Кремль устал делать намеки и послал за губернаторами черный воронок
Уголовные дела и аресты станут в ближайшее время основным аргументом в борьбе Кремля с неугодными губернаторами, которые не понимают намеков и не хотят добровольно уходить в отставку. По мнению политологов, именно силовой метод наиболее эффективен для смены элит в субъектах РФ. В первую очередь давление правоохранителей почувствуют на себе региональные руководители, которые выдвинулись и набрали силу в эпоху «позднего ельцинизма».
Сегодня стало известно о том, что в Саратове готовится судебный процесс в отношении гражданской жены губернатора Аяцкова – Ольги Сергеевой. Она обвиняется в хищениях в особо крупных размерах.
«В прошлом сбор компромата на политического противника и заведение уголовных дел на слишком самостоятельных губернаторов были лишь одним из многочисленных способов борьбы и влияния. Теперь же этот метод становится если не главным, то значимым, – заявил «Новому Региону» политолог Эдуард Абелинскас. – Взять то же назначение губернаторов. Теперь кандидаты не смогут занять пост главы региона путем очарования избирателей. А чтобы очаровать администрацию президента им придется использовать в том числе такие методы, как дискредитация противника». По словам политолога, для того, чтобы понять, что силовой ресурс с некоторых пор вытеснил политический, далеко ходить не надо. «Достаточно сказать, что на свердловского губернатора Росселя уже оказывается подобное давление. Против него интригуют группы, заинтересованные в смене главы региона, в частности, это люди из полпредства, ряд ФПГ и их лоббисты. Не исключено, что все это может закончиться сливом какого-нибудь «громкого» компромата», – говорит Эдуард Абелинскас.
Стоит отметить, что над многими губернаторами тучи начали сгущаться еще несколько лет назад. Первый шаг был сделан в 2001 году, когда Владимир Путин лишил глав регионов неприкосновенности, изгнав их из Совета Федерации.
В результате за последние годы уголовные дела были возбуждены против десяти губернаторов. До суда и приговора пока ни одно не дошло, а большинство уже прекращено в связи с «отсутствием состава преступления» или «изменившимися обстоятельствами». Как считают эксперты, сильные губернаторы, которые «обросли» связями и бизнес-структурами (а соответственно, на которых можно быстро собрать компромат) могут уйти со своего поста только тремя способами: назначив преемника, уйдя на повышение в правительство или сев в тюрьму. При этом для федеральной власти наименее затратен третий вариант.
Методика арестов начала активно применяться с 2000 года. Как правило, репутация неугодного политика подмачивалась незадолго до выборов, на которых тот имел все шансы быть переизбранным. После того, как губернатору Тверской области Владимиру Платову было предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий по уголовному делу о хищении облигаций, он с треском проиграл губернаторские выборы в декабре 2003 года. Сам Платов себя виновным не признает и заявляет, что уголовное дело не более, чем провокация, направленная против него накануне выборов.
Весной прошлого года было возбуждено уголовное дело против губернатора «ельцинского призыва» Дмитрия Аяцкова. Судя по всему, причиной послужило официальное заявление главы Саратовской области о том, что он намерен участвовать в выборах губернатора, которые пройдут в марте 2005 года. Постановление о возбуждении уголовного дела в отношении губернатора Саратовской области Дмитрия Аяцкова вскоре было отменено, однако «осадочек» у избирателей остался.
Осенью прошлого года Кремль полностью изменил правила игры: губернаторов больше выбирать не придется, их будет назначать президент. Чтобы исключить, возможность Аяцкова повлиять на администрацию президента через своего старого друга Бориса Ельцина и лишить его всех шансов на назначение, федеральные власти послали Аяцкову «последнее китайское предупреждение». На этот раз жертвой силового ресурса стала гражданская жена саратовского губернатора. Накануне выборов Генеральная прокуратура закончила расследование уголовного дела по статье 159 ч 4. (мошенничество в особо крупном размере) в отношении гражданской супруги Дмитрия Аяцкова Ольги Сергеевой. Поводом послужила фальсификация управделами ряда строительных документов, позволившая Сергеевой незаконно получить в собственность два коттеджа в Октябрьском ущелье общей площадью 1700 квадратных метров, строившихся для областного правительства.
Как отмечают политологи, региональные элиты уже научились держать нос по ветру и перенимать методы работы федеральной власти. Поэтому, считает Эдуард Абелинскас, инициатива «силового воздействия» быстро распространится и приживется в регионах. «Не обязательно «наезд» на кандидата в губернаторы будет случаться по указке аппарата президента или Генпрокуратуры. Подобные методы вполне могут использовать политики регионального уровня. Делать они это будут с целью дискредитировать, а, возможно, и ликвидировать потенциальных соперников», – подчеркнул политолог Эдуард Абелинскас.
Екатеринбург, Дарья Травкина
© 2005, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».