(драматическое действо в семи актах)
«Есть еще некоторые СМИ, которые нам не удается заткнуть»
Аркадий Чернецкий
В августе этого года полностью была выжжена квартира директора медиа-холдинга «4 канал» Игоря Мишина. Преступников, кстати, весьма профессионально выполнивших свое черное дело, до сих пор не нашли. Мы предлагаем свою версию происшедшего этим жарким предвыборным летом. Все изложенное в статье – всего лишь гипотеза. Однако эта гипотеза кажется нам весьма правдоподобной. Тем более что она подкреплена фактами, которые без труда увязываются в одну логическую цепочку.
Акт первый. «Независимость - хорошо, а денежки не помешают»
Эта пронзительная и поучительная история началась примерно год назад. И началась она со встречи двух весьма известных людей – генерального директора медиа-холдинга «4 канал» Игоря Мишина и мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого. Приближение губернаторских выборов внесло некое оживление в их разговор – политик и медиа-магнат договорились о сотрудничестве в предвыборный период. Предполагалось, что сначала «4 канал» будет исподтишка «лягать» губернатора, формируя определенное мнение избирателей, а уже в июне-июле одна из ведущих телекомпаний Урала должна была бросить все свои информационные и технологические мощности на поддержку Аркадия Михайловича. Естественно, что все это делалось бы не «за идею», а за определенную сумму денег. Беремся предположить, что за очень немаленькую сумму.
Верность этих предположений подтверждает несколько фактов: те, кто внимательно следил за развитием кампании и работой СМИ в этот период, могут вспомнить, как в течение зимы – весны этого года «4 канал» то и дело поддевал губернатора, выставляя его если не дураком, то уж бесперспективным политиком точно. Все материалы и сюжеты выстраивались в определенном ключе. Например, в одном из выпусков новостей «4 канал» продемонстрировал зрителям падение рейтинга популярности Эдуарда Росселя. В качестве исходных материалов были взяты выпуски двух совершенно разных журналов за прошлый и нынешний год. По одному из них, прошлогоднему, Россель занимал 13 место в рейтингах, по другому – более свежему – только 48 место. То, что использование разных рейтингов из разных изданий, по меньшей мере, некорректно, было известно всем. Но в данном случае это не имело значения.
А то, что деньги все-таки были получены, подтверждает еще один момент – в это же время «4 канал» перебирается с Московской горки в новое помещение на Хохрякова, которое активно ремонтируется и оснащается.
Акт второй. «Между двух огней»
Губернатор Россель, видя, что ситуация складывается не в его пользу, предпринимает ответный ход. По своим каналам он ставит в известность о происходящем московского медиа-магната Гусинского, убеждая последнего поставить Мишина на место. По всей видимости, Гусинский, вняв доводам Росселя, пообещал ему разобраться в ситуации и оказать давление на «4 канал». Игорь Мишин понимает, что он оказался в весьма двусмысленном положении, и если ситуация и дальше будет развиваться подобным образом, то ему придется вернуть деньги заказчику – Аркадию Чернецкому.
Деньги возвращать Мишину не хотелось, тем более что часть их уже была потрачена на ремонт и переезд. Для того чтобы обезопасить себя, Мишин обратился к одному из руководителей НТВ и своему покровителю – Игорю Малашенко.
После беседы с Малашенко, который в свою очередь побеседовал с Гусинским, было принято поистине соломоново решение: «4 канал» будет придерживаться объективной позиции. К тем же выводам пришел и близкий к Гусинскому и НТВ лидер движения «Яблоко» Григорий Явлинский, что и продемонстрировал, посетив в мае Екатеринбург.
Тогда Явлинский показательно встретился и с губернатором Росселем и с мэром Чернецким, отказав, между тем, в поддержке и тому и другому. И это было понятно и объяснимо – в предвыборной борьбе очень просто попасть впросак, если тот кандидат, на которого сделаны ставки, придет к финишу не первым, а то и третьим.
Именно торопливость в этих тонких вопросах создала ряд проблем незадачливому мэру Москвы. Сначала Лужков пообещал поддержку Росселю, затем невнятно пробормотал слова одобрения в адрес Чернецкого, а в итоге – пришлось отпираться от всех ранее данных обещаний.
Чтобы не оказаться в такой неприятной ситуации, Явлинский предпочел наблюдать за выборами губернатора со стороны и то же самое посоветовал делать и директору «4 канала» Игорю Мишину.
Акт третий. «Верните наши денежки»
После общения Игоря Мишина с московскими покровителями «4 канал» пытается занять объективную позицию.
На языке местных СМИ это означает, что помаленьку достается всем: «4 канал» немного лягает Росселя, чуть-чуть задевает Чернецкого, в общем, старается угодить и тому и другому.
Однако «заказчик» Чернецкий от такой работы своих партнеров приходит в раздражение. Он понимает, что за те деньги, которые, по этой версии, были заплачены Мишину, «4 канал» уже давно должен был бы начать «мочить» Росселя по полной программе, однако до сих пор этого не произошло.
Между тем, прогубернаторские СМИ усиливают информационный натиск на мэра, их нападки становятся все резче и обидней. Единственно возможным достойным ответом на развязанную самим же Чернецким информационную войну (вспомним «Екатеринбургский городской обозреватель») было бы отыгрывать все атаки в эфире такой влиятельной телекомпании, как «4 канал».
Давление на «4 канал» со стороны Серого дома снова усиливается. И вполне вероятно, что между главными действующими лицами – Мишиным, Чернецким и Тунгусовым – состоялся следующий диалог:
Тунгусов – Чернецкий: Ну что, Мишин, когда начнешь отрабатывать деньги? Все, что сейчас делается в эфире «4 канала» никуда не годится, это совсем не то, о чем мы договаривались…
Мишин: Я не хочу превратиться в Шеремета. В конце концов, для нас это непозволительная роскошь – у нас есть репутация. К тому же на меня оказывает давление Гусинский. Так что ничего подобного не будет. Мы не договаривались, что я буду вторым Шереметом.
Тунгусов – Чернецкий: Как не договаривались? Договаривались. Но за такую лажу, которую вы сейчас гоните, те деньги, которые были заплачены – слишком дорогая плата. Россель Шеремету так не платит. Или начинай работать, или верни деньги.
Мишин: Ребята, денежки я вернуть не могу, потому что я вложил их в ремонт офиса. Да и не хочу. А тихонечко на вас я работаю.
Тунгусов и Чернецкий: Ну, ты еще об этом пожалеешь. И сам обеднеешь, и денежки отдать придется…
Акт четвертый. «А гори оно все синим пламенем»
Игорь Мишин прислушался к угрозам своих бывших заказчиков и решил переждать «смутные времена» где-нибудь вдали от Екатеринбурга. Он уезжает из города и большую часть времени проводит в Москве или за границей. В это же время поджигают его квартиру – в качестве урока и в знак предупреждения. Буквально через несколько дней происходит самовозгорание (а по всей видимости, самоподжог) дачи Тунгусова. Эти два события легко увязываются одно с другим, и не только по времени. Чернецкий знал, что готовится поджог квартиры директора «4 канала». И он же спланировал поджог дачи своего ближайшего помощника. Потому что один поджог – это месть. А два – это уже череда политического террора. То, что одна из «жертв» – человек из команды оппозиции губернатору, придало всему этому фейерверку некую политическую адресность. Пусть, мол, обыватель задумается, кому мешает Тунгусов, а с ним за компанию и Мишин.
Однако легко догадаться, что политический террор планируется не за два дня. А значит, тот, кто готовил поджог дачи Тунгусова (а, возможно, это был сам Тунгусов), был заранее прекрасно осведомлен о том, что за несколько дней до этого будет совершен поджог квартиры Игоря Мишина.
Акт пятый. «Это точно связано с политикой»
Поджог квартиры производит на Игоря Мишина удручающее впечатление. Он продолжает скрываться, находясь попеременно то за границей, то в Москве. Однако многим ясно, что причины поджога кроются не в коммерции и не в личной вражде.
Из всех семи версий, рассматриваемых следствием (вражда на рекламном рынке, коммерческая конкуренция, бытовая версия и пр.) наиболее вероятной остается одна – политическая. Это же в завуалированной форме Мишин говорит месяц спустя на пресс-конференции журналистам: «Я думаю, у кого-то были личные претензии ко мне и он использовал политические рычаги, чтобы отомстить».
Одному из своих ближайших друзей, Игорю Ковпаку, Мишин обрисовал ситуацию более конкретно: «Это точно связано с политикой, но я не буду сейчас говорить, кто это сделал».
Акт шестой. «Клин клином вышибают»
Между тем наступает 29 августа. Аркадий Чернецкий с треском проигрывает губернаторские выборы и вылетает на время из политической обоймы. Мишин понимает, что проигрыш озлобит Чернецкого еще больше, а значит, угроза не только не прошла, она стала еще более реальна, чем до дня голосования. Тогда директор «4 канала» предпринимает несколько последовательных ходов. Он обзаводится весьма надежной личной охраной и, постоянно находясь за пределами Екатеринбурга, продолжает управлять компанией на расстоянии. Далее он отправляется к Гусинскому и Малашенко и убеждает их включить свою фамилию в списки кандидатов в депутаты Государственной Думы. При этом он понимает, что, попадая в Думу, он сможет максимально себя обезопасить. С одной стороны, он получит депутатскую неприкосновенность на случай попыток Чернецкого подобраться к нему юридическими методами через налоговые проверки. С другой стороны, убийство депутата Госдумы – это событие российского масштаба, которое, безусловно, прозвучит во всех СМИ и вызовет отклик общественного мнения по всей стране. Да и стоит оно значительно дороже, нежели убийство, например, какого-нибудь директора регионального медиа-холдинга. В итоге Мишин становится первым номером в региональном списке движения «Яблоко». Кроме этого он начинает публично нападать на Аркадия Чернецкого, давая тому понять, что переводит противостояние в публичную плоскость. И если давление будет продолжаться или, что еще хуже, усиливаться, Мишин не постесняется огласить некоторые интересные факты, касающиеся своего противника. Этот сигнал Чернецкому лишний раз свидетельствует о том, что Мишин знал, кто был автором поджога его квартиры. Если вспомнить фразу, сказанную в беседе с Ковпаком, то можно предположить, что могло быть два «подозреваемых» – губернатор и мэр. Однако, нападая именно на Чернецкого, Мишин, фактически, указал, кто приложил к этому руку.
Акт седьмой. «На войне как на войне»
Но прекратить войну гораздо сложнее, чем начать – оскорбленное самолюбие и потеря большой суммы денег заслонила в сознании Чернецкого все разумные доводы. Он не внял предупреждениям Мишина и продолжил сражение. Способ досадить медиа-магнату был выбран действенный. Чернецкий, Тунгусов и телекомпания «Студия-41» объединили свои усилия и начали переманивать сотрудников «4 канала» на «41-й».
Использовалась одна простая схема: на беседу приглашался сотрудник «четверки», его расспрашивали о зарплате на «4 канале», тут же предлагали сумму в три раза больше и указывали на новое рабочее место. Например, редактору программы новостей Анне Титовой за переход на «Студию-41» была предложена квартира в Москве и внушительная сумма денег. Титова отказалась, но некоторые рядовые операторы и корреспонденты приняли предложение Тунгусова и сменили место работы. В узких кругах Владимир Тунгусов как-то обронил знаковую фразу о том, что отнимет у Мишина все и деваться ему теперь некуда.
Естественно, что и сам Мишин не сидит, сложа руки. В ответ на атаки со стороны Серого дома директор медиа-холдинга «4 канал» упрочил контакты с Белым домом и попросил у областных властей защиты от «кровавого произвола». Кроме того, он пожаловался на действия Чернецкого своим московским друзьям – Гусинскому и Малашенко. Говорят, что рассказ о терроре произвел на них неизгладимое впечатление и привел в ярость. Ожидается, что во время своего скорого предвыборного визита в Екатеринбург общий друг НТВ-шников, лидер движения «Яблоко» Григорий Явлинский очень резко выскажется против Аркадия Чернецкого.
А нам представится возможность еще раз проверить истинность этой версии. Потому что если все именно так и произойдет, то это станет еще одним звеном в представленной логической цепочке, а также безусловным подтверждением тому, что следы поджога квартиры директора медиа-холдинга «4 канал» Игоря Мишина стоит искать в Сером доме – месте, где рождается и процветает политический террор.
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2000, Григорий РЯБОВ, специально для «Регион-Эксперт»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».