной собственности, ее продажи, передачи в залог. Сейчас это исключительные полномочия городской администрации. Дума определяет лишь порядок осуществления этих полномочий, но и в этой части компетенция депутатов прописана нечетко.
Согласно большинству современных уставов российских городов, продажа муниципального имущества осуществляется лишь с согласия представительного органа. В конце концов, первичным собственником городского имущества является население. Городская дума представляет интересы населения, в том числе и в части решения имущественных вопросов.
«Н.Р.»: Собираетесь ли вы наделить городскую думу еще какими-либо полномочиями?
Александр Шляпин: Согласно положениям федерального законодательства, полномочия муниципального представительного органа разделяются на две части – исключительные и те полномочия, которые устанавливаются дополнительно теми или иными нормативными актами федерального или регионального масштаба. В соответствии с ними мы расширили круг закрепленных в уставе полномочий. В нашем варианте устава за городской думой закреплено 16 исключительных полномочий и еще около 30 дополнительных. Для сравнения, в действующем уставе круг исключительных полномочий ограничен семью позициями, дополнительных – шестью. Впрочем, скорее речь идет не то чтобы о расширении сферы компетенции городской думы, а об их конкретизации. Это важно, так как нормы действующего устава исполнительная власть трактует по-своему, например, в вопросах изменения границ районов или контроля над исполнением городского бюджета.
«Н.Р.»: Идет ли речь о перераспределении полномочий между думой и городской администрацией?
Александр Шляпин: В определенной степени да. Наиболее важные вопросы, которые глава города решает единолично, по нашему предложению он должен согласовывать с думой. Это прежде всего вопросы, относящиеся к отчуждению муниципальной собственности, согласование кандидатур на ключевые посты в администрации города – первые заместители, заместители главы города, главы районных администраций. Четкое определение нормативных документов, которые глава города имеет право подписывать единолично и которые должен согласовывать с представительным органом власти.
«Н.Р.»: То есть полномочия мэра урезаются?
Александр Шляпин: В нашем варианте они не урезаются, а даже расширяются и, опять же, более четко фиксируются. Круг полномочий в нашем проекте распределен по сферам деятельности. В физическом выражении описание полномочий главы города занимает более десяти листов. Все эти статьи конкретизируют, каков круг компетенции главы города, каковы полномочия каждого структурного подразделения городской администрации. Мы попытались исключить возникновение ситуаций, когда непонятно, кто отвечает за решение конкретного вопроса.
«Н.Р.»: Вы обсуждали свой проект с администрацией города?
Александр Шляпин: Пока нет. Здесь позиция не политическая или личностная, а чисто техническая. Мы должны для обсуждения предложить готовый документ.
«Н.Р.»: Когда документ будет готов, что вы будете делать?
Александр Шляпин: Предложу его на обсуждение администрации города, коллегам по городской думе, своим однопартийцам и жителям города. Если у кого-то появятся замечания или предложения, мы их проанализируем и постараемся учесть.
«Н.Р.»: Как вы оцениваете вероятность изменения устава города?
Александр Шляпин: На мой взгляд, она очень мала. Соотношение сил в городской думе на сегодняшний день таково, что ни один из вариантов устава, если там будут предложены кардинальные изменения, необходимого для принятия квалифицированного большинства в 18 человек набрать не сможет. Определенные возражения будут и в городской администрации. Камнем преткновения, на мой взгляд, станет вопрос распоряжения муниципальной собственностью. В силу особенностей мышления крупного администратора передача части полномочий в этой сфере городской думе вряд ли возможна. В целом, принятие устава – это длительный процесс. Его положительный итог зависит от согласительных процедур, от желания и воли городской администрации, депутатов, давления общественности на исполнительный и представительный органы власти.
«Н.Р.»: Когда можно ждать каких-либо реальных действий?
Александр Шляпин: Месяца через два-три. К этому времени работа над документом будет завершена и все заинтересованные лица и ведомства уже смогут подготовить свои замечания к предложенному проекту.
Екатеринбург, Михаил Лузин
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2002, «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».