Тринадцать лет исполняется 19 августа со дня последнего в советской истории коммунистического переворота. В конце лета 1991 года первый президент СССР Михаил Горбачев находился на отдыхе в Крыму. Тогда же вице-президент Советского Союза Геннадий Янаев, премьер-министр Валентин Павлов, министр обороны Дмитрий Язов, председатель КГБ Владимир Крючков, председатель Крестьянского союза Василий Стародубцев, зампред комитета совета обороны Олег Бакланов, министр внутренних дел Борис Пуго и президент ассоциации государственных предприятий, свердловчанин Александр Тизяков, сформировали Государственный комитет чрезвычайного положения, сокращенно – ГКЧП. В СССР было объявлено чрезвычайное положение. На улицах появились баррикады, радио замолчало, а по телевизору транслировали «Лебединое озеро». До сих пор этот балет вызывает у россиян определенные ассоциации. «Лебединое озеро, танки, шумиха, – все это был один большой спектакль, – говорит депутат Госдумы от Свердловской области, непосредственный участник событий, вставший тогда на сторону ГКЧП, коммунист Николай Езерский. – Только по прошествии лет я понимаю, что все это было кем-то срежиссировано, и более того, согласовано с Горбачевым». По словам коммуниста, он лично знаком с двумя свидетелями того, как первый президент СССР давал «добро» на переворот. За поддержку ГКЧПистов Николай Езерский (в 91 году – второй секретарь Горкома партии в Первоуральске) поплатился работой, однако позицию не сменил. Поддерживает однопартийца и другой уральский коммунист Владимир Стариченко, по его словам, у ГКЧПистов была возможность свергнуть горбачевский режим и спасти Советский Союз от развала, однако бунтари «смалодушничали, и не довели дело до конца».
Непосредственный ГКЧПист екатеринбуржец, бывший директор ЗИК Александр Тизяков утверждает, что принципами участники переворота никогда не торговали и считают себя «последними русскими патриотами».
Отношение к нынешнему президенту у постаревших путчистов такое же, как в свое время к Ельцину и Горбачеву – подонок. «Так же, как и предшественники, участвует в развале страны. Усугубляет ельцинские реформы», – говорит Тизяков.
По его мнению, Путин просто обязан сделать все для того, чтобы остановить обнищание россиян. И, меры эти, конечно, должны быть «чрезвычайными». «Есть объективный фактор развития человечества, согласно этому фактору мы все рано или поздно придем к социализму», – уверен Александр Тизяков.
Однако проведенные социологические исследования показывают, что большинство россиян ни 13 лет назад, ни тем более сейчас, не желают «идти к социализму». По данным всероссийского центра изучения общественного мнения, только двенадцать процентов респондентов отметили, что в 1991 году их симпатии были на стороне ГКЧП, а 28-30 процентов, напротив, симпатизировали противникам путча (Борису Ельцину и другим). Тридцать девять процентов опрошенных говорят, что не испытывали симпатии ни к одной из сторон. Сорок один процент опрошенных сообщили, что вообще не успели разобраться в ситуации, 19 % уверены, что и во второй раз не сумели бы понять, что к чему. Согласно данным ВЦИОМ, примерно 45 процентов респондентов рассматривают путч как проявление борьбы за власть между разными группами в высшем руководстве страны. Для 25 процентов опрошенных события 1991 года – это трагедия, имевшая гибельные последствия для страны и народа. И только 10 процентов считают, что это была победа демократии, покончившей с властью КПСС.
Екатеринбург, Дарья Травкина
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2004, «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».