В четверг уральский ученый Владимир Соковнин, основатель фасцинологии (науки о «чарующем» поведении животных и человека – прим. «Нового Региона») заявил в интервью агентству, что для борьбы с терроризмом необходимо использовать не только профессиональные силовые спецслужбы, но и возможности науки.
В. Соковнин считает, что в связи с последними событиями в Москве, фасцинология может оказать существенную помощь в профилактике экстремизма и терроризма, в разрушении экстремистского сознания и психологии. Соковнин предлагает создать в России научно-исследовательский Центр антиэкстремистской и антитеррористической фасцинологии.
По словам Владимира Соковнина, социальной науке давно известен так называемый «чарующий дьяволизм» в экстремальном поведении людей, что и делает его в эпоху социальной напряженности и «чумы» весьма распространенным, а иногда и массовым феноменом.
«Н.Р.»: Расскажите, что это за феномен?
Владимир Соковнин: Как мы убедились на примере последних событий, этот «чарующий дьяволизм» толкает одних людей в «демоническо-театральное» и психопатическо-истероидное поведение, других – в суггестивное, то есть подсознательно-внушенное преклонение перед «авторитетами» такого поведения: Гуру, Учителями, Мессиями, Спасителями, Великими Магами, Магистрами и так далее. Это характерно для так называемых «нетрадиционных религиозных сект», молодежных экстремистских группировок, разного рода агрессивных «неформалов» и «экстремалов», а также экстремистских и террористических организаций. А иногда он охватывает целые народы.
Именно поэтому для всех вышеназванных человеческих сообществ, в том числе преступных, характерна сценичность, театральность, фасцинативный ритуализм и «колдовская» обрядовость. Более того, без мощной фасцинативной составляющей такого поведения попросту не бывает, оно рассыпается, так как только фасцинативные механизмы способны придавать ему синэнергетику и магическое групповое сцепление. Исчезновение (или разгром) фасцинативности влечет за собой исчезновение подобных форм поведения и распад сообществ.
С другой стороны, точно так же давно отмечено существование феномена «очарования экстремально-ужасного», что выливалось во все времена в тягу к «смертельно-ужасному»: участию в ритуалах человеческих жертвоприношений в древние времена (надо отметить, что подобные ритуалы существуют только у людей, животные таких жертвоприношений не применяют), страстному созерцанию экстремальных зрелищ (боев гладиаторов, корриды, собачьих боев и т. п.), смертных казней и расстрелов, сцен реального насилия (драк, погонь, экзекуций и т. п.) и экстремального спорта.
«Н.Р.»: И все-таки, на современных примерах вы можете это показать?
Владимир Соковнин: Свидетельством такой массовой «тяги созерцания ужасного» может служить огромное количество «любопытствующих зевак» при расстреле из танков Дома правительства в 1991 году, а также толпы «любопытных» в дни трагедии с заложниками в Москве.
Кстати, действие именно фасцинативных закономерностей приводит и к так называемому «стокгольмскому синдрому», когда заложники начинают вдруг симпатизировать террористам, наделяют их качествами благородства, справедливости и «высокой идейности», и «сердятся» на «непонятливое» правительство.
Всё это, как вы наверно понимаете, происходит отнюдь не случайно и вовсе не из-за «бескультурья и невежества». Глубинные фасцинативные механизмы «очарования» экстремального девиантного поведения во многом еще не раскрыты, так как только-только начинают изучаться учеными. Тем не менее они существуют и лежат, в частности, в основе многих известных и порой непривлекательных явлений «массовой культуры». И управление ими может быть поставлено на службу борьбы с экстремистами и террористами. Первые открытия уже сделаны. Так, в рамках фасцинологии мы разрабатываем весьма результативные технологии «фасцинативного шума» и «фасцинативных атак». Но в свете происходящих в мире и в России трагических событий необходимы развернутые, тщательные экспериментальные исследования фасцинативных сторон экстремальности и экстремизма. Безусловно, они могут носить в своей прикладной части секретный характер, так как «чарующие» фасцинативные механизмы очень эффективны, способны отключать критическое сознание и могут быть крайне опасны в преступных руках. Уже фасцинативно-плутовские приемы профессиональных мошенников, весьма ловко использующих их для «отъема денег и ценностей без применения насилия», свидетельствует об этом.
«Н.Р.»: Эти исследования уже получили где-нибудь практическое воплощение?
Владимир Соковнин: В настоящее время мы разрабатываем проект такого научно-исследовательского центра. Но будет ли он востребован в «Отечестве, где своих пророков не бывает»? И кто его сможет финансировать в нищей стране? Хотя, цена-то за недостаточную экипировку против терроризма безмерна – жизни тысяч людей.
От редакции. Ближайшее время покажет, сможет ли Владимир Соковнин осуществить план создания научно-исследовательского Центра антиэкстремистской и антитеррористической фасцинологии, о котором он рассказал «Новому Региону», или екатеринбургского ученого перехватит какая-нибудь богатая страна, крайне заинтересованная во всестороннем усилении своего антитеррористического арсенала.
Агентство будет следить за развитием ситуации.
Ссылки по теме:
На Урале создана новая наука «массового очарования» >>>
Екатеринбург, Ольга Панфилова
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2002, «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».