В понедельник Кремль дал понять, что не намерен восстанавливать в стране институт смертной казни (опубликовано на сайте Полит.Ру 19 февраля 2002 года).
Правовое управление Администрации разъяснило, что президент Путин не полномочен отменять действующий мораторий: Конституция прямым указанием запрещает применение смертной казни до тех пор, пока по всей стране не начнут работать суды присяжных. По новому закону, суды присяжных должны быть введены до конца этого года, и для отмены моратория более не будет формальных препятствий. Однако Путин не тянет время. По общему мнению, Кремль не собирается вводить высшую меру, и мнение Думы, которая в пятницу 266 голосами обратилась к президенту с просьбой не ратифицировать мораторий и мягко намекнула, что от него следует отказаться вовсе, будет проигнорировано. Впрочем, ратификация известного Протокола № 6, пока заявленная в думском календаре на март, скорее всего, будет перенесена на неопределенный срок. По мнению экспертов, сегодняшнее положение, выгодное Путину и устраивающее Запад, можно длить сколь угодно долго.
Свою позицию президент четко высказал дважды: на прошлой неделе (на коллегии Генпрокуратуры он привел аргумент о плохом обеспечении неотвратимости наказания), ранее – в начале осени. Тогда Путин резко остановил кампанию в пользу легализации расстрелов, начинавшую приобретать все более угрожающий характер. На этот раз Думу не поддержал ни один чиновник. Только Церковь отметилась дважды: и в конце лета, и теперь она объяснила, что однозначной позиции по смертной казни «у Церкви нет и быть не может», и не следует «сбрасывать со счетов интересы благонамеренных членов общества». Так РПЦ снова недвусмысленно поддержала Думу. Сама же Дума, поставленная народом и Конституцией самостоятельно решать такие вопросы, предпочла просить президента не предлагать ей, Думе, выносить мнение о высшей мере. Такую позу депутат Надеждин в зале заседаний назвал «лакейской и холуйской».
В пятницу центристы раскололись: фракция «Единство» выступила против популистской инициативы «НарДепа», которую единогласно поддержала ОВР и большинство «Регионов России». Михаил Краснов, вице-президент фонда «Индем», предположил в разговоре с «Полит.Ру», что в этом случае Кремль допустил в Думе свободу мнений. Источник «Полит.Ру» в «Единстве» согласен с этим. Источник считает, что голосование в пятницу не показательно: если бы Кремль поставил перед собой задачу ратифицировать мораторий, он получил бы в поддержку заметно больше голосов. Другое дело, что этих голосов все равно было бы недостаточно. Позиция Администрации известна в Думе, и, как говорил ранее «Полит.Ру» Павел Крашенинников, глава комитета по законодательству, формально для вынесения вопроса о ратификации все готово. Осталось провести работу с населением. Источник «Полит.Ру» уверен, что сейчас, когда после серии громких убийств вопрос о смертной казни снова стал предметом обсуждения, президент не будет предлагать Думе ратификацию. На этом сыграл «НарДеп». Но вопрос о восстановлении высшей меры за пределами Думы и Православных епархий уже не обсуждается всерьез. «Милые бранятся – только тешатся», – говорит Краснов. Волна шума от открытых писем должна погаснуть.
Смертная казнь, в сущности, – пока единственный вопрос, в котором президент Путин пошел поперек народа. Безусловно, важнейший фактор здесь – точка зрения Европы, с которой Путин предпочитает считаться в таком деле. Первый расстрел закрыл бы для России все пути интеграции с Европой. Урон положению России был бы нанесен неизмеримо больший, нежели от национализации прессы и чеченских эксцессов. И подавление свобод, и мирные жертвы чеченской войны суть для Европы отвлеченные материи, темы для обсуждения в ПАСЕ, тогда как смертный приговор возмутил бы в иных случаях индифферентное общественное мнение.
Весенняя волна борьбы за смертную казнь уже не несет реальной опасности. Стратегический выбор президента Путина был сделан минувшим летом.
Оригинал материала на сайте Полит.Ру >>>
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2002, «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».