АЛЕКСАНДР ХАБАРОВ: *ШАНСЫ НА ПОБЕДУ СОХРАНЯЮТСЯ
Александр Хабаров, который на всем протяжении кампании оставался ее лидером, не победил на выборах в депутаты Государственной Думы, снова столкнувшись с главной проблемой Орджоникидзевского округа – голосованием против всех. Более того, в последний момент с небольшим отрывом на первое место едва не вышла Надежда Голубкова.
Какие же ошибки были совершены командой Хабарова?
Во-первых, кандидат Хабаров не был правильно позиционирован. Вместо того чтобы полностью изменить имидж и выйти на новые электоральные горизонты, Хабаров продолжал играть на навязанном ему поле «оправдывающегося бандита» и вновь получил недостаточное для победы количество голосов.
Что подразумевается под «новым имиджем»? Хабаров должен был предстать перед избирателями в качестве кандидата, несущего новые идеи и интересные предложения. Люди должны были увидеть не лидера ОПС «Уралмаш», а кандидата педагогических наук Александра Алексеевича Хабарава.
Вообще, привязка кандидата к ОПС «Уралмаш» представляется крайне неудачным решением. Со времени создания Союза наблюдатели постоянно отмечали, что его лидерам никогда не удастся отмежеваться от крепко сидящего в народном сознании негативного восприятия «Уралмаша». Гораздо целесообразнее было бы назвать Союз как-нибудь иначе, нейтрально, что заставило бы оппонентов тратить массу усилий на создание в умах избирателей связки этой организации с печально известными «уралмашевцами» Терентьевым и Курдюмовым.
Название же ОПС «Уралмаш» играет против его членов: стоит только добавить к названию организации «тот самый» или «пресловутый», как все усилия Союза представить себя в качестве общественно-политической организации с положительным имиджем идут прахом.
Во-вторых, изначально неверно была выбрана идеология выборной кампании. Два главных слогана, с которыми шел Хабаров, никак не связаны между собой и абсолютно бессодержательны.
Действительно, никакой внутренней связи между слоганами «Действую по праву!» и «Урал – уральцам!» нет.
Слоган «Действую по праву!» вообще совершенно неуместен в кампании такого кандидата, как Хабаров. Учитывая навязываемую его оппонентами тему «того самого «Уралмаша», он действует в минус Хабарову, лишний раз наводя избирателя на тему права и правоохранительных органов.
Слоган «Урал – уральцам!» хорошо звучит, но это типичный пример «пустого слогана», то есть сочетание слов, не несущее никакого смысла. Сконструированный по типу «Россия – русским!», он в то же время лишен необходимой таким конструкциям конкретности.
Для наполнения этого слогана содержанием необходима особая, агрессивная кампания, строящаяся на противопоставлении Урала чему-нибудь или кому-нибудь. Прежде чем обещать уральцам Урал, надо доказать, что Урал у них кто-то пытается отобрать. Ничего подобного сделано не было, если не считать более чем неудачной листовки про то, что Хабаров не пустил на Урал «хаттабов». Сочетание образа этакого защитника с имиджем законо-послушного бизнесмена рождает ряд вопросов: каким образом председатель ОПС «Уралмаш», занимающийся, судя по рекламе, исключительно благотворительностью, сумел защитить Урал от бандитов?
В-третьих, пропагандистская продукция штаба Александра Хабарова была вопиюще непрофессиональной и потому не подействовала на избирателей необходимым образом.
Растяжки со слоганом «Действую по праву!», билборды со слоганом «Урал-уральцам!», видеоролики в неудачных сине-зеленых тонах и крайне неудачным изображением кандидата – все это указывает на нескоординированность, более того, непрофессиональность работы штаба кандидата.
Особого разговора заслуживает газета «Слово и дело». Низкое качество печати и убогое содержание этого издания вызывали закономерное удивление у наблюдателей. Ресурсы кандидата вполне могли обеспечить принципиально иной качественный уровень печатной продукции.
На фоне других агитационных материалов, распространяемых в городе, агитационная продукция штаба Александра Хабарова значительно проигрывала, что явно не добавило сторонников кандидату. К тому же навязчивое и неоднократное распространение по одним и тем же районам одних и тех же агитационных материалов вызывало у избирателей раздражение, которое не добавляло желания отдать свой голос Александру Хабарову.
Самое главное – полное отсутствие в кампании каких-либо свежих идей. Особенно симптоматично то, что ролики Семен Спектора и Александра Хабарова были скандально однотипны, что явно сыграло во вред обоим. Все приемы, использованные штабом Хабарова, уже многократно использованы в других кампаниях, причем в недавних кампаниях, а потому неэффективны. Хотя очевидно, что такому кандидату, как Хабаров необходимы свежие решения и принципиально новые подходы.
Выводы
Новые выборы по Орджоникидзевскому округу все-таки оставляют Александру Хабарову возможность стать депутатом. Но для этого необходимо учесть все недоработки предыдущих трех кампаний и полностью изменить тактику и стратегию работы с электоратом. В противном случае эта кампания будет развиваться точно так же и приведет к подобным же, неудовлетворительным, результатам. Участие в выборах Надежды Голубковой, поддерживаемой городской администрацией, еще более осложняет дело: как выясняется, она имеет шансы победить на выборах.
Представляются возможными и перспективными две стратегии, основанные на противоположных подходах к построению имиджа кандидата и всей кампании по выборам в Орджоникидзевском округе.
Стратегия первая, «отрицательная». Психологически она наиболее трудна для кандидата и его штаба, но способна привести к победе в довыборах и дать кандидату четыре года работы в Думе для смены имиджа на «положительный».
Суть этой стратегии заключается в отработке простой и жесткой логики: «мы голосуем за Хабарова, чтобы он уехал из города». Учитывая большой процент избирателей, участвующих в выборах и голосующих против всех, эта мотивация может успешно сработать.
Применяя эту стратегию, кандидат должен «засветиться» с заявлениями типа «когда я стану депутатом, я уеду в Москву и буду жить там, чтобы участвовать в работе Думы». Параллельно в округе должны распространяться листовки с текстами, призывающими проголосовать за Хабарова и таким образом избавить от него город. Естественно, что и агитация за Хабарова тоже должна вестись, чтобы мобилизованный ранее электорат проголосовал за него.
Стратегия вторая, «положительная». Она гораздо более сложна, но психологически значительно комфортнее, и для избирателей, и для кандидата.
Главная идея кампании – показать Александра Хабарова не как лидера ОПС «Уралмаш», а как личность, кандидата педагогических наук, спортсмена.
Кандидат должен быть искренним, убедительным и четко позиционированным. Необходимо определить образ кандидата и тщательно следить за его сохранением. Главное – отказаться от не оправдывающего себя имиджа, который отрабатывался в предыдущих кампаниях: застегнутый на все пуговицы хмурый «серьезный» человек.
Несколько месяцев, оставшихся до повторных выборов, позволяют полностью изменить имидж кандидата. Но это очень тонкая работа, требующая привлечения профессионалов достаточно высокого уровня.
© 2000, «Регион-Эксперт», Фёдор КРАШЕНИННИКОВ
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».