Пластиковые права автомобилисты не смогут получить еще как минимум год – последствия «гаишного» скандала в Свердловской области
Скандал на Среднем Урале, связанный с неправомерным взиманием ГИБДД денег у автомобилистов на изготовление пластиковых водительских удостоверений, вновь получил продолжение.
Напомним, в начале текущего года в комитет по защите прав автомобилистов Свердловской области стали поступать жалобы от автолюбителей уральской столицы, в которых говорилось о незаконных действиях сотрудников Госавтоинспекции. Областное управление ГИБДД взимало дополнительную плату (помимо 200-рублевой госпошлины) за выдачу водительского удостоверения на пластиковой основе в размере 250 рублей за карточку. В связи с этим, екатеринбургские автомобильные правозащитники 11 июля текущего года, руководствуясь решениями Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, в которых говорилось о незаконности взимания иных, кроме установленных законом, платежей при выдаче водительского удостоверения, подали соответствующий иск в Октябрьский суд города. Решение суда, озвученное 20 июля, было следующим: обязанность водителей дополнительно оплачивать пластиковые водительские удостоверения в УГИБДД ГУВД является незаконной – все оплаты за специальную продукцию должны производиться за счет областного бюджета.
Решение суда УГИБДД ГУВД Свердловской области выполнило. Однако, 1 сентября текущего года Госавтоинспекция, ссылаясь на то, что в управлении нет необходимой аппаратуры и материалов для изготовления спецпродукции, вообще прекратила выдачу пластиковых удостоверений. Сегодня они выдаются только тем водителями, кто оплатил их изготовление до 1 сентября. «Производитель не может работать в убыток, поэтому договор с нами был расторгнут. В связи с этим, в областном управлении сегодня можно получить только обычное бумажное ламинированное удостоверение, которое в отличие от «пластика» стоит в два раза дешевле – 100 рублей, не считая оплаты двух фотографий», – отметили тогда в пресс-службе ГИБДД.
Изготовлением пластиковых карточек для автовладельцев занимался местный оптико-механический завод (ПО «УОМЗ»), взимаемые ранее 250 рублей поступали на счета предприятия. После вступления в законную силу решения Октябрьского районного суда УГИБДД ГУВД по Свердловской области, предприятие заявило об остановке выпуска пластиковых удостоверений и перестало выдавать гражданам водительские права образца № 2.
В ноябре «Новый Регион» направил запрос министру финансов Свердловской области Марии Серовой, чтобы выяснить, достаточно ли было выделенных УГИБДД ГУВД по Свердловской области средств на изготовление водительских удостоверений. Ответ Минфина был следующим: «На 2007 год ГУВД по Свердловской области предусмотрены ассигнования в сумме 3515,3 миллиона рублей, в том числе, согласно представленным Главком расчетам на текущий год, были запланированы средства на изготовление водительских удостоверений в сумме 17,3 миллиона рублей».
Однако, как сообщил «Новому Региону» член совета Комитета по защите прав автомобилистов (КЗПА) Владимир Селянин, на его запрос в ГУВД ответили, что «бюджетное финансирование на изготовление пластиковых удостоверений не осуществляется». Таким образом, заключает правозащитник, средства на образец прав №2 Главком вообще не запрашивались в Минфин, поэтому их и не было выделено. «В настоящее время в России существует два вида водительских удостоверений: на бумажной основе и на пластиковой. Первое для всех российских автомобилистов изготавливается на Пермской печатной фабрике Гознака за счет средств, выделяемых органами исполнительной власти регионов. Что касается прав на пластиковой основе, то на территории Свердловской области они изготавливаются на ФГУП ПО «УОМЗ», которое имеет патент на изобретение способа изготовления идентификационного документа. Не исключено, что все выделенные свердловским областным бюджетом средства на изготовление пластиковых водительских удостоверений Главком были полностью направлены в Пермь на оплату бумажных удостоверений. Либо, деньги затерялись в управлении. Может быть, отсутствие финансирования связано не только с отсутствием договора между ФГУП ПО «УОМЗ» и ГУВД, который вообще, если честно, закончился в феврале этого года. Посудите сами: зачем в принципе запрашивать средства из казны, если горожане добровольно оплачивали изготовление водительских прав?», – отмечает Селянин.
Между тем, как пояснил «Новому Региону» правозащитник, договоры на изготовление удостоверений заключает с производителями ГУВД и оно же на их основе запрашивает средства из областного бюджета. Однако, так как на сегодняшний день договора с оптико-механическим заводом нет, нет и выделяемых средств на продукцию, которая изготавливалась на данном предприятии. Принятие же решения об определении поставщика в соответствии с действующим законодательством осуществляется на основании решения конкурсной комиссии. Конкурс планируется провести в марте следующего года. «Допустим, он состоится, – говорит Селянин. – Между его победителем и ГУВД будет заключен договор, на основании которого Главк обратится за компенсацией стоимости расходных материалов по изготовлению водительских удостоверений образца №2 в Минфин. Однако, поскольку бюджет на 2008 год уже сформирован, средства придется ждать до наступления 2009 года».
По словам правозащитника, еще в 2006 году, когда Верховный Суд РФ объявил о незаконности взимания иных, кроме установленных законом, платежей при выдаче специальной продукции (номерные государственные автомобильные знаки, различные бланки, водительские права и так далее), начальник свердловского УГИБДД ГУВД Юрий Демин дал указание выполнять его всем своим подразделениям. Однако, с 1 января 2007 года инспекторы прекратили взимать средства за всю специальную продукцию, кроме пластиковых удостоверений.
По словам правозащитника, остается непонятным, почему тогда, когда ГИБДД перестроилось на новую систему, это не коснулось водительских удостоверений. «На пермской фабрике Гознака, куда поступают средства из свердловского областного бюджета и где заказываются бумажные удостоверения и на других предприятиях, где изготавливаются госномера, каждая копейка жестко контролируется (так как бюджетные деньги), – говорит Селянин. – А на ФГУП ПО «УОМЗ» поступали средства от граждан, поэтому с ними можно было делать все что угодно». По данным ГИБДД, ежемесячно в Свердловской области выдавалось 10 тысяч удостоверений, себестоимость которых 35 рублей. Каждый гражданин платил за них 250 рублей. Получается, что в год производитель на свой счет получал 30 миллионов рублей», – заключает собеседник агентства.
Между тем, как отмечают в областном управлении ГИБДД, в конце двадцатого столетия был произведен массовый обмен водительских удостоверений (их срок годности 10 лет). В связи с этим на 2008-2009 годы придется пик их повторной замены. С целью исключения очередей в регистрационно-экзаменационных подразделениях ГИБДД Свердловской области по замене водительских удостоверений, в Госавтоинспекции настоятельно рекомендует обращаться в РЭП ГИБДД по данному вопросу заблаговременно, не дожидаясь окончания их срока действия.
Для справки:
По словам екатеринбургских правозащитников, в России средства на изготовление пластиковых водительских удостоверений взимаются ГИБДД в шести регионах. До последнего времени Средний Урал входил в их число. Однако, с 1 сентября текущего года он стал единственным субъектом РФ, где права образца №2 не выдаются вообще.
Ссылки по теме:
Последствия «гаишного» скандала в Свердловской области: автомобилисты не могут получить права >>>
В Свердловской области ГИБДД продолжает незаконно продавать пластиковые права автомобилистам >>>
Екатеринбург, Игнат Святки
© 2007, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».