В четверг «Металлургический бюллетень» публикует материал, посвященный состоянию трубной промышленности России.
Как пишет «МБ», по итогам третьего квартала зафиксирован рост объемов производства на 19 процентов – это едва ли не лучший показатель в российской металлургии. Трубная металлургическая компания (ТМК) сообщает, что за 9 месяцев увеличила отгрузку труб на 20 процентов. Синарский трубный завод (СинТЗ) в июле вышел на рекордный уровень производства за свою историю (53 тыс. тонн труб). А Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ) за три квартала заметно превзошел (630 тыс. тонн) объем производства за весь 2002 год. Причина этого – рост добычи нефти и газа.
К примеру, чистая неконсолидированная прибыль «Газпрома» за первое полугодие увеличилась в 6,8 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигла почти $ 4 млрд. Запланированные дивиденды ЮКОСа в $ 2 млрд. вообще раздражают большинство политиков. Схожая ситуация с доходами почти у всех российских нефтегазовых концернов, поэтому их инвестиции в производство и реконструкцию нефтегазовой отрасли быстро растут. А если нефтегазовая отрасль модернизируется, то есть растущий фронт работ и у нашей трубной промышленности.
Среди проблем трубной промышленности – фактический крах проекта завода по производству труб большого диаметра (ЗТБД) в Нижнем Тагиле (Свердловская область). Его инициатору – «Евраз-холдингу» – за несколько лет не удалось ни получить гарантий «Газпрома», ни привлечь серьезных инвестиций в новое производство. Как пишет «МБ», в Нижнем Тагиле построена только пустая стройплощадка, а новое рассмотрение проекта отложено до 2005 года. «Газпром», потеряв проект Нижнетагильского ЗТБД, где он был акционером, от проблем развития российской трубной отрасли фактически устранился.
Аналитики считают, что, таким образом, сегодня на российском рынке осталось только три серьезных проекта по производству ТБД диаметром до 1.420 мм.
Независимых трубных производств, пишет «МБ», в мире немного. Они чаще возникали как подразделение мощных металлургических (машиностроительных) корпораций (US Steel, Ipsco, Sumitomo, Kawasaki Steel, Thyssen Krupp) или поглощались ими (Mannesman/SMS Demag/Meer и т.д.). Лучший путь для «независимых» трубников, чтобы выскользнуть из-под пресса могучих заказчиков (нефтегазовые концерны) и неслабых поставщиков (металлургические комбинаты), – слияние с последними. Объединение с металлургическим производством как минимум значительно снижает издержки трубников.
В 2002 году Объединенная металлургическая компания (ОМК) пыталась создать производство ТБД совместно с «Северсталью» (знаменитый «Альянс 1420»). Тогда проект не был реализован. Тем не менее, компании не отказались от реализации этих планов, и в будущем мы сможем стать свидетелями возрождения этого проекта. Только уже на принципиально иной основе. Очевидно, что мощная «Северсталь» не только не потеряла интерес к реализации данного проекта, но, напротив, еще более укрепилась в намерении занять нишу производства трубы 1420. Поэтому на сей раз речь, скорее всего, идет не об объединении усилий двух компаний, как это было год назад, а о возможном поглощении «Северсталью» трубного производства ОМК. Во всяком случае аналитики называют сценарий продажи производства труб 1.420 ОМК-«Северстали» наиболее реальным. В этой связи интересна информация известной консалтинговой фирмы Mc. Kinsey, которая предложила ОМК решить острую проблему с обеспечением трубной заготовкой посредством создания альянса с «Северсталью» (при этом рассматривался и вариант участия «Северстали» в акционерном капитале ОМК). Естественно, рекомендации консультанта, на протяжении многих лет работающего с «Северсталью», являются свидетельством серьезного изучения вопроса возможности слияния-поглощения двух компаний. Поэтому можно прогнозировать появление на рынке весьма мощного игрока, который сконцентрирует у себя ряд технических, экономических и организационных преимуществ, вплоть до возможностей успешного лоббирования интересов производства на всех уровнях.
Другой мощный трубный холдинг – Трубная металлургическая компания (ТМК), – который пока остается единственным в России производителем труб 1.420, – расстаться с рентабельным и наращивающим производство Волжским ТЗ, видимо, не захочет. Решение о создании собственного металлургического производства в ТМК, похоже, является окончательным. К примеру, 5 ноября пришло известие с берлинского инвестиционного форума «Юг России – 2003», где немецкая сторона подтвердила намерение инвестировать строительство металлургического комбината в Волгоградской области. Сбыт его продукции планируется, прежде всего, на Волжский ТЗ.
Подробнее об этом в материале «Нефть, газ и трубы – причинно-следственные связи», который «Новый Регион» приводит полностью на сайте Urfo.Org в рубрике «Публикации».
Москва, Михаил Дежнев
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2003, «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».