Неожиданный для многих рост инфляции в первом полугодии 2002 года (9 процентов) привел к очередному этапу разговоров о том, можно ли ей управлять. Эксперт «Нового Региона», заместитель председателя бюджетного комитета областной думы Илья Борзенков убежден, что можно.
По словам Борзенкова, большинство людей считает инфляцией изменение цен на товары и услуги. Люди вполне резонно связывают свой уровень жизни с цифрами на ценниках. Между тем, и у розничной торговли, и у государства есть свои возможности для того, чтобы сделать товары в магазинах доступнее или дороже. Опыт развитых рынков показывает, что укрупнение розничного бизнеса, введение новых систем обработки информации, рост числа торговых сетей значительно сокращает цепочку «производитель – потребитель», а значит, и подрывает бизнес большинства оптовиков, которые, собственно, и составляют в значительной степени государственно стимулируемый малый бизнес.
Кроме того, крупная торговая сеть может осуществлять значительное давление на ценообразование производителей. Около месяца назад одна из крупнейших российских розничных сетей объявила о том, что планирует исключить из ассортимента своих магазинов ряд товаров всемирно известных компаний P&G, Unilever, Danone по причине завышенных цен. Хотя ультиматум был оставлен без ответа, это говорит о том, что розничные операторы почувствовали свою рыночную власть и будут стремиться использовать ее все чаще и чаще.
Исключение определенных брендов из розничной сети может привести как к снижению розничных цен, так и к падению рентабельности производства товаров повседневного спроса, вымыванию значительного числа брендов с рынка и, как следствие, сужению зоны потребительского выбора. Таким образом, говорит Илья Борзенков, необходим тщательный анализ деятельности крупных розничных операторов. Если выяснится, что их деятельность негативно влияет на рынки товаров повседневного спроса, то к ним следует применять антимонопольное законодательство. Наконец, у нас практически отсутствуют законодательно закрепленные методы регулирования розничной деятельности, и их разработкой необходимо заниматься уже сейчас.
Екатеринбург, Марина Паукова
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2002, «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».