российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Среда, 25 декабря 2024, 23:53 мск

Новости, Кратко, Популярное, Анонсы, Интервью, Видео, Рабкрин

Архив
Балету Евгения Панфилова предстоит жить без Панфилова

Во вторник, 16 июня, в Екатеринбурге открывается фестиваль современного танца, главным действующим лицом которого должен был стать «Балет Евгения Панфилова» из Перми. Но за два дня до начала знаменитый хореограф был найден мертвым в собственной квартире с шестью ножевыми ранениями. (Опубликовано в московской деловой газете «Ведомости» 16 июня 2002 года).

Тем не менее, в Екатеринбурге ничего отменять не стали, только перенесли начало на один день. Этот фестиваль продолжит совсем недавно завершившийся пермский фестиваль, который был посвящен 15-летию «Балета Евгения Панфилова» – единственного в России государственного театра современного танца. Дальнейшая судьба этого театра теперь под вопросом.

За два десятка лет, которые он будоражил общественность, Панфилов поставил чуть ли не сотню спектаклей и бесчисленное количество концертных номеров. 275-летие Перми и 15-летие «Балета Евгения Панфилова» были только поводом для четырехдневного марафона премьер. Из окошка театральных касс не убирали табличку «Все билеты проданы»: на Панфилова устремился весь город – от губернатора со свитой до бритых подростков. Для обычно полупустого оперного театра, на сцене которого шел фестиваль, это была неожиданность, для Панфилова – повседневность: традиция аншлагов сложилась с его первого спектакля «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», поставленного в 1978 году в каком-то ДК для художественной самодеятельности.

Но самодеятельность давно превратилась в профессионалов, труппа неоднократно меняла названия, пока не обрела самое простое и непретенциозное – «Балет Евгения Панфилова», полностью укомплектовалась выпускниками благоверного Пермского хореографического училища, получила государственный статус и тихо стала разрастаться в империю. Еще в 1994 году Панфилов эпатировал мир созданием «Балета толстых», а год назад устроил конкурс «качков» и организовал их в dance-company «Бойцовский клуб». Трехголовую гидру он и презентовал фестивалем, представив каждую компанию новым спектаклем и сведя все их вместе в четвертом, само название которого звучит как музыка: «Шоу-транзит Пермь – Пекин – Рио-де-Жанейро, или Пермские путешественники в Китае бразильской ночью».

Балет для основной труппы, «БлокАда», – готовый материал для будущих монографий: в отличие от зрителей критика предпочитает грустного Панфилова эстрадно-легкомысленному. Этот спектакль идеально встраивается в ряд панфиловских триумфов – свой первый профессиональный приз он получил в 1988 году на Всесоюзном конкурсе балетмейстеров за номер «Жди меня», а два года назад увез «Золотую маску» за спектакль «Бабы. 1945». «БлокАда» трансформируется в зависимости от зрительского опыта каждого: для кого-то оформится памятью о ленинградских блокадных саночках, появляющихся в спектакле, для кого-то – выламывающейся из заголовка буквой А и бесконечным рефреном вклинивающейся в Седьмую симфонию Шостаковича песни «Мы простимся с тобой у порога… ». Во всем противоположные «БлокАде» «Уроки нежности» для двадцати танцовщиц из «Балета толстых» идеально продемонстрировали умение хореографа превратить экзотику – пышнотелых русских женщин – в факт искусства.

Но чтобы оценить хореографа Панфилова, нужно было посмотреть «Тюрягу» – спектакль для новобранцев из «Бойцовского клуба». В нем негде укрыться за исполнителей – за персональную цирковую технику или годами выдрессированный драйв. Этот спектакль, тяжестью интонаций полностью соответствующий музыке классического авангардиста Арво Пярта, Мэрилина Мэнсона, Ника Кейва, группы «Рамштайн», вдруг породил призрак идеальной «Серенады» Баланчина – Чайковского: там – монохромные голубоватые классические туники, у Панфилова – кричащие оранжевые майки и брюки, там – женский кордебалет, здесь – мужской, там – бесконечные вариации на темы простейших батманов, туров, пор де бра, здесь – движения из арсенала утренней зарядки.

Балетмейстерский талант – это не только умение накручивать револьтады на кабриоли и удобрять их арабесками да рондами. Именно этот талант выделяет Панфилова среди большинства современных хореографов. С его исчезновением из российского современного танца возникает невосполнимая пустота. В отличие от большинства своих коллег он ставил жизнеспособные спектакли – те, которые продолжали жить по много лет и после проката на престижных фестивалях. В отсутствие самого Панфилова, возможно, они позволят сохранить труппу, которая считается нашим лучшим коллективом современного танца.

Оригинал материала на сайте «Ведомостей» >>>

Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42

© 2002, «Новый Регион»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках