Александр Хабаров, который на всем протяжении кампании оставался ее лидером, не победил на выборах в депутаты Государственной Думы, снова столкнувшись с главной проблемой Орджоникидзевского округа – голосованием против всех. Более того, в последний момент с небольшим отрывом на первое место едва не вышла Надежда Голубкова.
Какие же ошибки были совершены командой Хабарова?
Во-первых, кандидат Хабаров не был правильно позиционирован. Вместо того чтобы полностью изменить имидж и выйти на новые электоральные горизонты, Хабаров продолжал играть на навязанном ему поле «оправдывающегося бандита» и вновь получил недостаточное для победы количество голосов.
Что подразумевается под «новым имиджем»? Хабаров должен был предстать перед избирателями в качестве кандидата, несущего новые идеи и интересные предложения. Люди должны были увидеть не лидера ОПС «Уралмаш», а кандидата педагогических наук Александра Алексеевича Хабарава.
Вообще, привязка кандидата к ОПС «Уралмаш» представляется крайне неудачным решением. Со времени создания Союза наблюдатели постоянно отмечали, что его лидерам никогда не удастся отмежеваться от крепко сидящего в народном сознании негативного восприятия «Уралмаша». Гораздо целесообразнее было бы назвать Союз как-нибудь иначе, нейтрально, что заставило бы оппонентов тратить массу усилий на создание в умах избирателей связки этой организации с печально известными «уралмашевцами» Терентьевым и Курдюмовым.
Название же ОПС «Уралмаш» играет против его членов: стоит только добавить к названию организации «тот самый» или «пресловутый», как все усилия Союза представить себя в качестве общественно-политической организации с положительным имиджем идут прахом.
Во-вторых, изначально неверно была выбрана идеология выборной кампании. Два главных слогана, с которыми шел Хабаров, никак не связаны между собой и абсолютно бессодержательны.
Действительно, никакой внутренней связи между слоганами «Действую по праву!» и «Урал – уральцам!» нет.
Слоган «Действую по праву!» вообще совершенно неуместен в кампании такого кандидата, как Хабаров. Учитывая навязываемую его оппонентами тему «того самого «Уралмаша», он действует в минус Хабарову, лишний раз наводя избирателя на тему права и правоохранительных органов.
Слоган «Урал – уральцам!» хорошо звучит, но это типичный пример «пустого слогана», то есть сочетание слов, не несущее никакого смысла. Сконструированный по типу «Россия – русским!», он в то же время лишен необходимой таким конструкциям конкретности.
Для наполнения этого слогана содержанием необходима особая, агрессивная кампания, строящаяся на противопоставлении Урала чему-нибудь или кому-нибудь. Прежде чем обещать уральцам Урал, надо доказать, что Урал у них кто-то пытается отобрать. Ничего подобного сделано не было, если не считать более чем неудачной листовки про то, что Хабаров не пустил на Урал «хаттабов». Сочетание образа этакого защитника с имиджем законо-послушного бизнесмена рождает ряд вопросов: каким образом председатель ОПС «Уралмаш», занимающийся, судя по рекламе, исключительно благотворительностью, сумел защитить Урал от бандитов?
В-третьих, пропагандистская продукция штаба Александра Хабарова была вопиюще непрофессиональной и потому не подействовала на избирателей необходимым образом.
Растяжки со слоганом «Действую по праву!», билборды со слоганом «Урал-уральцам!», видеоролики в неудачных сине-зеленых тонах и крайне неудачным изображением кандидата – все это указывает на нескоординированность, более того, непрофессиональность работы штаба кандидата.
Особого разговора заслуживает газета «Слово и дело». Низкое качество печати и убогое содержание этого издания вызывали закономерное удивление у наблюдателей. Ресурсы кандидата вполне могли обеспечить принципиально иной качественный уровень печатной продукции.
На фоне других агитационных материалов, распространяемых в городе, агитационная продукция штаба Александра Хабарова значительно проигрывала, что явно не добавило сторонников кандидату. К тому же навязчивое и неоднократное распространение по одним и тем же районам одних и тех же агитационных материалов вызывало у избирателей раздражение, которое не добавляло желания отдать свой голос Александру Хабарову.
Самое главное – полное отсутствие в кампании каких-либо свежих идей. Особенно симптоматично то, что ролики Семен Спектора и Александра Хабарова были скандально однотипны, что явно сыграло во вред обоим. Все приемы, использованные штабом Хабарова, уже многократно использованы в других кампаниях, причем в недавних кампаниях, а потому неэффективны. Хотя очевидно, что такому кандидату, как Хабаров необходимы свежие решения и принципиально новые подходы.
Выводы
Новые выборы по Орджоникидзевскому округу все-таки оставляют Александру Хабарову возможность стать депутатом. Но для этого необходимо учесть все недоработки предыдущих трех кампаний и полностью изменить тактику и стратегию работы с электоратом. В противном случае эта кампания будет развиваться точно так же и приведет к подобным же, неудовлетворительным, результатам. Участие в выборах Надежды Голубковой, поддерживаемой городской администрацией, еще более осложняет дело: как выясняется, она имеет шансы победить на выборах.
Представляются возможными и перспективными две стратегии, основанные на противоположных подходах к построению имиджа кандидата и всей кампании по выборам в Орджоникидзевском округе.
Стратегия первая, «отрицательная». Психологически она наиболее трудна для кандидата и его штаба, но способна привести к победе в довыборах и дать кандидату четыре года работы в Думе для смены имиджа на «положительный».
Суть этой стратегии заключается в отработке простой и жесткой логики: «мы голосуем за Хабарова, чтобы он уехал из города». Учитывая большой процент избирателей, участвующих в выборах и голосующих против всех, эта мотивация может успешно сработать.
Применяя эту стратегию, кандидат должен «засветиться» с заявлениями типа «когда я стану депутатом, я уеду в Москву и буду жить там, чтобы участвовать в работе Думы». Параллельно в округе должны распространяться листовки с текстами, призывающими проголосовать за Хабарова и таким образом избавить от него город. Естественно, что и агитация за Хабарова тоже должна вестись, чтобы мобилизованный ранее электорат проголосовал за него.
Стратегия вторая, «положительная». Она гораздо более сложна, но психологически значительно комфортнее, и для избирателей, и для кандидата.
Главная идея кампании – показать Александра Хабарова не как лидера ОПС «Уралмаш», а как личность, кандидата педагогических наук, спортсмена.
Кандидат должен быть искренним, убедительным и четко позиционированным. Необходимо определить образ кандидата и тщательно следить за его сохранением. Главное – отказаться от не оправдывающего себя имиджа, который отрабатывался в предыдущих кампаниях: застегнутый на все пуговицы хмурый «серьезный» человек.
Несколько месяцев, оставшихся до повторных выборов, позволяют полностью изменить имидж кандидата. Но это очень тонкая работа, требующая привлечения профессионалов достаточно высокого уровня.
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2000, «Регион-Эксперт», Фёдор КРАШЕНИННИКОВ
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».